Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Содержание

Введение
I. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
III. Виды органов исполнительной власти
IV. Правительство Российской Федерации
V. Федеральные органы исполнительной власти
VI. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
VII. Территориальные органы исполнительной власти
VIII. Органы местного самоуправления в системе публичной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СГМУ.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Федеральные агентства являются  федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими в установленной  сфере деятельности функции по  оказанию государственных услуг,  по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулиро­вание в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). Федеральное агентство ведет реестры, регист­ры и кадастры.

 

Конкретный перечень существующих в настоящее время федеральных  министерств, федеральных служб  и федеральных агентств определен  Указом Президента РФ «О системе и  струк­туре федеральных органов исполнительной власти».

 

 

 

VI. Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.

 

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется  в 89 субъектах  РФ Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:

 

1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания Системы республиканских исполнительных органов;

 

2) в краях и областях (т. е.  администравно территориальных  единицах), устанавливающих системы  органов исполнительной власти в своих уставах; 3) в автономных образованиях (одна область и округа;

 

4) в городах федерального значения (Москве и Санкт - Петербурге);

 

В целях преодоления противоречий регионального законодательства 90-х  гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным законодателем были установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формированием региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

 

  В соответствии с вышеназванным Законом система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицами субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего волнительного  органа государственной власти субъекта РФ).

 

В субъекте РФ устанавливается система  органов исполнительной власти  во главе с высшим исполнительным органом  государственной субъекта РФ, который возглавляет руководитель  ( президент республики, губернатор, глава администрации).  Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность высшего должностного лица субъекта РФ, которое возглавляет в данном случае высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

 

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) избирается на срок не более пяти лет (и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, консти­туцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ.

 

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одно­временно депутатом Государственной Думы Федерального Со­брания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или го­сударственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

 

Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные пол­номочия:                     

 

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении Внешнеэкономических связей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени, субъекта РФ;

 

 б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным органом государственной власти субъекта РФ;

 

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством  субъекта РФ;

 

г) вправе требовать созыва внеочередного  заседания законо­дательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный  законодатель­ный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной _власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

 

д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса.               

 

Руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ может осуществлять и иные полномочия. При этом он обязан соблюдать. Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

 

 Высшее должностное лицо  субъекта РФ издает на основе  федеральных и региональных законов, нормативных актов Пре­зидента РФ и Правительства РФ указы (постановления) и рас­поряжения, которые обязательны к исполнению на территории  соответствующего субъекта РФ.

 

Законодательством предусмотрены  случаи досрочного пре­кращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: его смерть; его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении его в законную силу обвинительного  -  приговора суда; его выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации утрата им гражданства РФ; его отзыв избирателями субъекта РФ, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Субъект РФ вправе вводить институт отрешения от должности высшего  должностного лица, что может иметь  различные основания.

 

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может выразить недоверие высшему долж­ностному лицу субъекта РФ в случае:

 

а) издания им актов, противоречащих Конституции РФ, фе­деральным законам, конституции (уставу) законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит их в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

 

б) установления соответствующим судом  иного грубого на­рушения Конституции  РФ, федеральных законов, указов Пре­зидента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло, за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.      

 

Решение законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ влечет за собой немедленную отставку этого должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

 

Конституция (устав) и законы субъекта РФ могут регулировать отношения в случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не в состоянии исполнять свои обязанности. Тогда их временно исполняет должностное лицо, определенное зако­нодательством субъекта РФ.

 

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ могут прекратиться досрочно и в случае отрешения его от должности Президентом РФ. Президент РФ может вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в случае:

 

а) издания высшим должностным лицом  субъекта РФ нормативного правового  акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочии мер по исполнению решения суда;

 

б) уклонение  высшего должностного лица субъекта РФ в течение двух месяцев со дня издания указа  Президента РФ о приостановлении  действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену   приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений. Если в течение этого срока  высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

 

Срок, в течение которого Президент  РФ выносит предупреждение высшему  должностному лицу субъекта РФ, не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу решения  суда или со дня официального опубликования указа Президента  РФ о приостановлении действия нормативного правового акта у высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, если высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

 

 Если в течение месяца  со дня вынесения Президентом  РФ предупреждения высшему Должностному  лицу субъекта РФ указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения. Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности. Президент РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством РФ, вправе по мотивированному представлению генерального прокурора РФ временно отстранить высшее  должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении  тяжкого или особо тяжкого преступления. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти  субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование этого органа, его структура, порядок его (формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.  Данный орган обладает правами юридического лица, имеете гербовую печать.            

 

Финансирование высшего исполнительного  органа государ­ственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов испол­нительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

 

Высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия:

 

а) осуществляет в пределах своих  полномочий меры по реа­лизации, обеспечению  и защите прав и свобод человека и граж­данина, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный);

 

орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а  также проекты программ социально-экономи­ческого  развития субъекта РФ;

 

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

 

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

 

д) управляет и распоряжается  собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также  федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

 

е) вправе предложить органу местного самоуправления, вы­борному или иному  должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством  РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

 

ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеративными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения в взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

 

 з) осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

 

Информация о работе Органы исполнительной власти