Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.
Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105
1.1. Подходы к
пониманию и определению
Прежде чем приступить к анализу роли искусства в мировой политике, необходимо пояснить, что именно мы подразумеваем под этим понятием. Искусство - «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими44».
Существует
достаточное количество трактовок
данного культурологического
Кроме того, искусство – это еще и творчество, направленное таким образом, что оно отражает предмет, заинтересовавший не только самого автора, но и других людей. И, наконец, «искусство – это язык человека»47.
Определение отличительных черт и признаков искусства, а также его роли в жизни социума на протяжении всей истории культуры вызывало острые разногласия. Им можно дать объяснения по целому ряду причин: различия философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологические установки, опору на разные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективно сложным строением самого искусства. Некоторые теоретики не осознают данной сложности структуры искусства, поскольку они склонны к определению лишь одной из сущностей искусства, гносеологической, идеологической, эстетической или творчески-созидательной, но не их совокупности. Данные «неполноценные» определения превратились в работах многих искусствоведов в утверждение, что в искусстве логически переплетены диаметрально противоположные по своему характеру аспекты — познание и осмысление реальности, отражение и созидание, модель и знак. Но и эти, на первый взгляд, двухмерные истолкования сути искусства не способны воссоздать в полной мере сложность его структуры.
В эпоху глобализации и дискуссий о культурном империализме вопросы развития внешних политических связей в области искусства становятся по-настоящему приоритетными для государств. В течение последних десятилетий культура и искусство преобразовываются в одну из важнейших форм деятельности в мировой политике и дипломатии. В исследовании конкретизируется сам термин «искусство48», синонимичным которому в контексте данной работы является понятие «массовой культуры49», рассматриваются истоки и основные этапы развития взаимосвязи между политикой и искусством.
Развитие искусства, которое в
конце XIX начале XX веков приобрело
характерный оттенок, названный
многими не иначе, как массовая культура,
было, по сути, лишено теоретического осмысления.
Зарождение критической теории искусства
для широкой публики происходит
в рамках социально-философских
размышлений по общим проблемам
социального развития. Сам термин
«массовая культура»
Так, еще в 20-х годах ХХ века К. Юнг в статье "Проблемы души нашего времени"50 трактовал термин «политика» следующим образом, - это «динамичный и поверхностный слой общественной реальности, ниже которого располагаются инертные культурные пласты - следы долгой эволюции. Напряжения между верхними - культурно-политическими и нижними - архетипическими слоями служат причиной социальных сдвигов и образования новых культурных форм»51.
В глобальном масштабе социума, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как индивида, так и всего мирового сообщества, многообразный результат творческой деятельности человечества.
1.2. Классификация искусства
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Изобразительное искусство, в первую очередь, акцентирует внимание на внешнюю действительность, тогда как внутренний мир способны передать и воспроизвести такие виды искусства, как музыка, литература или танец.
По динамике искусство можно классифицировать как пространственное и временное. Также искусство можно условно разделить на прикладное и изящное - по утилитарному принципу. Классификацию искусства можно провести по используемым «материалам»:
Существует также разделение
искусства в контексте
1.3. Интуитивные функции искусства
В качестве немотивированных целей искусства можно обозначить следующие:
«Имитация — один из инстинктов в нашей природе. Далее, имеется инстинкт гармонии и ритма, а также соразмерности, в которой, в частности, выражается чувство ритма. Начиная с этого природного дара, личность развивает в себе наклонности к поэзии, чтобы от грубых импровизаций постепенно возвыситься до истинного искусства»52.
«Самое прекрасное, что мы можем испытать в жизни — это загадочность. Она является источником всякого настоящего искусства или науки» 53.
Автор произведения искусства обращается к аудитории, которая ему заведомо незнакома. Творец создает свой шедевр для каждого в этом мире, не только пока жив он сам, но и для потомков.
В этом смысле искусство, как частное, и креативность, в общем, является тем, к чему человека толкает его собственная природа, и что выходит за пределы исключительно полезности.
1.4. Мотивированные функции искусства
Мотивированность искусства
подразумевает под собой
«Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее»55.
Описанные выше функции искусства не являются взаимоисключающими и могут использоваться одновременно. Так, искусство как развлечение сочетается с завуалированной рекламой того или иного продукта, услуги. Характерными признаками искусства эпохи постмодерн (после 1970х годов) стали увеличение таких показателей, как утилитарность, коммерциализация, функциональность, тогда как интуитивное или немотивированное искусство и использование его в символических или ритуальных целях встречается все реже.
Конкретизируя роль искусства в политических процессах, можно сказать, что искусство, выражая доступными только ему средствами потребности общественных жизни и развития, постепенно привлекает все больше внимания различных социальных слоев и сил: государства, классов, партий, религиозных организаций, заинтересованных в распространении своего влияния на социум. В ХХ веке искусство становится неотъемлемой частью «классовой борьбы, выражая устремления народных масс или эксплуататорских классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты общественного развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин — на примере творчества Л. Н. Толстого). Искусство отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. Искусство в условиях развитого буржуазного общества низводится до уровня товара, и творчество подчиняется законам рыночных отношений; художественная культура разделяется на так называемое элитарное и массовое искусство, что губительно сказывается на обеих её частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу искусства — и в его содержании, и в его форме.»56.
Процесс развития искусства, культуры, также как и модернизация истории или политики, обладает диалектичным характером. Развитие и эволюция происходят благодаря внутренним противоречиям, борьбе противоположностей, их идеологий, культур. Невозможно, чтобы процессы обновления морального и интеллектуального обликов социума происходили единовременно. Искусство, или культура, и политика, несмотря на то, что развитие их происходит одновременно и параллельно, являются следствием друг друга, определенной реакцией.