Политическая оппозиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Выяснение причин возникновения, форм деятельности, характеристик политической оппозиции, определение ее роли в политической жизни российского общества приобретают все возрастающее научное и практическое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая оппозиция.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

 

 Многие политические партии  и их лидеры неоднозначно оценивают  инициативу власти по разработке  и принятию закона о гарантиях  оппозиции и оппозиционной деятельности. Об этом высказывались представители  партий “Эркиндик”, “Кыргыз Жери” и т.д. Нет единообразного мнения и у значительной части депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Нередко высказываются опасения, что закон может принести больше вреда, чем пользы.

 

 Вероятно, это происходит по  ряду причин:

 

* непонятно о какой оппозиции  идет речь. Что понимать под  этим термином. Имеется ли в  виду парламентская оппозиция,  общественная оппозиция, партийно-коалиционная  оппозиция, протестная или какая-либо  еще оппозиция;

* неясно, по каким критериям  определять, кто есть оппозиция,  а кто нет;

* мало понятно, какие права и обязанности будут предусмотрены в законе, помимо тех прав и обязанностей, которые уже гарантирует конституция и ряд других действующих законов.

 

 Что такое оппозиция

 

 Существуют различные типологии  оппозиции. Она бывает партийной,  внутрипартийной, парламентской,  гражданской, групповой и т.п.  Оппозиция может объединять людей  по идеологическому, региональному,  этническому и иным принципам.  Но определяющим словом в деятельности  оппозиции является “политическая  власть”, борьба за нее и  стремление к ней.

 

 Оппозиция - это политическая  сила, несогласная с действующей  властью. Но это не просто  “сила против”, а еще и сила, предлагающая свой альтернативный путь развития. Кроме того, это признанная сила, которая имеет определенный общественный и правовой статус и опирается на поддержку своих избирателей.

 

 Если обобщить различные  взгляды, существующие среди общественности  Кыргызстана относительно того, что понимать под оппозицией, то есть два подхода:

 

* оппозиция это все те, кто  не согласен с властью;

* оппозиция это политическая  партия (партийная фракция), оказавшаяся  в меньшинстве в парламенте.

 

 Согласно законодательству  Кыргызстана, единственными организационно-коллективными  субъектами выборов в стране  являются политические партии. А  выборы, как известно, также единственный  легитимный путь прихода к  власти в демократическом обществе. Таким образом, на наш взгляд, применительно к опыту Кыргызстана  и необходимости четкого структурирования  политической и партийной системы,  только партиям (или их образованиям  в парламенте, например фракциям) следовало бы дать возможность  претендовать на роль институционализированных и легитимных субъектов оппозиции. Признание оппозицией всех других физических или юридических лиц будет лишь способствовать аморфности и размытости и без того расплывчатой политической системы Кыргызстана.

 

 Постепенно, с ростом политической  культуры и традиций в обществе, понятие оппозиция станет ассоциироваться  в умах людей не с широким  слоем протестующих, а с четко  очерченной группой, борющихся  за политическую власть и имеющих  сильные позиции в обществе, сил.

 

 По нашему мнению, в целях  формирования политических традиций, а также осуществления правового  регулирования деятельности политической  оппозиции в стране, уже сейчас  под оппозицией следует понимать  парламентскую фракцию (партию), представляющую иную, чем президент,  политическую силу.

 

 Вероятнее всего такая партия (фракция) будет представлять  собой парламентское меньшинство.  Однако не исключена и такая  ситуация, когда оппозицией к  президенту (фактическому главе  исполнительной власти) может выступать  парламентское большинство. В  странах с парламентской формой  правления такое разграничение  легко проводить. Там оппозиция  - всегда парламентское меньшинство.  В республиках со смешанной  формой правления, каковой является  Кыргызстан, ситуация с оппозицией  не столь явная и часто меняется.

 

 Тем не менее, наиболее  приемлемый способ определить  политическую силу как оппозицию  - квалифицировать в качестве  таковой парламентскую партию (фракцию).

 

 Причины такого подхода следующие:

 

* партия (фракция) парламентского  меньшинства (большинства), получила  свой мандат на выборах от  избирателей, т.е. легитимна и  не является “самозванной организацией”;

* партия (фракция) имеет организационную  структуру и финансовые возможности  и, следовательно, может выступать  реальным оппонентом власти;

* взаимоотношения между оппозицией  и властью осуществляются преимущественно  в парламенте, что позволяет снизить  политизированность всего общества  и перенести политическую борьбу  с улиц и площадей в плоскость  принятия реальных решений путем  обсуждения законопроектов, критики  действующей власти и предложения  альтернативных путей развития;

* способствует профессионализации  оппозиции;

* у граждан страны складывается  четкое понимание того, какая  сила (партия) ответственна за удачи,  равно как и неудачи государственной  политики, а какая сила (с уже  известной программой действий) может придти к власти в будущем.

 

 Не единственным, но самым  существенным тормозом на пути  формирования предлагаемого понимания  оппозиции, является специфический  дизайн нынешнего парламента  Кыргызстана, когда он является  фактически непартийным по своему  составу, о чем будет сказано  позднее.

 

 Какие условия необходимы  для становления и укрепления  оппозиции 

 

 Для того, чтобы оппозиция в стране окрепла и стала реальным субъектом политической жизни, необходимо проведение ряда реформ, затрагивающих, прежде всего, избирательный процесс, партийную систему и систему формирования высших органов государственной власти.

 

 Важными институтами, определяющими  общие рамки ведения политической  борьбы, являются избирательная  и партийная системы, существующие  в каждой конкретной стране. Избирательная  система, - потому что в соответствии  с правилами и процедурами,  предусмотренными в ней, формируются  высшие органы государственной  власти и в соответствии с  ней взгляды и интересы всех  общественных групп становятся  представленными (в большей или  меньшей степени) во власти. Партийная  система, в значительной степени  является зависимой от дизайна  избирательной системы и отражает  то, сколько партий имеют реальные  шансы придти к власти, а также порядок взаимоотношений между политическими партиями. Реформирование и развитие этих институтов в пользу справедливой репрезентативности во власти, а также искоренению таких явлений как трайбализм, регионализм, клановость и непотизм, крайне актуально для Кыргызстана на современном этапе его развития.

 

 Сейчас в Кыргызстане, вместе  с процессом обсуждения конституционной  реформы, обсуждаются и фактически  закладываются основы будущей  партийной системы. Оппозиция  в стране еще слабо структурирована  и развиваться она будет вместе со становлением партийной системы.

 

 Отсутствие “спроса” на  партии в качестве основного  инструмента для прихода и  нахождения во власти - основная  причина их сегодняшней стагнации.  Развитие политической и партийной  культуры, идеологическая неартикулированность и малое количество приверженцев политических партий разных мастей является следствием, а не причиной неразвитости партий.

 

 Если будет изменен принцип  формирования парламента, а именно - принята пропорциональная система  выборов, когда Жогорку Кенеш будет формироваться из представителей партий, а не политиков-одиночек, то партии получат мощный стимул к развитию. Парламент будет сформирован партиями. Следовательно, появятся партии, находящиеся на стороне власти и те, кто против. Причем такое деление будет относительно ясным, поскольку партии являются устойчивыми организациями с присущей им корпоративной дисциплиной и ясно прописанной программой.

 

 Кроме того, непременным условием  существования реальной, демократической  оппозиции является наличие в  стране по настоящему независимой  судебной власти. Если Конституция  и принятые на ее основе  законы провозглашают права, свободы  и обязанности граждан и государственных  институтов, то независимая судебная  система стоит на страже этих  прав. Без нее любые, пусть даже  и очень хорошие законы, превращаются  в пустые слова, не подкрепленные  практикой. Независимая судебная  власть является арбитром, вершащим  суд на основе права, а не  административного ресурса. Отсутствие  независимого суда изначально, в  случае конфликтной ситуации, создает  преференции в пользу власти  и выступает всегда против  ее оппонентов.

 

 Правовая база и политический  режим

 

 Некоторые политические силы  Кыргызстана убеждены, что для  институционализации оппозиции,  предоставления ей определенных  гарантий, с учетом нашей господствующей  традиции по подавлению инакомыслия,  необходимо принятие закона о  гарантиях деятельности оппозиции.

 

 Здесь необходимо отметить, что система правовых норм, выглядящих  демократическими, нередко не совпадает  с тем, каков на самом деле  политический режим в стране. Внешне с законодательством все  может быть в порядке, а вот  реальные методы и формы осуществления  власти могут основываться на  авторитарных или тоталитарных  методах.

 

 Именно поэтому необходимо  выстраивать систему политических  и общественных институтов, которые  бы сдерживали и ограничивали  власть и государство в целом  и держали их под контролем.  Бесконтрольное государство и  власть всегда норовят расширить  свои права и возможности за счет общества и конкретного человека. Контролируемые власть и государство в большей мере служат интересам людей.

 

 Особое место во всей системе  контроля за государством и его органами принадлежит Конституции. Ее основное предназначение - создать механизм сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти, с целью недопущения узурпации власти какой-либо одной ветвью. Только такая система создает реальные предпосылки для взаимного контроля во властных кругах, что в итоге укрепляет демократию, гарантирует и защищает экономические, политические и иные права человека.

 

 Такие компоненты, как независимая  судебная власть, развитой парламентаризм, эффективная, прозрачно действующая  исполнительная власть необходимы  для создания общей эффективно  действующей политической системы  в стране и демократического  режима.

 

 Закон об оппозиции. Возможные  последствия его принятия

 

 Говоря об инициированном  властью, обсуждении закона “О  гарантиях оппозиционной деятельности”,  следует отметить, что в обществе  по этому поводу существует  несколько точек зрения - от “нужно  срочно принять закон” до “ни  в коем случае не принимать  его”. Основными группами интересов,  при этом, выступают естественно  власть, а также влиятельные политические  силы, способные в будущем придти к власти.

 

 Принятие закона могло бы  иметь для них различные последствия.  Здесь необходимо учитывать общий  политический фон и законы  уже существующие в стране.

 

 Принятие закона, повторяющего  конституционные нормы, гарантирующие  такие права граждан, как свобода  объединений, свобода слова, право  на обращение в государственные  органы и т.п. не привнесет  ничего нового в процесс правового  регулирования отношений оппозиции  и власти. Регламентация же деятельности  политических партий и парламентских  фракций уже осуществляется соответствующими  законами. Возможно, эти законы и  требуют совершенствования, но  сделать это можно в рабочем  порядке, не преподнося это  как гарантии каких-то особых  прав оппозиции.

 

 Для оппозиции принятие формального,  но не действующего закона  в лучшем случае не принесет  ничего. При этом власть лишь  создаст видимость политического  конструктивизма, что может послужить  очередным тормозом на пути  реальных демократических реформ.

 

 На этом фоне могут возникнуть  дополнительные, к уже имеющимся, сложности и риски в вопросе становления и деятельности оппозиции. Принятие непродуманного и плохо проработанного закона, особенно вкупе с существованием старых конституционных норм, не способствующих установлению системы сдержек и противовесов трех ветвей власти и, следовательно, неподготовленностью политической системы, может нести в себе следующие угрозы:

 

* вместо расширения и гарантий  прав оппозиции, закон может  существенно ограничить их;

* закон может внести путаницу  в понятие оппозиции, в результате  чего не те организации и  группы, и не с тем объемом  прав и обязанностей, станут объектами  регулирования закона, а, следовательно,  суть деятельности оппозиции  может быть выхолощена;

* принятие декларативного закона  создаст видимость деятельности  без ее реального наполнения, что также опасно, поскольку имитация  политических реформ вместо разрешения  существующих проблем ведет к  лицемерию и “сокрытию болезни”;

* принятие декларативного закона  создает практику малоэффективной  законотворческой деятельности, что  отнимает время у соответствующих  государственных органов и вводит  в заблуждение гражданское общество.

 

 По нашему мнению, вопрос  о том, надо ли сейчас принимать  закон об оппозиции или нет,  является не самым принципиальным.

 

 Гораздо более важным представляется  формирование правового государства,  рост правосознания населения  и политической культуры в  обществе. Только в этом случае  можно говорить о создании  реальных предпосылок для конструктивного  сосуществования власти и оппозиции.

 

 Пока, в полном виде, такие  условия в Кыргызстане отсутствуют.

 

 Изменение положения возможно  только с проведением в стране  конституционной реформы, способствующей  построению системы сдержек и  противовесов всех ветвей власти  и внедрением пропорциональной  избирательной системы, когда  парламент будет формироваться  по партийным спискам. Только  в этом случае можно будет  говорить о наличии в стране  партии (блока партий) власти и  реальной оппозиции.

 

 Тогда появится реальная  основа для разграничений между  теми, кто правит и теми, кто  оппонирует им и в будущем  может придти к власти.

Информация о работе Политическая оппозиция