Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.
Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105
«Если политический деятель осуществляет нажим с целью заставить искусство своей эпохи выражать определенный нравственный мир, - это будет политической акцией, а не актом художественной критики. Если нравственный идеал, за который идет борьба, является истинным и жизнеспособным, его развитие становится неодолимым и порождает своих художников. Если же, несмотря на нажим, такой процесс не наблюдается, то это означает, что речь шла о ложной и фальшивой нравственности, о бумажном корпении посредственностей, которым обидно, что люди, обладающие большим влиянием, чем они, не согласны с ними»57.
Подводя итог сказанному выше, нам бы хотелось отметить, что искусство оказывает огромное влияние на все объективные процессы современного мира, выступая, в том числе, и как инструмент политических технологий, создавая имидж государства. В современном мире, где определяющим фактором является информационность, искусство стало одним из способов межкультурной коммуникации. В то же время оно способствует историческим процессам глобализации, окончательно оформившимся в ХХ веке в США, их идеологии и политике.
Современная действительность все чаще обращает исследователей к проблемам роли искусства в современном мире, влияния культуры на политику и использования политикой культуры. В связи с развитием и усовершенствованием политических технологий и постоянным движением к новым формам лидерства, все большую значимость приобретают нити культурных факторов в процессах взаимодействия власти и общества. Сформированный деятелями искусства и символами поп-культуры «имидж» страны уже не просто коммерческий продукт, но и то, что сопровождает нас в повседневной жизни, в политике, затрагивая даже сферу образования. Кроме того постоянно возрастает роль имиджа в социуме, государстве, в международных отношениях, международной политике.
Современное искусство стало для ряда государств одним из основных инструментов пюбализационного процесса в мире, эффективной формой реализации политики «мягкой силы», в основе которой лежит, прежде всего, привлекательность субъекта политики.
Американское искусство, равно как и массовая культура ХХ века, демонстрируют пример успешного влияния – «американизации» - других стран и создают определенный имидж США на международной арене, используя лишь основные ценности, которые были заложены в начале ХХ века в определенных социальных условиях. В числе подпавших под американское воздействие можно назвать и Россию в период после перестройки. Однако, необходимо отметить, что влияние американского стандарта ценностей жизни в различных странах вызывало различную реакцию, нередкими были случаи полного отторжения продуктов этого влияния. Несмотря на это, экспансия американской культуры XX века привела к формированию и стойкому укреплению в самосознании человечества четко обозначенного политического имиджа США как супердержавы, обладающей неограниченным экономическим, политическим, властным, научно-техническим, ценностным потенциалом.
Глава II. Роль искусства в мировой политике.
Если есть то, ради чего стоит жить,
то это - созерцание прекрасного.58
Платон.
2.1. Предмет искусства
и его роль в мировых
В отличие от деятеля культуры, мы не можем назвать актором мировой политики предмет искусства, но мы также не можем и отрицать тот факт, что порой именно шедевры, чьи авторы уже давно ушли из жизни, оказывают существенное влияние на процессы, проистекающие на международной политической арене.
Произведение искусства, например, как протест против насилия, может обладать властью подлинного исторического свидетельства и способно выступить в качестве обвинительного акта политическому режиму. Как и любые другие формы власти, власть искусства привлекательна. Спорным остается лишь момент, когда необходимо определить, каким образом произведение было наделено своими властными полномочиями: как и прежде, благодаря собственному совершенству или став результатом жизнедеятельности органов СМИ, где первостепенную роль играет информационный повод.
2.1.1. Протестное искусство
Исторический факт недавнего времени: во время голосования по резолюции59 о введении военных санкций против Ирака на заседании Совета Безопасности ООН, соответствующая госслужба США отдала приказ закрыть занавесом репродукцию полотна П. Пикассо «Герника»60, висящую у входа в зал СБ ООН61.
«Голубое полотно, закрывшее картину Пикассо «Герника», не может скрыть того факта, что она служит предостережением Совету Безопасности. Предостережением, которое невозможно игнорировать, в отношении чрезвычайного характера прерогативы использования силы от имени государств, членов Организации Объединенных Наций, за которое придется отвечать перед историей. Не может оно и затмить в нашей памяти те ужасы, которые и привели к созданию Организации Объединенных Наций62».
Картина «Герни́ка» была написана по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке, проходившей в Париже, весной 1937 года кистью П. Пикассо. Картина посвящена автором произведенной ранее бомбардировке города Герника, расположенной в стране басков. 26 апреля 1937 года в ходе Гражданской войны в Испании, добровольцы люфтваффе – легион «Кондор», совершили ночной налет на город и сбросили несколько авиабомб. Разрушительный пожар унес жизни порядка 250 человек и уничтожил большую часть города. Эти события вызвали огромный резонанс в мировом сообществе, подтолкнув, в том числе, и Пабло Пикассо к созданию неоднозначного шедевра. Презентация состоялась на Всемирной выставке в Париже, однако новое творение П. Пикассо – «обвинение фашизму и Франко63» - не нашло понимания среди современников. Спустя время Пикассо заметит: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей, и от врагов»64.
Полотно-фреска «Герника», написанная маслом в черно-белых тонах, подражает стилю фотографии, опубликованной в газете 30х годов ХХ века, и представляет зрителю истинный безжизненный характер войны. На картине изображены страдания людей, животных, разрушенные хаосом и насилием дома. Даже сегодня искусствоведы не могут прийти к единому мнению о том, как трактовать некоторые элементы этого произведения искусства. Так изображённая в левом верхнем углу картины голова быка трактуется двояко: это и символ глухоты, неведения, безразличия - персонаж, безразлично взирающий на происходящее, будто не понимает всего того ужаса, который происходит вокруг, и олицетворение фашизма, мирового зла в целом.
Искусство протеста — одна из популярных специализаций современных художников. Здесь с абсолютной точностью отмечены две тенденции, которые возобладали на рубеже ХХ – ХХ1 веков. Во-первых, искусство протеста стремится к «стратегическому сотрудничеству со средствами буржуазного подавления», то есть с правительством и прессой, предлагая себя в качестве скандального информационного повода. Оно становится P-Art (публичным искусством), организующим мелкие и средние провокации. Во-вторых, его тактику успешно перенимают неизвестные «художники-бюрократы». Чем ближе к середине 2000-х годов, тем больше растет кривая ответных провокаций и актов насилия против политизированных художников. Мэр Нью-Йорка запрещает выставку британского искусства «Сенсация», художника Авдея Тер-Оганьяна преследуют в Черногории и в Москве, разгромлена выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре, трижды подвергаются нападениям экспозиции галереи Гельмана. Искусство протеста как религиозно-политическая провокация становится опасным для всех, кто его использует: художники вынуждены становиться беженцами, кураторы таскаются по судам и платят штрафы, а больше всего рискует власть, грозящая своей политикой превратить все вокруг в мультиконфессиональный Талибан65.
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве
Затронув тему концессий и религиозных верований, мы не можем не упомянуть нашумевший в середине 2000-х годов скандал с опубликованными в датской газете карикатурами на исламского пророка Мухаммеда, получивший название «карикатурного». Этот межкультурный конфликт, вспыхнувший в конце 2005 — начале 2006 годов, затронул сразу две части современного мира: представителей арабского мира и современной западной культуры, почитающей свободу слова, и охватил практически все страны Европы и мусульманского Востока.
На данный момент, спустя пять-шесть
лет, представители СМИ и
Руководство газеты Jyllands-Posten утверждает, что опубликованные рисунки являются лишь демонстрацией осуществления на практике свободы слова, однако многие приверженцы ислама как внутри самой Дании, так и за её пределами, рассматривают их как сознательную провокацию. Министерства иностранных дел одиннадцати исламских государств потребовали от датского правительства извинений за публикацию, а некоторые из них даже закрыли свои посольства в Дании в знак протеста, когда они не получили этих извинений. За дипломатическими протестами последовал бойкот датских товаров.
Позднее Имам Дании Ахмад Абу Лабан добавил к этим двенадцати карикатурам ещё три, якобы полученные им от датских мусульман. Первая из них изображала мужчину со свиным пятачком на лице. Вторая представляла собой изображение неясного происхождения, на котором к молящейся мусульманке сзади был добавлен пёс. Третья из добавленных имамом карикатур сопровождалась надписью на датском и арабском языках, обвинявшей пророка в педофилии. Собрав 12 оригинальных и 3 добавленных карикатуры, Ахмад Абу Лабан и Ахмед Аккари занялись распространением сведений о датском «богохульстве», возглавив группу активистов, объединившихся в «Европейский Комитет во славу Пророка».
Публикация карикатур на Мухаммеда спровоцировала массовые выступления мусульман по всему миру. Особенно серьезные волнения наблюдались в тех азиатских странах, которые находятся в конфронтации с Западом, например, в Иране и Сирии. По мнению ряда политиков и наблюдателей, Тегеран и Дамаск использовали скандал для достижения своих политических целей. Некоторые страны ввели политические и экономические санкции против стран, в которых СМИ перепечатали карикатуры. Мусульмане требовали от европейских правительств, и, прежде всего, от Дании, извинений за действия СМИ и наложения санкций по отношению к журналистам. Однако европейские политики были не готовы выполнить эти требования - ведь перепечатывая карикатуры, газеты и журналы не нарушали закон. Карикатуры были перепечатаны многими европейскими изданиями, кем-то в знак солидарности с коллегами, кем-то для повышения тиража66.
Датский суд, куда обращались с исками представители мусульманского мира, и куда ж впоследствии подавали апелляции, постановил, что публикация карикатур, вызвавшая волну возмущения и протестов в мусульманских странах, не была нацелена на то, чтобы оскорбить последователей ислама, на чем со своей стороны настаивали истцы. Председатель апелляционного суда подчеркнул, что датское правосудие в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека не может ограничивать свободу слова, пока с очевидностью не доказано, что ее использование представляет угрозу общественной безопасности. Суд также постановил, что одна из наиболее скандальных карикатур, на которой пророк Мухаммед изображен в тюрбане в виде бомбы с зажженным фитилем, "является сатирическим изображением" и "не относится ко всем мусульманам". При этом судьи отметили, что, поскольку некоторые террористические акты были осуществлены во имя ислама, нет ничего незаконного в том, что они стали предметом сатиры67.
Анализируя приведенные выше примеры, мы можем сделать следующий вывод. Не вызывает сомнений, что произведения искусства не обладают статусом актора мировой политики, международных политических процессов. Но и роль их влияния на международное сообщество невозможно проигнорировать. Примеры «Герники» и датских карикатур иллюстрируют разные типы взаимозависимости искусства и мировой политики. Во второй ситуации мы сталкиваемся с примером, когда искусство привело в движение политику, тогда как в первом случае, предмет искусства, создававшийся как реакция на политику, спустя годы превратился в символ.
2.2. Роль деятелей искусства в политике
В отличие от предметов того или иного вида искусства, авторы его, иногда сами того не ведая, становятся акторами мировой политики. Если говорить в общем, то творческие люди, по большей части, направляются в политику не только из-за призвания, но скорее из-за признания. Являясь актером, которого знают, любят и уважают миллионы, проще найти подход к массам, основной причиной такого явления можно назвать банальный принцип выбора - симпатии-антипатии к творческой личности. Также у творческих людей есть определенный вес и влияние на международной политической арене. Вопрос о том, насколько необходимо и плодотворно участие деятелей культуры в политической жизни, является крайне сложным и неоднозначным.
Культура как целое, литература и философия в частности, издревле выполняют функции инструмента для насаждения определенной мифологии, призванной служить моральным обоснованием того или иного режима. Известный британский историк Пол Джонсон отмечал: «Интеллектуалы во множестве окружали Бенито Муссолини. Адольф Гитлер шел к вершинам политической власти, одерживая свои основные победы в университетах; его электоральный успех среди студентов и профессоров был намного внушительнее, чем в прочих слоях немецкого общества. Многие интеллектуалы тянулись к нацистским бонзам, принимая непосредственное участие в самых зловещих преступлениях режима»68.
Но деятели культуры, и не только сейчас, почти никогда не оставались вне политики в широком смысле этого слова. Совершенно очевидно, что уход в «чистую» науку или в искусство «ради искусства» не может удовлетворить их на переломных этапах общественного развития.
В начале ХХ века многие европейские страны возглавили именно такие, яркие представители, творческой интеллигенции: в 1906 году писатель и драматург Джордж Клемансо стал премьер-министром Франции, в 1918 - философ и социолог Томаш Масарик избран президентом Чехословакии, в 1919 правительство Польши возглавил пианист Игнац Падеревский.