Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и характеристика преобразований в сфере экономики и политики Японии после революции Мэйдзи.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику причин революции Мэйдзи.
- изучить и проанализировать реформы Мэйдзи.
- изучить и охарактеризовать особенности японского экономического развития в Японии 1838-1914 гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Причины и характер реформ Мейдзи.…………………………..6
Глава 2. Особенности японского капитализма в период правления Мэйдзи…………………………………………………………..……............18 Заключение………………….…...………………………………...………....37 Список изученных источников………………..………………..………...…41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг.docx

— 85.85 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на быстрое развитие ряда отраслей тяжелой промышленности, основу японской индустрии по-прежнему составляла легкая, прежде всего текстильная промышленность 44.

С конца 1895 г. в Японии начался промышленный подъем,, для которого большое значение имела контрибуция, выплаченная Китаем: по словам одного из видных государственных и финансовых деятелей того времени, до этой контрибуции «в финансовом управлении Японии не было даже помина о сотнях миллионов иен» 2. В счет контрибуции Япония получила 368 249 тыс. иен, тогда как фактически все ее расходы в войне составляли 232 609 тыс. иен3. Около 90% контрибуции было израсходовано на расширение и перевооружение армии и флота и развитие тяжелой промышленности.

В этот период наблюдается значительный прогресс в тех отраслях экономики, которые имели военное значение. Строя государственные предприятия, правительство в то же время предоставляло выгодные военные заказы и щедрые субсидии многим частным фирмам. Курс японских правящих кругов на подготовку новой войны усиливал однобокий характер развития японской промышленности.

Увеличилось число военных предприятий. Были построены новые заводы и фабрики по производству различного рода вооружений, военного обмундирования и снаряжения, созданы новые арсеналы. Значительному расширению подверглись старые арсеналы в Токио и Осака, продукция которых в после военные годы удвоилась 45.

Характеризуя послевоенную экономику Японии, следует отметить, что, несмотря на усиленное развитие тяжелой промышленности, ведущую роль в хозяйстве страны по-прежнему играла текстильная промышленность. Особенно бурно развивалась прядильная промышленность.

Правительство предпринимало меры для развития металлургии, машиностроения и других отраслей народного хозяйства. Были введены в действие сталелитейный завод в Токио и завод горного оборудования в Фукуока, велось строительство заводов подвижного состава в Нагоя и Осака. В 1897 г. началось сооружение металлургического комбината в городе Явата.

Развивалась электротехническая и горнодобывающая промышленность. Выросла общая протяженность железнодорожной сети.

Изменения, происшедшие за послевоенные годы в промышленности, отразились и на внешней торговле страны. Увеличился ее общий объем, изменилась структура экспорта и импорта. Вырос ввоз сырья: железной руды, угля, нефти, хлопка (при одновременном сокращении ввоза хлопчатобумажной пряжи), и расширился вывоз готовой продукции.

Развитию внешней торговли способствовало введение в Японии в 1897 г. золотого стандарта.

В послевоенный период при значительной финансовой поддержке правительства были открыты важнейшие морские линии: в Европу, Америку, Австралию, Индию. Эти линии обслуживались японскими судами. Большую роль во внешней торговле Японии начал играть Китай, прочно занявший в послевоенные годы второе после США место в ее экспорте. Китайский рынок представлял для Японии большую ценность, чем американский, так как в Китай она вывозила готовые изделия, а в США — сырье и полуфабрикаты (шелк-сырец, чай, табак). В то же время Китай поставлял Японии многие виды сырья 46.

Послевоенный промышленный подъем объяснялся не только тем, что Япония получила от Китая огромную контрибуцию и вела подготовку к новой войне. В результате войны 1894— 1895 гг. у Японии появилась возможность грабить Китай, в особенности отторгнутый у последнего о. Тайвань, а также усилить ограбление Кореи.

Экономическая политика Японии на Тайване сводилась к превращению его в источник дешевого" сырья для японской промышленности, рынок сбыта для японских товаров и объект выгодного приложения капитала. В целях эксплуатации острова был создан особый колониальный банк «Тайван гин-ко». Японские капиталисты стали развивать здесь производство сахара, табака, чая, риса 47.

После войны 1894—1895 гг. усилилось также ограбление китайского народа. Япония приняла участие в разделе Китая, добившись признания провинции Фуцзянь японской сферой влияния, и наряду с другими капиталистическими державами получила некоторые концессии.

Важнейшей причиной быстрых темпов развития японского капитализма была нещадная эксплуатация   правящими классами Японии своего собственного народа.

После японо-китайской войны положение японских трудящихся стало ухудшаться. Увеличение военных расходов легло на их плечи тяжелым бременем 48.

Что касается перерастания японского капитализма в монополистическую стадию. Отдельные черты, свидетельствующие о переходе капитализма в монополистическую стадию, стали появляться в японской экономике уже в конце XIX в. Важную роль в этом процессе сыграл финансовый кризис, разразившийся в Японии в конце 1897 г. и продолжавшийся весь 1898 г. Кризис отразился на хозяйственном подъеме, наблюдавшемся после японо-китайской войны 1894—1895 гг., и вызвал снижение темпов роста производства в некоторых отраслях промышленности. Банкротство мелких предприятий в результате финансового кризиса привело к поглощению их более крупными, что способствовало концентрации производства и централизации капитала 49.

В конце XIX в. проявляется и другая важнейшая черта монополистического капитализма — вывоз капитала. Вскоре после заключения Симоносэкского договора японские фирмы начали вкладывать капитал в китайские--текстильные предприятия в Шанхае.

После японо-китайской войны Япония начала вывоз капитала в свою новую колонию Тайвань, а также в Корею. В 1898 г. Япония получила право на сооружение железнодорожной линии Сеул—Пусан, а в 1899 г. выкупила у американца Морзе за 1,7 млн. иен концессию на железную дорогу Сеул — Чемульпо (Инчхон). Движение по дороге было открыто в конце 1901 г.

Переход японского капитализма в монополистическую фазу развития совершался в условиях преобладания легкой, главным образом текстильной, промышленности 50.

Сравнительно быстро развивались также военная промышленность и судостроение, чему способствовали правительственные заказы и субсидии.

Огромные непроизводительные расходы на вооруженные силы тормозили проведение геологических изысканий, эксплуатацию полезных ископаемых, развитие горной промышленности, что в свою очередь отражалось на состоянии металлургии. Первый крупный металлургический завод Явата вступил в строй лишь в 1901 г.

Наличие сильных пережитков феодализма задерживало развитие сельского хозяйства.

В конце XIX в. в Японии возникли первые монопольные-объединения капиталистического типа (раньше всего в легкой промышленности), однако они не составляли еще в то время характерного для экономики страны явления.

Решающую роль в начавшемся перерастании японского капитализма в империалистическую стадию сыграл мировой экономический кризис 1900 г., названный В. И. Лениным одной из основных вех на пути превращения капитализма в империализм. Если прежде кризисы захватывали главным образом финансы, торговлю и лишь отчасти промышленное производство (как, например, в 1890 и 1898 гг.), то этот кризис был первым в Японии общим промышленным кризисом 51.

В 1901 г. кризис усилился. Закрывались предприятия, происходили банкротства. Банкротство банков в Осака, Нара и других городах вызвало весной 1901 г. панику на денежном рынке. В 1902 г. кризис охватил металлургию, усилился в судостроении. В тяжелом положении продолжала оставаться текстильная промышленность.

С середины 1902 г. в ходе кризиса наступил перелом. Началось некоторое оживление в хозяйственной жизни страны.

Разоряя мелких и средних предпринимателей, кризис способствовал росту и обогащению крупных капиталистических компаний.

После кризиса монополии получают быстрое распространение в Японии, становясь постепенно основой хозяйственной жизни страны. В руках крупнейших капиталистических фирм Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда и других сконцентрировалась значительная доля национального богатства.

Значительная часть легкой промышленности была подчинена влиянию небольшого числа крупных капиталистических монополий (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, Сибудзава и других). Тяжелая промышленность также с самого начала концентрировалась в руках правительства и нескольких крупнейших компаний.

Следует отметить, что формирование крупных японских концернов происходило не только на базе концентрации производства и централизации капитала. Значительную роль в этом процессе сыграли те привилегии, которые предоставлялись правительством сравнительно узкой группе торгово-ростовщических по своему происхождению фирм, известных еще в эпоху феодализма, и дворянских семей, тесно связанных с государственным аппаратом 52.

После окончания русско-японской войны в Японии  начался экономический подъем, продолжавшийся до 1907г.53

В 1907—1908 гг. японская экономика пережила кризис, являвшийся частью мирового экономического кризиса, который начался в октябре 1907 г. в США и охватил ряд капиталистических стран. Кризис положил конец буму, наступившему непосредственно после русско-японской войны. Прежде всего кризис отразился на внешней торговле: резко сократился вывоз текстиля и шелка-сырца, т. е. важнейших статей японского экспорта. В денежном выражении экспорт упал с 432 млн. иен в 1907 г. до 378 млн. иен в 1908 г.; снизился также импорт. Кризис вызвал падение цен на ряд промышленных товаров и некоторые виды сельскохозяйственной продукции (шелк-сырец). Больше других пострадали экспортные отрасли легкой, главным образом текстильной промышленности.

В результате кризиса усилились процессы концентрации производства и централизации капитала. Вместе с тем наметились тенденции к некоторому повышению роли тяжелой промышленности и улучшению технической базы крупных предприятий. В дальнейшем эти тенденции в японской экономике проявились   более четко.

После кризиса и последовавшей за ним кратковременной депрессии наступил период промышленного оживления и подъема, который прекратился только незадолго до первой мировой войны.

В годы предвоенного подъема наблюдался значительный рост японской промышленности.54

При значительных темпах роста промышленности общая экономическая база Японии все же была чрезвычайно слабой по сравнению с другими империалистическими странами4Г. Тем не менее экономические процессы, характеризовавшие развитие Японии как страны монополистического капитализма, действовали неуклонно и непрерывно 55.

В экономике Японии резко повысилась роль монополистического капитала. Возникли новые картели и синдикаты: сахарный синдикат (1908), цементный синдикат и картель по железнодорожному оборудованию (1909), синдикат по продаже .антрацита (1910) и др. Старые торгово-промышленные и банковские дома: Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, Сибудзава, Окура, Асано и другие — превратились в современные монополистические концерны, руководимые головными держательскими компаниями. Последние контролировали ряд дочерних, внучатых и других компаний в различных отраслях хозяйства.

Без преувеличения можно сказать, что с этого времени крупные концерны — Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда и некоторые другие — контролировали важнейшие отрасли экономики страны 56.

В качестве крупного капиталистического предпринимателя, своего рода государственно-капиталистического концерна, выступало японское государство. Ему принадлежали военные заводы (арсеналы), находившиеся в ведении военного и морского министерства, судоверфи военно-морского флота и другие крупные предприятия, а с 1906 г. оно стало владельцем подавляющей части железных дорог.

Японский монополистический капитал расширял свою экономическую экспансию. Япония заняла господствующее положение во внешней торговле Южной Маньчжурии: в 1909 - 1914 гг. японские товары составляли 60% маньчжурского импорта, а в Японию шло 85% всего маньчжурского, экспорта.

Японские монополисты, однако, уже не ограничивались экономическим господством в Корее, Южной Маньчжурии, на Тайване и вывозили капиталы во многие другие районы Китая. Японские компании получили концессию на разработку нефти в провинции Шаньси, новые концессии на сооружение железных дорог, а также строили текстильные фабрики в Шанхае. Циндао и других городах. С 1900 по 1914 г. японские капиталовложения в Китае увеличились с 1 млн. до 220 млн. американских долларов (из них более 100 млн. долл. составлял капитал ЮМЖД).

Государственный бюджет Японии вырос до 600—700 млн иен в год с 250 млн. иен до русско-японской войны. Финансовое положение, однако, продолжало оставаться напряженным из-за огромных расходов на военные нужды 57.

Итак, обстоятельства, обусловившие экономическую политику Мэйдзи, могут быть сформулированы  следующим образом: во-первых, недостаточное накопление капитала создало необходимость в государственной инициативе в области экономики и способствовало концентрации капитала и экономической мощи в руках финансовой олигархии. Даже после того как государственные предприятия были частично переданы частным  предпринимателям, правительство не только не прекратило выдачу субсидий, но в значительной степени усилило финансовую помощь предпринимателям. Эта политика была отчасти  вызвана системой внешних договоров, так как после первого торгового договора 1858 г. были установлены очень низкие тарифы, которые были еще более снижены согласно тарифной конвенции 1866 г. Лишь в 1899 г. Япония 

добилась тарифной автономии при помощи общего пересмотра системы договоров; прежние договоры потеряли силу только в 1910 г. Во-вторых, военное значение индустриализации, обусловленное международным и внутренним положением, способствовало тому, что ряд отраслей  промышленности, которые тесно связаны с обороной, даже до настоящего времени находятся под строгим  государственным контролем. И, наконец, мы отмечали, что политика передачи некоторых отраслей промышленности узкому кругу крупных банковских домов укрепила их  позиции, в результате чего они продолжают господствовать в промышленности Японии вплоть до настоящего времени.

Информация о работе Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг