Политичекая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие формы государства и её элементы……………………………….5
II. Общая характеристика формы правления……………………………….7
2.1. Основные черты монархической формы правления………….7
2.2.Признаки и виды республиканской формы правления……….9
III. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства, его виды………………………………………………………….12
3.1. Унитарное государство………………………………………..12
3.2. Федерация……………………………………………………...13
3.3. Конфедерация………………………………………………….14
IV. Виды политических режимов…………………………………………….15
4.1. Демократия и её формы……………………………………….15
4.2. Антидемократические режимы и их признаки………............17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Понятие формы государства и её элементы……………………………….5

II. Общая характеристика формы правления……………………………….7

2.1. Основные черты монархической формы правления………….7

2.2.Признаки и виды республиканской  формы правления……….9

III. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства, его виды………………………………………………………….12

3.1. Унитарное государство………………………………………..12

3.2. Федерация……………………………………………………...13

3.3. Конфедерация………………………………………………….14

IV. Виды политических режимов…………………………………………….15

4.1. Демократия и её  формы……………………………………….15

4.2. Антидемократические  режимы и их признаки………............17

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Вопрос о форме государства  имеет важное теоретическое и  практическое значение. От того, как  организована и как реализуется  государственная власть, определяющим образом зависят эффективность  государственного руководства и  правопорядка в стране. Тем более  в настоящий период вопрос формы  государства является весьма злободневным для нашей страны и юридической  науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного  государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей.

Степень разработанности  проблемы. В научной литературе ей традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими ее сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом. В настоящее время существует работы, посвященные форме государственного устройства и проблемам государственного суверенитета, в частности труды М.Н.Марченко, Коваленко А.И., Венгеров А.Б., Решетников Ф.М., Черданцев А.Ф., Хропанюк В.Н., Никитин А.Ф., Нерсесянц В.С., Комаров С.А. и многие другие.

Объектом исследования является государство, его типы и формы, строение, его основные составные части, внутренняя структура, основные методы становления и осуществления государственной власти.  
Предметом исследования в данной работе являются закономерности возникновения, становления, развития и существования различных типов.

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

-дать общую характеристику формам государства;

-рассмотреть признаки и разновидности форм правления;

-проанализировать формы государственного  устройства;

-иметь общее представление о  видах политических режимов.

Структура исследования: т.к.  понятие формы государства принято раскрывать через ее элементы, поэтому в первой главе рассмотрим понятие формы государства; во второй - формы правления (ее именуют также формой государственного правления); в третьей - формы государственного устройства. Их именуют также формой национально-государственного устройства, формой политико-территориального устройства, формой территориального устройства, и под ними понимается уже территориальная организация государственной власти; наконец, в четвертой главе изучим политический режим (его именуют также государственным или государственно-правовым режимом), который рассматривается в качестве элемента формы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие формы государства и её элементы

Понятие формы государства является одним  из важнейших содержательных характеристик  государствоведения. Несомненно также  и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в  качестве принципа упорядочивания, синтезирования материи государственности. Научные  разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют  об известной недооценке данной категории. Однако, строгость и четкость формы  государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

По  вопросу о понятии формы государства  в советской юридической науке  имелись различные взгляды. Одни авторы под формой государства понимают "организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима". При этом под формой правления  имеется в виду организация верховной  власти государства, характеризующая  ее источниками, взаимоотношениями  органов государства между собой  и с населением.

Другие  авторы различают форму государства  в узком и широком смысле. При  этом под формой государства в  узком смысле принято считать  форму правления, а в широком -  форму правления и форму государственного устройства. Политический режим в таком случае рассматривается как момент, характеризующий сущность государства.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает  в разных аспектах. Во-первых, это  определенный порядок образования  и организации высших органов  государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом, традиционно  отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Нетрудно заметить, что  содержание такого понятия как “форма государства” - три указанных выше блока, весьма четко привязывается  к трём основным характеристикам  государства как особой политической, структурной и территориальной  организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и  соответственно изучать.

Вот почему форму государства  можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором  проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной  власти, территориальную организацию  населения.

Но это пока самый общий  подход к пониманию формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего  продвижения необходимо подробно рассмотреть  все три блока, составляющие форму  государства, увидеть их взаимосвязь  и взаимодействие, понять, почему теоретическая  политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно  назвать следующие:

1. Историческая традиция  развития национальной государственности.  Так, устойчивость монархических  форм правления в таких странах,  как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с просим  тем, что монархия в этих  государствах существовала на  протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности  становления самой национальной  государственности. Например, принятие  такими странами, как США, ФРГ,  Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты,  федеративной формы государственного  устройства объясняется историческими  условиями возникновения самого  государства, а не национальными  моментами.

3.Принятие той либо  иной государственной формы объясняется  также национальным составом  населения данной страны. Именно  эти обстоятельства обусловили  установление федерации в таких  многонациональных государствах, как,  например, Индия.

4.Избрание той или иной  государственной формы в молодых  странах, освободившихся от колониальной  зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакестане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления, в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

 

 

 

II. Общая характеристика формы правления

Рассмотрим первую составную  часть структуры формы государства  – форму правления. Теория государства, фиксирую в его истории реально  возникающие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это  деление форм правления по числу  правящих лиц. Если власть принадлежит  одному – монархия, если многим –  аристократия, если всем – демократия или республика. Существование такой  классификации отмечено еще Геродотом  в его повествовании о споре  между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления  следует установить в Персии, после  убийства Лже-Смердиса. Критика этой классификации восходит к Платону  и Аристотелю.

Первый из них различал формы правления в зависимости  от преобладания в государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и  умеренности. Второй – в зависимости  от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными  те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными  – те, в которых у правителей преобладает личный интерес.

Понятие формы правления  в теории государства и права  позволяет уяснить: как создаются  высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны; в  какой мере организация высших органов  государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Приведем два варианта определения этой формы государства:

  1. Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.
  2. Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент).

Рассмотрим эти две  формы правления: монархию и республику.

2.1. Основные черты  монархической формы правления

Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Признаками  монархической формы правления  являются:

1) существование единоличного главы  государства, пользующегося бессрочной  пожизненной властью;

2) наследственный порядок преемственности  верховной власти;

3) юридическая независимость и  безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрасигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

Существуют  две системы наследования престола — персональная и семейная. При  персональной системе трон наследует  конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет  несколько разновидностей:

Информация о работе Политичекая культура