Политическая система общества. Государство. Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить политическую систему общества, государство и политические режимы.
Задачи:
1. Рассмотреть политическую систему общества, её сущность, структуру и функции.
2. Рассмотреть место государства в политической системе общества.
3. Изучить основные элементы современной политической системы России.

Содержание

Введение………….. ………………………………………………………….....2
1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4
2. Функции политической системы общества………………………………...8
3. Место государства в политической системе общества……………………11
4. Основные элементы современной политической системы России ………12
5.Модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном. ………………………………………......16
6.Теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. …………………………………………………………………....18
7.Сравнительная характеристика правового, национального государств. ……………………………………………………………………………………21
8. Политический режим. Признаки и сущность. ……………………………..24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы ……………………………………….....34
Понятийный аппарат………………………………………………………...….35

Вложенные файлы: 1 файл

8.контрольная,Политическая система общества.Государство.Политический режим. Зарипова,Тагирова, Петрова.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

4) Психологическая  теория. Некоторые идеи этой теории восходят к древнему Риму. Мыслители того времени считали, что на возникновение, упадок государства определяющее влияние оказывают человеческие слабости и страсти – жажда денег и власти, алчность, честолюбие, жестокость, упадок нравов населения и власть имущих. Цицерон утверждал, что «причина соединения людей в государство – не столько их беспомощность, сколько свойственная их природе общительность». По мнению Томаса Гоббса, чувство страха является обстоятельством, объединяющим людей в государство. «Страх должен почитаться истинным основаниям всякого соединения людей в обществе». По Дж. Локку (1632–1704), «люди стремятся к государственной жизни, чтобы обеспечить неприкосновенность собственности и других естественных прав человека».

5) Социально-экономическая теория. Истоки теории восходят к взглядам Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские и французские экономисты, прежде всего Адам Смит (1723–1790) и утопист Сен-Симон (1760–1825), а также представители марксизма «достроили» эту теорию, придан ей в ХIХ в. завершенный характер.

6) Теория классового  происхождения государства. В советской исторической и юридической науке методологической основой для понимания закономерностей происхождения государства служили труды, основоположников марксизма-ленинизма. Однако исторической наукой доказано, что возникновение целого ряда древних и средневековых государств не связано с появлением частной собственности и делением общества на классы.


         7. Сравнительная характеристика правового,  национального

                                                   государств

 

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является_отличительным_признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции.Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.

Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.

Охрана_устоявшихся_общественных_представлений о  морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.

Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.


Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом.

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.

Национальное_государство — конституционно-правовой  тип государства, означающий, что последнее есть форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации. Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств, как, например, в статье 1-й Конституции Румынии. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами. Большинство современных стран включают многие элементы национального государства.

Национальные государства, в отличие от империй, городов-государств и постсовременных государств, обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь людей определённым образом для экономического развития или обороны.

Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648), подведшего итоги Тридцатилетней войны и Реформации и закрепившего в международных договорах международно-правовые положения нового мироустройства в Европе: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. Появление национальных государств ознаменовало конец политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и выход на арену новой социально-политической силы — буржуазии. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в XIX веке способствовали переходу к капиталистической экономике, повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи.

Политико-философское обоснование концепции национальных государств было дано в трудах Ж. Бодена («Книга шести государств»), сформулировавшего понятие «суверенитет», Н. Макиавелли («Государь»), разработавшего категорию «государственный интерес» и Г. Гроция («О праве войны и мира»), заложившего основы корпуса международного права; а также в сочинениях Т. Гоббса и Б. Спинозы.


Вестфальская система национальных государств подвергается критике в двух аспектах: «во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                    8. Политический режим. Признаки и сущность.

                                                                                                                                

Анализ политического режима традиционно связан с изучением методов, способов и форм реализации власти как устойчивой системы взаимодействия субъектов власти и объектов управления – рядовых граждан. Негэнтропийный эффект политического режима проявляется в способности выработать такие нормы, которые оптимизируют взаимодействие субъектов власти и объектов управления в зависимости от условий их жизнедеятельности. Негэнтропийность политического режима проявляется в способности власти реализовать управленческое решение, обеспечивая целостность, стабильность и развитие общества, расширяя сферы реализации прав человека в конкретных социально-экономических и геополитических условиях жизнедеятельности общества.

Политический режим – это отношения субъектов общества по поводу организации государства и реализации его власти, обеспечивающей целостность, стабильность, развитие, реализацию естественных и гражданских прав человека.

Традиционно в отечественной политологической литературе сущность политического режима рассматривается как определенная совокупность методов, способов и форм использования государственной власти. Согласно данной точке зрения выбор методов и способов организации и реализации зависит от доминирующего субъекта власти. Представители альтернативной точки зрения считают, что политический режим – это система отношений субъектов общества в процессе его самоорганизации. В рамках последнего подхода необходимо выделить следующие аспекты взаимоотношений субъектов общества:

– использование власти в процессе самоорганизации, т.е. на основе действия норм политического сознания, политической культуры;

– взаимные права и обязанности, соотношение свободы и ответственности, т.е. правовое сознание, правовая культура;

– участие конкретных субъектов в подготовке, принятии и реализации политических решений, т.е. определение политической организации общества;

– производство, обмен, распределение и потребление политической информации, значимой для самоорганизации общества.

Таким образом, понятие политического режима в рамках второго подхода соответствует понятию политической системы. Политическая характеристика режима должна даваться на основе изучения комплексного взаимодействия вышеназванных аспектов. Критерием использования обществом того или иного политического режима является его способность обеспечить целостность, стабильность и развитие общества, повышение уровня и качества жизни, реализацию прав человека.

 

           


             Тоталитарный политический режим

                                                                                                                                

Тоталитарный режим – это способ самоорганизации общества, пытающегося преодолеть структурный кризис на основе предельной концентрации власти партийно-государственной элитой, распоряжающейся ресурсами государства и граждан в целях реализации идеи социального равенства и социальной справедливости.

В современной литературе существуют следующие основные точки зрения на причины возникновения тоталитарных режимов:

1. Традиционно тоталитаризм рассматривается как государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Проявления элементов тоталитаризма отмечались различными исследователями на протяжении всей истории. Платон рассматривал демократию как тиранию толпы, регламентирующую распределение и потребление, – с этой точки зрения можно говорить об античном тоталитаризме. Абсолютное право церкви, инквизиции вмешиваться в частную жизнь граждан дало возможность Ж. Гофу говорить о средневековом тоталитаризме. Абсолютная монархия Петра I и Николая I имеет все признаки, которые присущи тоталитарной системе. Следовательно, сторонники данной точки зрения считают, что установление тоталитарного режима определяется волей субъекта власти и его идеологическими установками.

2. Тоталитарные режимы возникают в процессе становления и развития индустриального способа производства. На этой основе субъекты власти пытаются стандартизировать управление общественными процессами. Стандартизация ведет к регламентации частной жизни граждан, к подавлению свободы личности. Тоталитарный режим наиболее ярко проявил себя в фашистской Германии и в Советском Союзе. Эти страны объединяет предельная сжатость сроков первичной модернизации, потребовавшая колоссального напряжения моральных усилий и предельной концентрации ресурсов.

3. Тоталитаризм представляет собой попытку общества преодолеть структурный кризис или революционную ситуацию. Структурный кризис характеризуется: а) обострением выше обычного нужды и бедствий масс вследствие длительного нарушения правящими элитами естественных и гражданских прав человека; б) невозможностью правящих элит, или верхов, управлять по-новому, а масс – низов – жить по-старому; в) готовностью масс поддерживать альтернативных (нелегальных) субъектов политики, предлагающих посредством концентрации и централизации власти целенаправленно использовать все ресурсы, чтобы гарантировать реализацию конкретного минимума прав человека. Преодоление структурного кризиса любой биологической или социальной системы осуществляется посредством концентрации и целенаправленного использования всех ресурсов, обеспечивающих выживание, целостность и возможность развития. Возникновение фашизма в Германии и социализма в СССР связано с потребностью преодоления структурного кризиса


посредством использования тоталитарного политического режима.

Предпосылки возникновения тоталитаризма:

1. Тоталитарные режимы возникают в условиях структурного кризиса, когда традиционные нормы взаимодействия и механизмы защиты естественных и гражданских прав массы не работают. Фоном такого структурного кризиса стала первая мировая война – с августа 1914 г. по ноябрь 1918 г. К 1917 г. Россия потеряла около 6,5 млн чел. (в 1,5 раза больше, чем потери Германии). В армию мобилизовали около 9% населения. Было подорвано сельское хозяйство. В январе 1917 г. население получило менее 25% необходимого продовольствия, 80% промышленности работало на войну. Стоимость рубля упала в 4 раза (в начале 1917 г. рубль равнялся 27 копейкам 1913 г.), начался кризис снабжения (обеспеченность продовольствием составила менее 25%). Это привело к введению продразверстки и введению продовольственных карточек для жителей городов в 1916 г. Аграрный кризис активизировал выступления крестьян в 90% уездов европейской части России. Они требовали перераспределения земли помещиков, уделов и монастырей по едокам как основу жизни человека. Военный, социальный и аграрный кризисы в России стали основной предпосылкой надвигающегося структурного кризиса.

Информация о работе Политическая система общества. Государство. Политический режим