Политические партии Кыргызстана: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.docx

— 180.36 Кб (Скачать файл)

ребьевки распределила между  политическими партиями бесплатное эфирное вре-

мя на государственном  телевидении, которое предоставлялось  с 3 по 14 декабря 

2007 г.; печатную площадь  в  республиканских газетах   «Кыргыз Туусу» и  «Слово 

Кыргызстана», которая была выделена в номерах за 7 декабря 2007 г. Все полити-

ческие партии также использовали платные эфирное время и печатную площадь. В 

предвыборной агитации политических партий участвовали 127 аккредитованных 

Центральной избирательной  комиссией средств массовой информации, выражаю-

щих интересы различных социальных групп и политических сил.

Среди  участников  выборов  был  также  распространен  разработанный  Цен-

тральной избирательной  комиссией совместно с областными, районными, город-

скими  избирательными комиссиями график совместных встреч с электоратом.  За

период с  27 ноября по 13 декабря  в регионах республики было проведено  свыше 

60 коллективных встреч  политических партий с избирателями9970.

Важным моментом является то, что финансирование предвыборной агитации

было разрешено исключительно  за счет средств соответствующих  избирательных 

фондов, созданных политическими  партиями (избирательными объединениями),

выдвинувшими списки кандидатов. В то же время, для проведения избиратель-

ной кампании партия не могла  использовать денежные средства, поступившие 

98 Досрочные выборы депутатов  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты.- Б., 2008.- С. 171.

99 Там же. С. 137.

Политические партии Кыргызстана

из «неизвестных» источников, а также «неофициально» тратить  на эти цели зна-

чительные суммы. Законодательством  Кыргызской Республики были обозначены

виды источников, из которых  могут быть приняты средства на финансирование

избирательных кампаний, и  четко ограниченный объем расходования средств.

Избирательные фонды могут  формироваться за счет следующих  денежных

средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые 

учитываются Центральной  избирательной комиссией:

а) собственных средств  кандидата, включенного в список кандидатов, которые 

не могут превышать  расчетный показатель более чем  в 5000 раз;

б) собственных средств  политической партии, которые не могут  превышать 

расчетный показатель более  чем в 200000 раз;

в) пожертвований физических лиц, размер которых не может превышать  рас-

четный показатель более  чем в 1000 раз;

г) пожертвований юридических  лиц, размер которых не может превышать  рас-

четный показатель более  чем в 5000 раз.

В соответствии с Кодексом КР о выборах в КР, предельная сумма расходов по-

литической партии, выдвинувшей  список кандидатов, за счет средств  избиратель-

ного фонда не может  превышать расчетный показатель более чем в 1000000 раз.

Согласно данным Контрольно-ревизионной  группы о поступлении и расхо-

довании денежных средств, находящихся  на специальных временных счетах из-

бирательных  фондов  политических  партий,  участвующих  в  досрочных  выбо-

рах депутатов Жогорку  Кенеша КР, по состоянию на 15 декабря 2007 г. в избира-

тельные фонды 12-ти политических партий (сведения, которые были переданы в 

Центральную избирательную  комиссию) поступило денежных средств  в сумме 

12 131 137 050 сомов10071.

Из них:

•  из собственных средств  политических партий 47 534 591 сом;

•  от пожертвований физических лиц 47 718 348 сом;

•  от пожертвований юридических  лиц 1 000 00010172.

 В основном эти средства  политическими партиями были  использованы для 

проведения агитационных кампаний. Согласно статье 30 Кодекса  Кыргызской

Республики «О выборах  в Кыргызской Республике», предвыборной агитацией 

признаются осуществляемые в период избирательной кампании, если иное не

предусмотрено настоящим  Кодексом:

- призывы голосовать за  тех или иных кандидатов, списка  кандидатов либо 

против них;

- выражение предпочтения  в отношении кого-либо из кандидатов, политиче-

100  Досрочные выборы  депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской  Республики. Цифры и факты.- Б., 2008.-

С. 236.

101 Там же. С. 236-237.

Политические партии Кыргызстана

ской партии, в частности  за какого из кандидатов, за какой из списков кандида-

тов будет голосовать избиратель;

- описание возможных последствий  избрания или не избрания кандидата, 

списка кандидатов;

- распространение информации  с явным преобладанием сведений  о каких-

либо кандидатах, политических партиях.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Кодекса  КР «О выборах  в КР», агита-

ция при проведении выборов  может осуществляться:

- через средства массовой  информации;

- путем проведения массовых  мероприятий (собраний и встреч  с гражданами,

публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);

- путем выпуска и распространения  печатных, аудиовизуальных и других  аги-

тационных материалов;

- в иных не запрещенных  законом формах.

Предвыборная  агитация  зарегистрированных  партийных  организаций  и  их

списка кандидатов в депутаты в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики нача-

лась 26 ноября 2007 года после  окончания регистрации, как того требует законо-

дательство. Контроль за соблюдением  правил ведения предвыборной агитации

обеспечивала образованная 16 ноября 2007 г. за № 92 Центральной комиссией  по

выборам и проведению референдумов Рабочая группа по информационным спо-

рам и иным вопросам информационного  обеспечения. В Рабочую группу, поми-

мо членов ЦИК КР, вошли  привлеченные журналисты, писатели, независимые 

юристы, эксперты10273.

Согласно статье 32 Кодекса  о выборах в КР, «кандидаты, политические партии

имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени  на каналах те-

лерадиоорганизаций, подпадающих  под действие пункта 16 статьи 30 настояще-

го Кодекса и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на терри-

тории, на которой проводятся выборы. Указанное эфирное время  должно прихо-

диться на период, когда  теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудито-

рию - с 20 до 24 часов».

«Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие

кандидатам, политическим партиям  эфирное время, обязаны предоставить дру-

гим кандидатам, политическим партиям эфирное время на тех  же условиях (оди-

наковые расценки, время выхода в эфир, объем времени и другие условия)»10374.

Согласно Кодексу КР о  выборах в КР, «порядок, объем  и время радио- и теле-

передач, предназначенные  для предвыборной агитации, устанавливаются  избира-

тельными комиссиями по согласованию с руководством телерадиоорганизаций и 

102 Постановление Центральной  комиссии по выборам и проведению  референдумов Кыргыз-

ской Республики за № 92 от 16 ноября 2007 года.

103 Кодекс Кыргызской Республики  о выборах в Кыргызской Республике  от 23 октября 2008 г.,

статья 32.

Политические партии Кыргызстана

распределяются с соблюдением  принципа равенства между кандидатами, поли-

тическими партиями».

ЦИК КР была проведена жеребьевка по распределению бесплатного эфирного

времени для политических партий на каналах НТРК. Совместно  с руководством

НТРК определен формат выступлений партий: индивидуальные выступления и 

дебаты. А также организована жеребьевка по распределению бесплатной печат-

ной площади.  Согласно Кодексу  о выборах в КР, редакциями «Кыргыз  Туусу» и 

«Слово Кыргызстана» всем 12 зарегистрированным партиям, участвующим  в вы-

борах, была выделена площадь  в каждом из изданий для публикации по одной 

странице печатного текста формата А4.

Политические партии, прошедшие  регистрацию в ЦИК КР, получили право 

равного доступа к эфирному времени. Предвыборную агитацию освещали свы-

ше 179 представителей отечественных  и зарубежных средств массовой информа-

ции, которые были аккредитованы  Центральной избирательной комиссией  по вы-

борам и проведению референдумов в Кыргызской Республике. Для аккредитации

средствам массовой информации было необходимо после официального выхода

Указа Президента КР «О назначении досрочных выборов в ЖК КР»  опубликовать

сведения о размере  и других условиях оплаты эфирного времени, печатной пло-

щади, и в определенные сроки представить эти сведения в Центральную избира-

тельную комиссию о готовности предоставить всем политическим партиям  эфир-

ное время, печатную площадь  для проведения предвыборной агитации10475.

Список аккредитованных  СМИ был выставлен на официальном  сайте ЦИК 

КР10576. Характер опубликованных материалов в СМИ был различным. С одной 

стороны, большинство СМИ  столкнулось с новым форматом выборов по партий-

ной системе, а с другой - буквально все СМИ по инерции  стали публиковать вы-

ступления и интервью кандидатов от политических партий. Совсем малое  коли-

чество СМИ размещали  программы и идеологию политических партий. Отече-

ственные СМИ разделились  на три группы. Первая группа СМИ  – это практиче-

ски отдающая предпочтение только оппозиционным партиям; вторая группа пу-

бликовала сугубо нейтральные  материалы; третья группа выпускала  материалы,

отдавая предпочтение только одной партии. Печатные органы самих  политиче-

ских партий также были вовлечены в процесс предвыборной агитации.

В соответствии со статьей 33 Кодекса Кыргызской Республики «О выборах  в 

Кыргызской Республике», политические партии и их кандидаты  были вправе вы-

пускать агитационные печатные материалы, и, более того, каждый печатный ор-

ган должен был обеспечивать равные права доступа всем политическим партиям 

и их кандидатам.

С 26 ноября 2007 года политические партии стали активно распространять

свои печатные агитационные материалы во всех регионах страны. В отличие от

104 Досрочные выборы депутатов  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. 

-Б. 2008. -С. 176-177.

105 www.shailoo.gov.kg

Политические партии Кыргызстана

предыдущих выборных кампаний, во время досрочных выборов в  ЖК КР были

использованы  новейшие  технологии  изготовления  агитационных  материалов:

билбордов, плакатов, растяжек, календарей. За короткий срок почти  все полити-

ческие партии смогли оперативно доставить свои агитационные материалы  во

все отдаленные регионы Кыргызстана. Печатные агитационные материалы от-

личались качеством, многообразием, количеством, формой. Каждая партия стре-

милась не только привлечь внимание населения и оставить у  избирателей впечат-

ление о политических партиях  и ее представителях, но и заставить  задуматься и 

сделать выбор в свою пользу10677.

Всего в этот период было изготовлено свыше 2 тысяч наименований и ви-

дов агитационных печатных материалов в поддержку той или иной политической

партии10778.

Экземпляры агитационных печатных материалов предоставлялись  в адрес 

Центральной избирательной  комиссии с целью нераспространения  материалов,

противоречащих выборному  законодательству. С целью оказания помощи всем

политическим партиям  ЦИК КР были разработаны графики  встреч кандидатов

от политических партий с  населением страны в регионах.  По заявке полити-

ческих партий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий 

и находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, на ба-

лансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно

предоставлялись в пользование  на определенное время для встреч кандидатов

от политических партий, их уполномоченных представителей с избирателями.

Всего в период предвыборной агитации политических партий в парламент 

Кыргызской Республики с 26 ноября по 15 декабря 2007 года в республике было

организовано 63 массовых встреч и мероприятий во всех регионах страны. В г.

Бишкек было организовано 10 официальных встреч избирателей  с кандидата-

ми от политических партий, в Ошской области - 9 встреч, в Жалалабатской - 12,

в Баткенской - 6, в Иссыккульской  прошло 7 массовых мероприятий, в Нарын-

ской области - 5 встреч, в  Таласской также - 5 встреч, в Чуйской  области - 9 ме-

роприятий10879.

В день голосования на избирательных  участках присутствовало 695 меж-

дународных  наблюдателей.  Самые  большие  делегации  насчитывали  миссии

БДИПЧ/ОБСЕ - 255 наблюдателей и Содружества Независимых Государств -

144 наблюдателя. За выборами  также наблюдали  наблюдатели  Парламентской 

Ассамблеи ОБСЕ – 33 наблюдателя  и Центра ОБСЕ в Бишкеке – 13 наблюда-

телей. Представители Шанхайской организации сотруд ничества (ШОС) были

представлены шестью наблюдателями, также за выборами наблюдали предста-

вители ЭНЕМО (Европейская  Сеть организаций по наблюдению за выборами)

106 Досрочные выборы депутатов  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -

Б. 2008. - С. 178-179.

107 Там же.

108 Там же.

Политические партии Кыргызстана

– 24 наблюдателя. В целом  за досрочными выборами депутатов Жогорку  Кене-

ша Кыргызской Республики по партийным спискам наблюдали  около 30 между-

народных организаций, посольств  Австрии, Великобритании, Ирана, Канады,

Казахстана, США и избирательные  комиссии Латвии, России и т.д10980.

В освещении парламентских  выборов по партийным спискам  в Кыргызской

Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика