Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).
государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную
целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг,
герб и другие атрибуты государственности.
В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических
структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили
Договор именно для того,
чтобы унифицировать эти
белорусских и российских граждан.
Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения
между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и
формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также
соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной
единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года,
межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового
законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного
государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа
2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и
создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном
государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января
2001 года.
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической
интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических
комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок
энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти,
газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов
нефтепереработки.
В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические
интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов,
насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство
провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его
создания и функционирования является проведение согласованной социальной
политики.
Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного
сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой
частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего
между российскими регионами и органами государственного управления
Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов,
направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-
экономических, научно-технических и культурных связей.
В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций
регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и
Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская и
Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия).
Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь –
можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от
общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва,
Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская,
Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский
край.
В рамках реализации
Программы согласованных
политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами
двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен
информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный
интерес. [18]
В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в
дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям
новой динамики.
«Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но к
числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при
изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось
сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и
принципы, на которых основывается Союз.
Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны в
состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность
Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров.
Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, к
которому нет смысла возвращаться.
У российского
руководства есть понимание
готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на
основе принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном
обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15]
Принятый на
референдуме Конституционный
юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов
Союзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращении
парламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве России
бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она на
сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним
изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается и
государственного
считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не
учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в
России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая
ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином
государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые
возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно-
стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы
России и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то
краем в Российской Федерации.
Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой,
так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты
другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный
статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка
Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого
эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.
Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и
российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства.
Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить
перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской
неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение
основной части национального богатства небольшой группой так называемых
олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими
слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной
рыночной экономики
российской экономической интеграции.
Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально
существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.
Но из этого
надо делать правильные выводы.
действительности тезис о том, что разница экономических укладов
препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг,
объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому
доказательство.
Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться,
ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты.
Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого
экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.
Отрадно уже
то, что именно белорусско-
понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и
только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской
Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану
подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы
можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация
готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой
Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не
подлежит публичному обсуждению.» [15]
Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он
отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства
союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.
К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем
невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи
алгоритмы их решения для небольшой страны.
Решение наиболее
важных белорусских проблем
- Беларусь живет
в условиях экологической
белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности
вне национального экономического пространства,
- новый виток
научно-технической революции
вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с
модернизацией производственных технологий,
- приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую
геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться.
[20]
Региональные
приоритеты Республики
порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.
[18]
Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные
стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики
и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная
ориентация Беларуси помогла:
- сохранить рынок
для продукции крупных
- сохранить социальную стабильность,
- укрепить государственные институты,
- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших
проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20]
Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые
постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:
- идеологическая
ориентация на русскую
идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в
геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;
- Запад создал
значительные проблемы для
западным рынкам, технологиям, инвестициям;
- европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и
приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала
самостоятельную политику на Востоке;
- антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной
мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации
России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной
идеологической
ориентации на русскую
- русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности,
несмотря
на начавшийся в России
- в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для
развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается
для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет
и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским
гигантам технологий;
- замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на
Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20]
Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,
Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время
внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.
Зоной белорусской
Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь