Структура и полномочия органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 02:09, реферат

Краткое описание

Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым.

Содержание

Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.4
2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19
5. Заключение 23
6. Литература. 25

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

6)      подконтрольности и подотчетности органов государственного аппарата;

7)      обязательности для всех граждан  и  должностных лиц исполнения законных требований государственных органов;

8)      учета   общественного    мнения    и    гласности,    за исключением деятельности,   составляющей   государственные   секреты   или   иную   охраняемую законом тайну;

9)      правовой и социальной защищенности работников государственного аппарата;

10)    ответственности за исполнение принятых и возложенных решений.

В соответствии с этим принципом  можно переходить к рассмотрению других принципов организации и  деятельности государственного аппарата.

Принцип единства органов государственного аппарата, независимо от разделения государственной  власти указывает на консолидацию организационной  структуры государственного аппарата при проведении внутренней и внешней  политики и принятия определенных государственных  решений имеющих экономике - правовое значение для страны и общества. В соответствии с эти принципом  все органы государственного аппарата, независимо от своего государственного статуса должны оказывать взаимное содействие при проведении вышеуказанных  мероприятий. Практическим примером реализации этого принципа служит сотрудничество между Государственным налоговым  комитетом Республики Казахстан  и Агентством финансовой полиции Республики Казахстан, которые в целях пресечения профилактики и недопущения экономических преступлении оказывают друг другу всемерную поддержку на местном и республиканской уровне. Другим примером может послужить  объединение усилий местных представительных и исполнительных органов в целях реализации Программ Правительства и Посланий Президента Республики Казахстан.

Принцип приоритета прав, свобод и  законных интересов граждан является по своей сути конституционным, поэтому  данный принцип носит обязательный характер. Данный принцип закреплен  в разделе 2 Конституции, в соответствии с которым был принят Указ Президента Республики Казахстан от 29 октября 1994 года № 1952 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб  граждан», который в настоящее  время утратил силу, в связи  с принятием нового, более совершенного законодательного акта. Все органы государственного аппарата в первую очередь создаются для защиты и содействия эффективной реализации прав и свобод граждан. В связи  с этим, этот принцип можно поставить  как краеугольный камень в основание  государственного аппарата.

Парламент принимает новый закон, в свою очередь Президент подписывает  его, тем самым давая право  на его реализацию. Далее Правительство  после указания Президента обязывает  центральные органы государственного аппарата довести данный закон до сведения граждан путем опубликования  его в средствах массовой информации и создать благоприятные условия  для его реализации. В свою очередь, центральные органы дают соответствующие  распоряжения областным органам, а  те в свою очередь доводят данное распоряжение до районных органов, тем  самым, обеспечивая исполнения принципа исполнения решений на всех государственных  уровнях.

Принцип подконтрольности и подотчетности  органов государственного аппарата устанавливает специальные рамки  полномочий тех или иных органов  с целью исключения возникновения  дублирующих функций различны? органов  государственного аппарата, также этот принцип гарантирует соблюдение субординации внутри государственного аппарата, оперативное обеспечение  необходимой информацией и возможность  координации действий государственного аппарата.

Принцип обязательности для всех граждан  и должностных лиц исполнения законных требований государственных  органов является по своей сути императивным, поскольку является платформой всего  государственно го аппарата в целом, игнорирование и неисполнение данного принципа ведет к анархии в обществе, что просто недопустимо для цивилизованного, и что немаловажно , правового государства, поскольку анархия - как сказал один из французских политологов 18-го века - это червь, который живет в древе государства и постоянно разъедает его. Выполнение этого принципа позволяет эффективно управлять государственной политикой экономическими процессами, позволяет консолидировать общество в моменты, трудные для страны, и обеспечивает порядок внутри государства и не допускает беспорядков.

Принцип учета общественного мнения и гласности обеспечивает эффект прозрачности работы государственного аппарата и всех его действий, связанных  с государственным управлением. Наличие этого принципа является признаком демократического государства, в котором всеми политическими  процессами  управляет само   общества.

Принцип ответственности за исполнение принятых и возложенных решений  является сдерживающим фактором всего  государственного аппарата и позволяет  не совершать опрометчивых шагов  при исполнении определенных решений  на всех уровнях государственного аппарата. Эффективность этого принципа настолько  очевидна, что он присутствует во всех сферах государственного управления. Ведь в случае неисполнения какого-либо решения, виновные лица несут дисциплинарную, административную, а подчас и уголовную  ответственность, а орган, не способный  эффективно исполнять возложенные  на него обязанности подлежит немедленной  ликвидации; со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Таких примеров в отечественной практике множество: например, Государственный Следственный Комитет, созданный для оптимизации  работы сотрудников правоохранительных органов и уменьшении роста преступлений, в итоге показал свою полную несостоятельность  и в итоге был ликвидирован.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что выше¬указанные принципы играют ключевую роль в деятельности го¬сударственного аппарата. 

 

4.      Проблемы совершенствования аппарата современного государства

Несмотря на все вышесказанное, существуют реальные проблемы совершенствования  государственного аппарата.

Применительно к нашей стране можно  с уверенностью сказать, что многие действия государственных органов  зачастую идут в разрез с теми принципами, которыми руководствуется государственный  аппарат власти.

Основными проблемами государственного аппарата были и остаются бюрократизм  и коррупция. Поэтому вести работу по совершенствовании: государственного аппарата необходимо в двух направлениях.

В настоящее время необходимо обеспечить экономию бюджетных средств, принять  решительные меры по недопущению  роста расходов на содержание государственного аппарата, осуществить внедрение  экономичных методов и средств  обслуживания государственных органов.

Также необходимо сделать повышение  заработной платы государственных  служащих и информатизацию государственных  учреждений.

Помимо прочего просто необходимо в целях совершенствована управленческих технологий и повышения компетентности кадров государственной службы принять меры по рационализации правил и процедур учета, прохождения, согласования и контроля исполнение документов.

Необходимо принять радикальные  меры по недопущению бумаготворчества, сокращению объемов и количества документов, максимально сократить  сроки рассмотрения поступающих документов и материалов, особенно обращений граждан, разработать и начать реализацию комплексных планов повышения квалификации государственных служащих, регулярно проводить в аппаратах работу по профессиональной и правовой учебе сотрудников, интеллектуальному росту каждого государственного служащего.

С целью искоренения бюрократизма был издан указ Президента Республики Казахстан от 31 июля 2000 года N 427 «О мерах  по улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом».

В частности предписывалось увеличение числа ведомств, штатной численности  министерств, агентств и ведомств, их руководящих должностные лиц  производить только по согласованию с главой государства либо по его  уполномочию с Администрацией Президента Республики.

Также в мае 1999 года было издано распоряжение Президента Республики Казахстан № 45 «О мерах по укреплению дисциплины в государственном аппарате», в  котором за ослабление контроля над  деятельностью министерств и  иных подведомственных органов и  допущенные лично неоднократные  случаи несвоевременного исполнения отдельных  актов и поручений Президента Республики Казахстан были объявлены  выговоры высокопоставленным лицам, помимо этого указывалось на недостаточную  работу по обеспечению контроля за своевременным и исчерпывающим исполнением актов и поручений главы государства. Было предписано провести служебные расследования по каждому факту несвоевременного исполнения актов и поручений главы государства с принятием жестких мер к виновным лицам, вплоть до освобождения от занимаемых должностей, а также принять оперативные меры по устранению причин недисциплинированности и формализма в деятельности центральных и местных исполнительных органов, наведению порядка в работе их аппаратов, кадровому и техническому укреплению организационно- контрольных и документационных подразделений, повышению персональной ответственности должностных лиц.

С целью борьбы с коррупцией был  принят закон Республики Казахстан  от 2 июля 1998 года № 267-1 "О борьбе с  коррупцией", который стал эффективным  оружием и базой антикоррупционного законодательства, в соответствии с чем был издан приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 13 июля 2000 г. № 02-1-7/ 81 "Об утверждении Правил о порядке проведения проверок деятельности государственных органов Республики Казахстан по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства", которые устанавливали порядок проведения Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и его территориальными подразделениями про¬верок деятельности государственных органов Республики Казахстан по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе.

На мой взгляд, еще одной немаловажной проблемой совершенствования государственного аппарата является еще и доверие  к нему со стороны общества. В свете последних лет, как это не печально, органы государственной власти этим пока похвастаться не могут. Основной причиной, скорее всего, является политика формирования кадрового состава государственного аппарата. В виду этого, наверное, стоит пересмотреть многие аспекты государственного аппара¬та. Черствость, равнодушие, формализм - вот источник недоверия на¬селения к органам государственной власти. Необходимо полностью проводить политику искоренения двойных стандартов в государственном аппарате, а что из этого получится, покажет само время.

Заключение

Механизм государства, как система  органов и учреждений, посредством  которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций  государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм.

Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления  государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными  особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в  мировое сообщество и т.д.

Устройство механизма государства  и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач  любой конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально  ме¬ханизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для  Республики Казахстан в на-стоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков.

Многие декларированные в конституции   СССР положения только    сейчас наполняются реальным содержанием: разделение вла¬стей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата показывают, насколько важна теоретическая  правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления  на практике в государственно-правовом строительстве.

Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых  критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных  вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут  избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений  и отдельных людей.

В настоящее время государственный  аппарат Республики Казахстан далек  от совершенства и предпринимаются   попытки его развития и совершенствования.

Однако наш государственный  аппарат не следует принимать  как законченную, совершенную формулу  управления, как некую статическую  субстанцию, поскольку оно одновременно является категорией сущего и должного, неким идеалом, преобразующим  действительность.                                                                                                                                      

В конце концов, законодательная  и организационная структура  государственного аппарата придет к  своему полноценному развитию, и итоге  мы будем иметь эффективный государственный  аппарат.

Список использованной литературы.  

 

1. Конституция Республики Казахстан.- Алматы, 1995.                          

2.Барнашов А.М. Теория разделения  властей: становление, развитие, применение.   

Томск, 1978.                                                                                      

3. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти//    

Государство и право. 1992. №3.                                                                  

4.Краснов М.А Публично- правовая ответсвенность представительных органов за    

нарушение закона//Государство и  право. 992.№1.                

5.Оболонский А.В Бюрократия и бюрократизм // Государство и право . 1993. №12.                                                                                                                            6.. Рыбаков О.Ю. Человек в политке. Саратов, 1995.                                         

Информация о работе Структура и полномочия органов государственной власти