Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка
Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).
Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.
Функции государства
Функции государства
- это основные направления
Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.
Экономическая
функция государства
Социальная функция
состоит в удовлетворении
Правовая функция
включает обеспечение
Культурно-воспитательная
функция направлена на
Политическая функция
государства состоит в
Экологическая
функция. С помощью
Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.
Признаки и структура государства
Признаки государства:
наличие публичной
власти, выделенной из общества
и не совпадающей с населением
страны, материализованной в
система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
территориальное деление
населения (государство
суверенитет (присущее
государству верховенство на
своей территории и
право (государство
не может существовать без
права, так как последнее
монополия на легальное
применение силы, физического принуждения
(возможность лишить граждан
Структура государства
По разделению власти:
система законодательных (представительных) учреждений;
исполнительно-
судебные органы.
По выполняемым функциям.
Органы, осуществляющие внутренние функции:
= охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
= социально-экономическое
регулирование (финансово-
= духовное производство
(учреждения образования,
Органы, осуществляющие внешние функции:
- вооруженные силы;
- разведка;
- органы межгосударственных отношений.
Типология государств
Типология государств
- это их специфическая
При формационном
подходе главным критерием
Достоинства формационной типологии:
- использует плодотворную
идею делить государства на
основе социально-
- показывает поэтапный,
исторический характер
Недостатки:
- формационная типология однолинейна и характеризуется запрограммированностью, а история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
- недооцениваются
духовные факторы (религиозные,
При цивилизационном
подходе основным критерием
Достоинства цивилизационной типологии:
- факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;
- в связи с расширением
количества духовных критериев,
Недостатки цивилизационной типологии:
- недооцениваются социально-
- по сути, эта типология
не столько государства,
Тенденции в развитии современного государства
В развитии современного
государства можно выделить
Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.
Конституция Российской
Федерации, принятая
Важной тенденцией
в развитии современного
Тенденция децентрализации
государственной власти. Власть
перераспределяется между
Важными тенденциями
в развитии современного
Тенденция к
интеграции проявляется в
Одновременно с
процессами интеграции идут
Стремление к
самостоятельности и
Важная тенденция
в развитии современного
Еще одна важная
тенденция связана с
Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.
Форма государства
Форма государства
- это способ организации
Форма государства
определяет - кто и как правит
в обществе, как устроены и
действуют в нем
От формы государства
зависит сама политическая
Элементы формы государства.
› форма правления.
Характеризует порядок
› форма государственного
устройства. Отражает территориальную
структуру государства,
› политический (государственный)
режим. Представляет собой
Форма государственного правления
Форма государственного
правления - это элемент формы
государства, характеризующий
В зависимости
от положения главы
Монархия (от греч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора).
Признаки монархии:
власть передается по
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.
Республика (от лат. "государственные, общественные дела") - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
- выборность власти;
- зависимость от воли избирателей;
- срочность полномочий органов управления;
В зависимости
от того, кто формирует правительство,
кому оно подотчетно и