Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Республике приняли участие 179 журналистов, представляющих 48 средств
массовой информации Великобритании, Германии, Казахстана, Китая, Объеди-
ненных Арабских Эмиратов, России, США, Швейцарии и т.д11081.
В день голосования на некоторых избирательных участках находи лось до
70 наблюдателей, доверенных лиц, уполномоченных представи телей кандида-
тов, а также наблюдателей от международных и обществен ных организаций. В
целом по республике в день голосования на избирательных участ ках осущест-
вляли наблюдение за выборами свыше 13190 тысяч наблюдателей от политиче-
ских партий11182.
Для участия в голосовании избиратели получали избирательный бюллетень,
который является документом строгой отчетности. Степень его защиты опреде-
лялась Центральной
бюллетеней по досрочным
выборам депутатов Жогорку
спублики 16 декабря 2007 года использовалась специальная бумага11283.
Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики постановлени-
ем № 144 от 25 ноября 2007 г. установила форму и степень защиты избиратель-
ного бюллетеня для голосования по досрочным выборам депутатов Жогорку Кене-
ша Кыргызской Республики 16 декабря 2007 года11384. Постановлением № 154 от 29
ноября 2007 г. были утверждены порядок изготовления избирательных бюллете-
ней по досрочным выборам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Постановлением № 155 от 29 ноября 2007 года Центральной комиссии по
выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики был утверж-
ден текст избирательного бюллетеня по досрочным выборам депутатов Жогор-
ку Кенеша. Данный текст избирательного бюллетеня был размещен только на
одной его стороне.
Избирательный бюллетень содержал наименования политических партий,
а также фамилии, имена, отчества, год рождения, занимаемые должности (род
занятий) первых пяти кандидатов из списков кандидатов политических партий,
размещаемых с указанием порядкового номера в порядке, определяемом жере-
бьевкой Центральной избирательной комиссией. Слева от указанных сведений
109 Досрочные выборы депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской
Б. 2008. - С. 204.
110 Там же.
111 Там же.
112 Постановление Центральной
комиссии по выборам и
ской Республики за № 144 от 25 ноября 2007 г.
113 Там же.
Политические партии Кыргызстана
наименований политических партий помещался пустой квадрат. В конце переч-
ня списков кандидатов помещалась строка «Против всех списков кандидатов» с
расположенным справа от нее пустым квадратом.
В избирательном бюллетене наименования политических партий, участвую-
щих в выборах, были размещены в порядке, определенном жеребьевкой. Жеребьев-
ка проводилась Центральной избирательной комиссией, являющейся основным ор-
ганизатором выборного процесса, в обстановке открытости и гласности в присут-
ствии представителей политических
партий, международных и
ных организаций. О ее проведении все участники были извещены заранее. В жере-
бьевке приняли участие 12 политических партий, прошедших регистрацию в ЦИК.
Порядок проведения жеребьевки ЦИК устанавливал самостоятельно.
Под наименованием политической партии были помещены фамилии, име-
на, отчества кандидатов, включенных в общий список кандидатов, выдвинуто-
го данной политической партией на внутрипартийном съезде. 16 декабря 2007
года голосование избирателей по досрочным выборам депутатов Жогорку Кене-
ша в КР состоялось на 2 274 участках11485.
90 депутатов Жогорку Кенеша
избирались по единому
гу, включающему в себя всю территорию Кыргызской Республики, пропорцио-
нально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдви-
нутых политическими партиями.
По результатам досрочных
выборов депутатов Жогорку
ской Республики, Центральная избирательная комиссия, на основании протоко-
лов областных, Бишкекской, Ошской
городских избирательных
же сопоставив их с протоколами соответствующих районных (городских) из-
бирательных комиссий путем суммирования, руководствуясь статьей 5 Закона
Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению
референдумов Кыргызской Республики», подпунктами 3, 6, 28, 29 пункта 1 ста-
тьи 10, статьями 46, 75, 77 Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыр-
гызской Республике, приняла постановление № 175 от 20 декабря 2007 года «О
регистрации депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, избранных
16 декабря 2007 года»11586.
Как показывают результаты выборов, политические партии, участвовавшие
в выборах, набрали следующее количество голосов: «Ак-Жол» - 1 245 331 голо-
сов по республике, «Ата-Мекен» - 228 125 тысяч голосов, СДПК – 188 585 го-
лосов, «Партия коммунистов Кыргызстана» – 140 258 голосов по республике,
«Туран» - 55 628 голосов, «Ар-Намыс» - 44 048 голосов, «Эркиндик» - 25 753
голосов, «Асаба» – 23 459 голосов, «Аалам» - 13 502 голосов, «Глас народа» -
114 Постановление Центральной
комиссии по выборам и
ской Республики за № 144 от 25 ноября 2007 г.
115 Постановление Центральной
комиссии по выборам и
ской Республики за № 175 от 20 декабря 2007 г.
116 Досрочные выборы депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской
Б. 2008.- С. 231.
Политические партии Кыргызстана
12 074 голосов, «Новая сила» - 5 823 голосов избирателей в целом по республи-
ке. На выборах приняли участие 2 033 961 избирателей, против всех проголосо-
вало 6 481 избирателей116.
В соответствии с Кодексом КР о выборах в КР, из распределения депутат-
ских мандатов по единому избирательному округу были исключены политиче-
ские партии, списки кандидатов которых получили:
- менее 5 процентов голосов
избирателей, включенных в
лей, в целом по республике;
- менее 0,5 процента голосов
избирателей, включенных в
лей, по каждой области, городам Бишкек и Ош11787.
Решением Ошской городской избирательной комиссии было определе-
но, что партия «Ата-Мекен» набрала менее 0,5 процента голосов избирателей,
включенных в списки избирателей по городу Ош.
В числе политических партий, за список кандидатов которых было подано
пять и более процентов голосов избирателей, и набравших 0,5 процента голо-
сов избирателей, включенных в списки избирателей, по каждой области, горо-
дам Бишкек и Ош, были партии – «Ак-Жол», СДПК и «Партия коммунистов
Кыргызстана»118.
Распределение квот на получение депутатских мандатов производилось соглас-
но Кодексу КР о выборах в КР: ЦИК подсчитала сумму голосов избирателей, по-
данных по единому избирательному округу за списки кандидатов политических
партий, получивших пять и
более процентов голосов
списки избирателей. Затем эта сумма была поделена на 90 - число депутатских ман-
датов, распределяемых по единому избирательному округу. Распределение депу-
татских мандатов между кандидатами из списка кандидатов политических партий
производилоcь в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке,
установленным при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии.
В то же время, согласно законодательству, избранный кандидат имеет пра-
во отказаться от депутатского мандата. Последний, при определенных услови-
ях, может быть передан другому кандидату, принимавшему участие в выборах
в составе соответствующего списка политической партии. В соответствии с
указанными процедурами и с постановлением ЦИК КР № 175 от 20 декабря
2007 г. были зарегистрированы избранные 90 депутатов IV созыва Жогорку Ке-
неша Кыргызской Республики11988. От политической партии «Ак-Жол» - 71 ме-
сто, Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) – 11 мест, «Партия
коммунистов Кыргызстана» в новом парламенте была представлена 8 членами.
117 Постановление Центральной
комиссии по выборам и
ской Республики за № 175 от 20 декабря 2007 г.
118 См. таблицу № 15.
119 Постановление Центральной
комиссии по выборам и
ской Республики за № 175 от 20 декабря 2007 г.
Политические партии Кыргызстана
В новом составе народных избранников было 23 женщины и 67 мужчин.
15 обладателей депутатских мандатов – молодые люди в возрасте от 25 до 40
лет, 59 депутатов – представители возрастной группы от 40 до 50 лет. В числе
депутатов были представители самых разных национальностей – корейцы, уй-
гуры, узбеки, русские и др12089.
Вручение зарегистрированным
депутатам удостоверений и
ков установленного образца состоялось 20 декабря 2007 года в Большом зале
Жогорку Кенеша.
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
На этом этапе выборы в парламент прошли согласно новой редакции Кон-
ституции, которая характеризовала переход страны к парламентскому государ-
ственному устройству, когда партии, прошедшие в парламент, начали самостоя-
тельно формировать
Так, в результате смены власти в апреле 2010 года, Декретом Временного
Правительства Кыргызской Республики № 1 от 7 апреля 2010 года, Жогорку Ке-
неш Кыргызской Республики IV созыва был распущен. Вслед за принятием но-
вой Конституции на референдуме 27 июня 2010 года, выборы в Жогорку Кенеш
(парламент) были назначены на 10 октября 2010 года.
Как отмечали наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ: «…Протесты, сопровождавши-
еся насилием в апреле с.г. привели к роспуску прежнего парламента и изгна-
нию Президента Бакиева. Было сформировано Временное правительство во
главе с Розой Отунбаевой в качестве Президента. После роспуска партии
«Ак-Жол», связанной с бывшим Президентом Бакиевым, в ландшафте по-
литпартий больше не доминировала какая-либо из них. Возникли новые
партии, представляющие различные интересы, включая «Бүтүн Кыргызстан»
и партию «Республика». Временное правительство поддерживают партии
«Ак-Шумкар», «Ата-Мекен» и Социал-демократическая партия Кыргызста-
на (СДПК). Такие партии как «Бүтүн Кыргызстан», «Ар-Намыс» и «Ата-Журт»
считают себя оппозиционными к Временному правительству»12190.
Итак, в целях легитимизации власти 27 июня 2010 года был проведен всена-
родный референдум, на котором утверждена новая Конституция Кыргызской Ре-
спублики, а также избран Президент переходного периода. Как отмечают экспер-
ты, в результате принятия новой Конституции, форма правления в нашей респу-
блике из президентской перешла в президентско-парламентскую.
Указом Президента Кыргызской Республики № 93 от 9 августа 2010 года
120 Досрочные выборы
депутатов Жогорку Кенеша
-Б., 2008.- С.230.
были назначены выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на
10 октября 2010 года.
В соответствии со статьей 70 Конституции Кыргызской Республики, Жогорку
Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет, по пропорциональ-
ной системе. Также необходимо отметить снижение возрастного ценза для избра-
ния депутатом Жогорку Кенеша, теперь депутатом может быть избран гражданин
Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21-го года.
Для подготовки и проведения референдума 27 июня 2010 года и выборов де-
путатов Жогорку Кенеша были сформированы новые составы избирательных
комиссий всех уровней, включая
Центральную избирательную
гызской Республики. Так, согласно Декрета Временного Правительства № 19 от
21 апреля 2010 г., новый состав
Центральной комиссии по
нию референдумов Кыргызской Республики формируется Временным прави-
тельством Кыргызской Республики для подготовки и проведения референдума
(всенародного голосования)
по вопросу принятия
спублики, внеочередных выборов Президента Кыргызской Республики и депута-
тов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Состав Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыр-
гызской Республики, состоящий из членов комиссии (с правом решающего голо-
са) - представителей восьми политических партий, набравших наибольшее чис-
ло голосов избирателей на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Ре-
спублики IV созыва, политических партий, участвовавших в распределении го-
лосов избирателей на выборах Президента Кыргызской Республики 2009 года,
и семи неправительственных организаций, был сформирован Временным пра-
вительством Кыргызской Республики. Временным правительством Кыргызской
Республики в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики также могли быть назначены члены комиссии (с правом
совещательного голоса) от международных организаций в количестве не более
шести членов. В соответствии с этим, в Центральную избирательную комиссию
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика