Разделение властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Для александры.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

2.4. Судебная власть в системе разделения властей

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.40

Судебная власть признается как разновидность государственной  власти наряду с законодательной  и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность  судебной власти проявляется в независимости  судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей  деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.41

Судебная власть принадлежит  не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам  Российской Федерации. Они стоят  в одном ряду с Президентом  РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную  власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей  не только распределяет функции государственной  власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность  и взаимную уравновешиваемость. В  этой системе суды связаны с законодательной  и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные  правовые акты, а также в отношении  назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью  самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования  гражданами действий (бездействия) должностных  лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять  незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную  власть.

Принцип разделения властей  важен также для того, чтобы  взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться  в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление  законодательной деятельности, а  также исправляет многие ошибки органов  исполнительной власти; более того, своим толкованием права в  процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции  РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством  четырех видов судопроизводства:

- конституционного;

- гражданского;

- административного;

- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует  свой комплекс установленных законом  процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система  РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему  РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку  это привело бы к нарушению  единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях  субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах  всей федеральной судебной системы  и признании Верховного Суда РФ и  Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти  суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих  судов:

1. Конституционная юстиция.  Она включает Конституционный  Суд РФ, а также конституционные  и уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд  РФ, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  автономной области и автономных  округов, городские суды Москвы  и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они  осуществляют правосудие по уголовным,  гражданским делам и делам,  возникающим из административных  правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции  рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок  деятельности мирового судьи устанавливаются  федеральным законом и законом  субъекта РФ.

  1. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Структура судебной власти наглядно подтверждает, что только целостность и комплексный анализ деятельности всех ее элементов дает возможность выявить ее характер как власти государственной, интегрированной  в систему всех ветвей власти и  одновременно способной к выделению  как часть целого в отдельную  ветвь.42

Осуществление правосудия отличается от иных сфер общественной жизни особым объектом государственного воздействия, куда входит внутренне единая система  общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и  общества. Последнее обусловлено, с  одной стороны, особыми целями, стоящими перед судебной деятельностью по защите человека и реализации его  законных прав и интересов, с другой - специфичностью метода этой деятельности, которая осуществляется в особой процессуальной форме, являющейся наиболее сложной, разветвленной и детально урегулированной из всех юрисдикционных процедур. Потребность в судебной юрисдикции возникает и при необходимости  официального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение и  не могущих быть установленными в  ином порядке либо требующих судебного  исследования доказательств (например, состояние в фактических брачных  отношениях, нахождение на иждивении  и т.д.). Под контроль суда также  поставлена деятельность органов загса  и нотариата по установлению некоторых  фактов. Наконец, только судом гражданин  может быть признан умершим или  безвестно отсутствующим. Качественно новый уровень правосудия связан в настоящее время с противодействием злоупотреблению исполнительной власти, бюрократизму и дегуманизации отношений в обществе с целью надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.43

Вывод к Главе 2

Таким образом,  всю систему разделения властей РФ можно представить так:



 



 


 

 


 


 





 



 


Заключение

Таким образом, исследовав вопрос о разделении властей как основы конституционного строя, были сделаны  следующие выводы:

  1. «Разделение властей», как теория о соотношении властей в государстве, была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развита Ш. Монтескье;
  2. Система разделения властей в России представляет собой совокупность правовых отношений, урегулированных Конституцией и законами, реализуемых в процессе функционирования и взаимодействия отдельных отраслей и уровней государственной власти в целях достижения ее целостности и единства, которая направлена на раскрытие всего потенциала правовой государственности и эффективности государственного управления.
  3. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль.
  4. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
  5. Президент - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности народа.
  6. В системе разделения властей законодательная власть призвана устанавливать посредством принятия законов определенные правила поведения и осуществлять контроль их исполнения;
  7. Исполнительная власть - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других.
  8. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации. предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве.
  9. Характерной особенностью организации государственной власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция так или иначе затрагивает различные «ветви власти», он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную «ветвь власти», вообще не входит ни в одну из основных «ветвей власти», имея свои «формы влияния», свои «сдержки и противовесы» на каждую из них. Законодательная и судебная «ветви власти», в свою очередь, имеют свои «формы влияния» на Президента.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года //Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 800 с.
  3. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. / Под ред. А.И. Кима. Томск, 1988.
  4. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. - № 7, С. 28.
  5. Безруков А.В. Законодательная власть в системе разделения властей в России. Статьи по теме Конституционное право России// http://justicemaker.ru/
  6. Законодательная власть// http://www.pravoteka.ru/enc/2122.html
  7. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право, 1992. - № 10, С. 21.
  8. Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. -  М.: Юрист, 1995. – 608 с.
  9. Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. …  канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – 20 с.
  10. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова - М.: Юристъ, 2000. – 473 с.
  11. Левакин И.В., Болдырев И.А. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика, № 1, январь 2005. – С. 34-39.
  12. Мальцев Г.В., Экимов А.И., Ефимов В.И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация, 1993. - № 1/13, С. 34.
  13. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1995. - С. 290 - 291.
  14. Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции.  - М., 1979. С. 184-185.
  15. Овчинников В.А. Конституционный принцип разделения властей в современной России: (вопросы теории и практики)/Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002.  – 25 с.
  16. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ/Государственная власть и местное самоуправление, 2001//http://www.juristlib.ru/book_2582.html
  17. Принцип разделения властей// http:// lekcii/pravo/teoriapig/82.html
  18. Ржевский В., Чепурнова Н. Судебная власть в конституционной системе разделения властей// http://www.lawmix.ru/comm/8356/
  19. Справочник «Социально-экономические проблемы России» / Отв. Ред. П.С. Филиппов, Т.М. Бойко.  - СПБ.: Норма, 2001. – 276 с.
  20. Судебная власть в Российской Федерации // http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=722&midr=721
  21. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука,  1993. - С. 324.
  22. Чиркин В.Е. Законодательная власть. - М.: Норма, 2008.
  23. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин - М.: Издательство «Зерцало», 2004. – 356 с.
  24. Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004. - 800 с.

1 Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. … канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – С.10.

2 Овчинников В.А. Конституционный принцип разделения властей в современной России: (вопросы теории и практики)/Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002.  - С. 6.

3 Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции.  - М., 1979. С. 184-185.

4 Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. / Под ред. А.И. Кима. Томск, 1988.

5 Принцип разделения властей// http:// lekcii/pravo/teoriapig/82.html

6 Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. … канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – С.10.

7 Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука,  1993. - С. 324.

8 Левакин И.В., Болдырев И.А. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика, № 1, январь 2005. – С. 34-39.

9 Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. -  М.: Юрист, 1995. – С. 77.

10 Там же. С. 209.

11 Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. -  М.: Юрист, 1995. – С. 221.

12 Справочник «Социально-экономические проблемы России» / Отв. Ред. П.С. Филиппов, Т.М. Бойко.  - СПБ.: Норма, 2001. – С. 143.

13 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1995. - С. 290 - 291.

14 Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ/Государственная власть и местное самоуправление, 2001//http://www.juristlib.ru/book_2582.html

15 Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. - № 7, С. 28.

16 Мальцев Г.В., Экимов А.И., Ефимов В.И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация, 1993. - № 1/13, С. 34.

17 Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право, 1992. - № 10, С. 21.

18 Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ/Государственная власть и местное самоуправление, 2001//http://www.juristlib.ru/book_2582.html

19 Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях Российского Федерализма/ Автореф. дисс. … канд. юр. наук/ А.В. Карелин. – М.: ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2010. – С.12.

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации