Политические трансформации на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение сущности, форм проявления и факторов непосредственно влияющих на трансформации тоталитарных и авторитарных режимов.
Задачи исследования:
1. Выделить основные этапы процесса трансформации политических режимов.
2. Проанализировать сущность и формы проявления трансформации политических режимов.
3. Выявить основные факторы и формы воздействия на процесс трансформации политических режимов.

Содержание

Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Раздел 1. Трансформация недемократических режимов в демократию. . . .6
1.1 Понятие и типология политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . ………..6
1.2 Формы, типы и условия трансформаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………15
Выводы по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… 20
Раздел 2. Политические трансформации на постсоветском пространстве………………………………………………………………..........22
2.1 Политические трансформации в Украине, России и в Молдове. . . . . . . . 22
2.2 Россия, Украина и Молдова в широком диапазоне переходных политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 25
Выводы по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… 29
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. 31
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и  науки, молодёжи и  спорта Украины

     Одеский национальний университет  им. И.И. Мечникова

     Институт  социальных наук

     Кафедра политологии 

     Допущена  к защите,

     зав. кафедрой политологии

     профессор   “____  ” 2011 г.__________  
 
 

      

                                                 Курсовая работа 

     Научный руководитель : 

     Студент ІІІ курса  
 

     Одесса – 2011

     СОДЕРЖАНИЕ

Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Раздел 1. Трансформация недемократических режимов в демократию. . . .6

1.1 Понятие и типология политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . ………..6

1.2 Формы, типы и условия трансформаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………15

Выводы по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… 20

Раздел 2. Политические трансформации на постсоветском   пространстве………………………………………………………………..........22

2.1 Политические трансформации в Украине, России и в Молдове. . . . . . . . 22

2.2 Россия, Украина и Молдова в широком диапазоне переходных политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 25

Выводы  по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… 29

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. 31

Список  используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 
 
 
 

                                        
 
 

                                           

                                             ВСТУПЛЕНИЕ

         Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена сложными политическими процессами вызванными трансформацией авторитарных и тоталитарных режимов по всему миру.

     Современный трансформационный процесс предполагает превращение прежней формы правления и формы государственного устройства в противоположность, перевод их в иное качество. Вопрос о выборе оптимальной формы правления приобрел практическую актуальность.

           В последние 30 лет политологи многих стран обратили внимание на проблемы трансформации тоталитарных и авторитарных режимов в демократии, что повлекло за собой значительную переориентацию политологии. Это объясняется изменениями, которые произошли и продолжают происходить в различных регионах земного шара.

     Цель  исследования - изучение сущности, форм проявления и факторов непосредственно влияющих на трансформации тоталитарных и авторитарных режимов.

     Задачи  исследования:

  1. Выделить основные этапы процесса трансформации политических режимов.
  2. Проанализировать сущность и формы проявления трансформации политических режимов.
  3. Выявить основные факторы и формы воздействия на процесс трансформации политических режимов.

          Объект исследования. Объектом исследования являются демократические и антидемократические политические режимы.

             Методологические основы исследования. В настоящей работе применялся комплекс методов, позволивший всесторонне исследовать проблемы трансформации политических режимов. В качестве методологической основы был выбран анализ. Политический режим рассмотрен в связи с другими политическими явлениями (политическим режимом, политической системой). Исследование трансформации политического режима основано на выявлении факторов, приводящих к осуществлению транзитивного перехода и причинно-следственной связи между ними и характеристиками транзитивных процессов.

        Политолог Збигнев Бжезинский в совместной с Самуилом Хантингтоном книге, опубликованной в 1964 году под названием "Политическая власть: США и СССР", отмечает, что у этих великих держав есть одна особенность, которая их сближает.

     Она заключается в следующем: обе  страны принадлежат к элите успешно  действующих режимов. Поэтому многие политологи полагали, что, несмотря на то, что демократия лучше, чем авторитарный или тоталитарный режимы, однако с точки зрения возможности функционирования, режимы сверхдержав могут действовать столь же успешно, а может, и успешнее демократических. Это логика Бжезинского.

     В 1960-х - в начале 1970-х годов воистину казалось, что история в очередной  раз повернулась спиной к демократии. В период между двумя мировыми войнами тоже был период, когда  демократия отступила, а тоталитарные режимы чудились режимами будущего. В 1960-х - начале 1970-х мир стал свидетелем крушения молодых демократических режимов в Африке. На это время приходится основная волна военных диктатур в Латинской Америке. Сокрушительный удар по демократическим надеждам был нанесен в Чили. С другой стороны, появились новые государства, принявшие социалистический путь: Ангола, Мозамбик, Эфиопия следовали этим путем, будучи военными диктатурами. Сейчас все это позади.

     В начале 1970-х годов три авторитарных режима (в Греции, Португалии и Испании) прекратили свое существование. В начале 1980-х годов аргентинские военачальники отказались от власти, а бразильские генералы постепенно перевели свой военный режим в демократический. Им последовали другие режимы, к ним присоединился даже Пиночет.

     В 80-ые годы Филиппины сместили президента Маркоса, что открыло путь к установлению демократического правления. Наступил 1989 год, названный "годом осени  восточноевропейских государств". Одно за другим государства Восточной  Европы отошли от тоталитарного режима и встали на путь демократии. Была сокрушена Берлинская стена, что явилось символом новой ситуации в Восточной и Центральной Европе. Эти события заставили политологов обратить внимание на следующую проблему: как недемократические режимы могут трансформироваться в демократические.

     Задача  не просто заявлять, что демократия лучше, чем авторитарные и тоталитарные режимы, а то, что главная ответственность  заключается в том, чтобы использовать свою интеллектуальную власть, свои знания и аналитические способности для поиска условий и путей строительства демократии. Политики говорят о том, насколько добродетельна демократия. Они обладают знаниями и способны дать здоровый совет. Необходимо чтобы существовала четкая граница между людьми, делающими политику, и политологами.  

                                           

                                          Раздел 1.

      Трансформация недемократических режимов в демократию

          1.1  Понятие и типология политических режимов

     Политический  режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности. Понятие это охватывает как институциональный состав, так и отношения, связывающие институты политической системы. Термин «политический режим» был введен в научный оборот в контексте системного анализа политической сферы как средство сравнения политических систем. Политический режим обеспечивает стабильность политической власти, управляемость граждан, а также достижение цели политики и реализацию интересов властвующей элиты.

     Основные  типы политических режимов – демократические  и антидемократические (тоталитарные и авторитарные). Основанием для классификации политических режимов является ряд факторов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов в политической системе; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; способ формирования государственных органов, процедура отбора правящих групп и политических лидеров; положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод; характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций. [25, с.60].

     Демократический политический режим существует в  развитых странах Западной Европы и США, в то время как в большинстве стран Африки, Азии, Латинской Америки существуют антидемократические политические режимы. Рассмотрение тоталитарных и авторитарных политических режимов позволяет выявить основные отличия между ними.

     Во-первых, тоталитаризм – это диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности или группы. Во – вторых, тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика. В – третьих, при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству, например, семья. В – четвертых, при авторитаризме главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила. В – пятых, разные масштабы насилия по отношению к оппозиции. Так, при тоталитаризме террор носит массовый характер по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится избирательный террор с целью предотвратить возникновение оппозиции. В – шестых, при авторитаризме необязательно иметь четко разработанную идеологическую программу. [4, с.112].

     Теория  политических режимов сложилась  в середине 20-го века. Один из ее постулатов был тезис К.Фридриха и З.Формаци и их обреченность на гибель. Другими словами от тоталитарных режимов путь идет к демократическим, промежуточной ступенью может являться авторитаризм. Вместе с тем отечественные политологи, в частности В.П.Пугачев, полагает, что в современном мире существует тоталитарная тенденция в общественном развитии, в том числе; как это и не парадоксально, благодаря демократии, которая создает равные шансы всем участникам политического процесса.

     Учитывая  опасности, которые исходят от тоталитаризма  в современном обществе, следует  отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно- коммуникативному обществу. [20 ,с.44].

           Тоталитаризм как политический режим стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Понятие тоталитарного режима было разработано в работав немецких мыслителей Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и др., вместе с тем, как политическое явление, тоталитаризм в первой половине 20-го века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1926 г. для характеристики итало-фашисткого режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном – сталинизм; тоталитаризм с правым уклоном – германский национал, итальянский фашизм.

            Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:

     •  высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ представляют как единое и неразделимое целое; [10, с.215].

         • формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура;

     • существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером;

     • постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики;

     • осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;

     • в обществе функционируют только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства;

     • в тоталитарных идеологиях предстает  преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдывают любые средства; [4, с.112].

         • устанавливается монология государства на средство массовой информации, обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

     • политическая социализация имеет целью  воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются  проявления индивидуальности, насаждаются  представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство; [7, с.106].

     • государственное устройство носит  унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируют, но на деле ограничены.

     Наряду  с общими чертами тоталитарные режимы имеют особенности. При коммунистическом режиме ликвидируется частной собственность и как следствие уничтожается основа автономии членов общества. Основой германского национал – социализма является расизм и шовинизм. Его целью было обеспечение господства арийской расы. Спицифику итальянского фашизма характеризует стремление к возрождению Римской империи, а власть партии была ограничена влиянием короля, аристократии и церкви.

Информация о работе Политические трансформации на постсоветском пространстве