Политическая оппозиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Выяснение причин возникновения, форм деятельности, характеристик политической оппозиции, определение ее роли в политической жизни российского общества приобретают все возрастающее научное и практическое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая оппозиция.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2. Правовые гарантии парламентской  оппозиционной деятельности

 

Статья 9. Гарантии оппозиционной деятельности при формировании руководства Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и некоторых государственных органов

 

1. Парламентская оппозиция имеет  право:

1) на должность заместителей  Торага;

2) на должности председателей  комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по вопросам бюджета и правопорядка, а также заместителей председателей других комитетов;

3) на должность одного из  заместителей омбудсмена (акыйкатчы) Кыргызской Республики;

4) на равный доступ к государственным  средствам массовой информации;

5) формировать одну треть состава  Центральной комиссии по выборам  и проведению референдумов, Счетной  палаты, Совета по отбору судей.

2. Ограничение гарантированных  настоящей статьей прав парламентской  оппозиции не допускается.

 

Статья 10. Гарантии оппозиционной  деятельности при обсуждении и принятии решений, проведении парламентских  мероприятий Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

1. При рассмотрении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики проектов законов, проектов постановлений Жогорку Кенеша, заявлений, обращений и иных принимаемых Жогорку Кенешем нормативных правовых актов каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, по каждому ставящемуся на голосование вопросу до начала голосования.

2. Оппозиционное депутатское объединение вправе направить запрос Премьер-министру Кыргызской Респубики, членам Правительства Кыргызской Республики, Генеральному прокурору Кыргызской Республики, Председателю Национального банка Кыргызской Республики, Председателю Счетной палаты Кыргызской Республики, Председателю Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики по проведению выборов и референдумов, руководителям иных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований законов «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Решение о направлении запроса принимается большинством голосов от общего числа депутатов, входящих в состав соответствующего оппозиционного депутатского объединения.

3. После выступления на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Премьер-министра Кыргызской Респубики, члена Правительства Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики, Председателя Национального банка Кыргызской Республики, Председателя Счетной палаты Кыргызской Республики, Председателя Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики по проведению выборов и референдумов, руководителя иных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, на том же заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, для изложения позиции оппозиционного депутатского объединения по обсуждаемому вопросу.

 

 

 

Статья 11. Гарантии оппозиционной  деятельности при осуществлении  международных связей Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

При формировании официальных парламентских  делегаций Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, направляемых за пределы Кыргызской Республики, кыргызских частей межпарламентских комиссий, парламентских или рабочих групп, должна быть обеспечена возможность включения в состав каждой делегации, межпарламентской комиссии, парламентской или рабочей группы, депутатов, входящих в состав оппозиционных депутатских объединений, из числа депутатов, рекомендованных оппозиционными депутатскими объединениями.

 

 

 Статья 12. Встречи Премьер-министра  Кыргызской Республики с руководителями  оппозиционных депутатских объединений  в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики

 

Премьер-министр Кыргызской Республики регулярно, не реже двух раз в год, проводит встречи с руководителями оппозиционных депутатских объединений  в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики с участием членов Правительства Кыргызской Республики, приглашаемых по согласованию с руководителями оппозиционных депутатских объединений, для обсуждения важнейших вопросов государственной внутренней и внешней политики, стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и иных вопросов, входящих в компетенцию Правительства Кыргызской Республики. О проведении указанных встреч, обсуждаемых вопросах и достигнутых договоренностях сообщается в государственных средствах массовой информации.

 

 

 Глава 3. Правовые гарантии  оппозиционной деятельности в  органах местного самоуправления

 

Статья 13. Гарантии оппозиционной  деятельности в представительном органе местного самоуправления

 

1. При рассмотрении представительным  органом местного самоуправления  проектов правовых актов каждому  оппозиционному депутатскому объединению  должна быть предоставлена возможность  для выступления его представителя,  определенного соответствующим  депутатским объединением из  числа входящих в него депутатов,  по каждому ставящемуся на  голосование вопросу до начала  голосования.

2. Оппозиционное депутатское объединение  вправе направить запрос главе  местного самоуправления - главе  местной администрации, иным должностным  лицам в соответствии с нормативными  правовыми актами Кыргызской  Республики и уставом муниципального  образования. Решение о направлении  запроса принимается большинством  голосов от общего числа депутатов,  входящих в состав соответствующего  оппозиционного депутатского объединения.

 Должностное лицо, которому направлен запрос оппозиционного депутатского объединения, должно дать ответ на него в устной (на представительного органа муниципального образования) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на заседании представительного органа местного самоуправления. Копии письменного ответа направляются всем депутатам представительного органа местного самоуправления.

3. После выступления на заседании представительного органа местного самоуправления главы местного самоуправления, являющегося главой местной администрации, иных должностных лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и уставом местного сообщества по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц и возглавляемых ими органов, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, на том же заседании представительного органа местного самоуправления для изложения позиции оппозиционного депутатского объединения по обсуждаемому вопросу.

 

 

 

Глава 4. Правовые гарантии внепарламентской оппозиционной деятельности

 

Статья 14. Гарантии оппозиционной  деятельности при проведении публичных  мероприятий

 

Государственные организации телерадиовещания включают в ежедневные информационные программы сообщения о всех публичных мероприятиях (собраниях, шествиях, митингах, пикетированиях и иных публичных мероприятиях), организаторами которых являются оппозиционные политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, о проведении которых соответствующая организация телерадиовещания письменно уведомлена хотя бы одним из организаторов соответствующего публичного мероприятия не менее чем за один день до его проведения.

 

Статья 15. Освещение оппозиционной  деятельности в средствах массовой информации

 

Государственные организации телерадиовещания обязаны распространять информацию о деятельности оппозиционных политических партий в течение времени, отведенного  для освещения деятельности Правительства  Кыргызской Республики.

 

Статья 16. Право ответа на публичную  критику

 

В каждом случае трансляции, опубликования  или изложения государственным  или государственным региональным средством массовой информации выступлений (в том числе интервью, статей) Премьер-министра Кыргызской Республики, членов Правительства Кыргызской Республики, а также представителей политических партий, на основе которых сформированы депутатские объединения в Жогорку Кенеше, составляющие парламентское большинство, содержащих критику положений политической программы, деятельности или отдельных действий оппозиционной политической партии, после трансляции, изложения, опубликования выступления соответствующего должностного лица представителям указанной оппозиционной политической партии предоставляется эфирное время на том же канале организации телерадиовещания, печатная площадь в том же периодическом печатном издании для выступления с ответом на высказанную критику.

 Эфирное время, печатная площадь предоставляются на безвозмездной основе на основании письменного обращения соответствующей оппозиционной политической партии не позднее следующего дня (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания) после даты такого обращения.

 

 

 Глава 5. Ответственность за  нарушения настоящего Закона

 

Статья 17. Обжалование решений и  действий (бездействия), нарушающих права  на оппозиционную деятельность

 

Решения и действия (бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, нарушающие установленные настоящим  законом права на оппозиционную  деятельность , могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 18. Ответственность представителей средств массовой информации за нарушение  настоящего Закона

 

Учредители, редакции, издатели, главные  редакторы средств массовой информации несут ответственность за нарушения  настоящего Закона в порядке, установленном  законодательством о средствах  массовой информации и об административной ответственности.

 

Статья 19. Порядок вступления Закона в силу

 

Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

 

 

 Президент

 Кыргызской Республики

 

Справка – обоснование

 к проекту Закона Кыргызской  Республики

 «Об оппозиционной деятельности  в Кыргызской Республике»

 

Необходимость принятия проекта Закона Кыргызской Республики «Об оппозиционной  деятельности в Кыргызской Республике» (далее – законопроект) определяется тем, что впервые в Конституции  Кыргызской Республики введено понятие  «парламентская оппозиция» (п.3 ст.70), а  в законодательстве Кыргызской Республики отсутствуют специальные правовые нормы, регулирующие функции оппозиционных  политических партий и их взаимодействие с органами государственной власти. В Законе Кыргызской Республики «О политических партиях», создающем правовую основу для деятельности политических партий, специфика оппозиции как особого института государства не отражена. Даже сам термин «оппозиция» не использован. Следует признать, все нормативные положения указанного Закона, учитывая настоящую политическую ситуацию, требуют пересмотра и внесения значительных изменений. Также, Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» не содержит нормативные положения, регулирующие специфику оппозиционной деятельности граждан.

 Между тем, в правовом государстве, основанном на демократических принципах политического и идеологического плюрализма, разделения властей, многосубъектности государственного управления, участия в нем максимально возможного числа представителей различных групп населения, в том числе и его меньшинства, партнерства и взаимной ответственности граждан за сохранение государственного устройства, конституционного правопорядка и его оптимизацию, именно от положения оппозиции в значительной степени зависит стабильность избранного народом общественного устройства, а, следовательно, и соблюдение в полном объеме прав и свобод человека и гражданина, обеспечение преемственности при переходе власти после президентских или парламентских выборов.

 В ряде стран (прежде всего,  англосаксонских) традиционно сложилась  разветвленная система правовых  норм, регулирующих деятельность  оппозиции. И именно в этих  странах обеспечивается наибольшая  стабильность политической жизни  общества.

 Ущемление правящими режимами  прав оппозиции дискредитирует  Кыргызскую Республику в глазах  мирового сообщества.

 Цель настоящего Закона - уравнять  в правовом отношении оппозицию  и власть, гарантировать оппозиционную  деятельность, осуществляемую в  рамках действующей законности, обеспечить стабильность общественных  отношений и преемственность  в исполнении функций государственного  управления в случае победы  на выборах (президентских или  парламентских) партий и течений,  не представленных в настоящее  время в органах государственной  власти.

 В законопроекте дается понятие  «оппозиционная деятельность», виды, формы и принципы оппозиционной  деятельности. Законопроект определяет  правовые гарантии парламентской  и внепарламентской оппозиционной  деятельности, а также в органах  местного самоуправления. В ряде  статей раскрываются юридические  нормы, гарантирующие права граждан  на участие в оппозиционной  деятельности, устанавливается ответственность  за действия (бездействия), нарушающие  права оппозиционной деятельности, ответственность представителей  средств массовой информации, нарушающих  положения Закона. Большая группа  статей посвящена фиксированию  прав и обязанностей, механизма  ее взаимодействия с органами  государственной власти и управления. В частности, предусмотрены меры, гарантирующие оппозиции возможность  использования государственных  средств массовой информации.

 

Данный законопроект не требует  внесения изменений в другие законодательные  акты.

Информация о работе Политическая оппозиция