Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка
1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
3) использование политической
Политическая деятельность может принимать следующие состояния: а) политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, характеризующихся сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической;
б) политическая пассивность —
вид политической деятельности, когда
субъект (как индивид, так и социальная
группа) не реализует собственные
интересы, а находится под политическим
влиянием другой социальной группы. Пассивность
в политике не бездеятельна, это
специфическая форма
г) все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.
33. Цели и средства в политике Политика является целенаправленной деятельностью, которая пользуется для достижения намеченных целей соответствующими средствами.
Целью в политике называют идеальный, желательный результат, ради которого и осуществляется политическая деятельность. Цели политики можно классифицировать по общим, родовым, признакам:
1) по их значению: общие (достижение
всеобщего равенства,
Средствами в политике называют инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты. В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д.
Цели могут быть жесткими (крайними),
нацеленными на быстрое, без задержки
на промежуточных этапах, получение
желаемого результата, и мягкими
(умеренными), использование которых
дает множество промежуточных
Умение соизмерять цели и средства,
использовать в оптимальном варианте
те или иные средства для достижения
конкретных целей — в этом и
заключается искусство
34. Политический прогресс и его критерии Политическим прогрессом называется направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.
Критериями политического
1) Степень структурной
О том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном органе или человеке является признаком примитивизации политических отношений, происходящей в силу тех или иных причин. 2) Характер стимулов политической деятельности. В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперед происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия. 3) Наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния. В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации.
4) Нарастание роли знания, рационализации
в осуществлении политических
функций, в планировании и
35. Соотношение экономики, политики и права В любом общественном организме присутствуют в равной мере три важных составляющих его жизни: экономика, политика и право.
Экономикой называют совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.
Политикой называют систему отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе. Правом называют систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. В вопросе, какая из составляющих является важнейшей, мнения ученых расходятся. Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения этих понятий.
Одни ученые считают, что среди этих понятий нельзя выделить приоритетное. Одинаково важны как экономика, так и политика и право. По этому мнению, первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей.
В этой ситуации можно говорить о
приоритете права перед экономикой
(в эпоху буржуазных революций
в Западной Европе сначала принимались
законы, а потом на их базе формировались
новые экономические отношения)
По второй точке зрения, экономика определяет политику и право. Политика и право являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, либо стимулируя, либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
36. Теория власти и властных отношений Власть является важнейшим элементом социальных отношений.
Она характеризуется следующими признаками: 1) является видом управления, регулирования и контроля, способностью распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество; 2) является средством упорядочения социальных отношений, проявлением человеческой культуры, связанным с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности; 3) носит явный волевой характер, благодаря чему действия людей приобретают целенаправленность, изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;
4) отчетливо связана с
а) потребность управления, осуществления
общих целей при наличии
Власть является важнейшим инструментом политики, поскольку две ее основные характеристики предопределяют взаимное тяготение этих явлений.
В первую очередь власть — это мощнейший управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т. е. осуществлять управление. Во вторую очередь власть — это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей, а по той причине, что в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления других людей и сил и, как следствие, — необходимость реализации политики во властной форме.
37. Сущность и особенности политической власти Политическая власть является особым типом власти в обществе. Политическая власть осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Признаками политической власти в обществе можно назвать:
1) делегирование властных
Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Значение государства не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Некогда русский философ B. C. Соловьев сказал, что «государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Впрочем К. Маркс считал, что государство — это инструмент насилия, который должен со временем умереть.
Но политическая власть без государства
существовать не может, хотя политическая,
государственная жизнь
38. Природа и функции политической власти Политическая власть возникает и формируется в ходе реализации потребностей управления и регулирования общественных отношений. Эта власть действует как принудительная форма снятия противоречий и конфликтов, которые порождаются различием интересов при структурировании и укреплении человеческих сообществ. Поскольку для преодоления сопротивления других людей и сил всегда имеется необходимость сглаживания конфликтов, а в политической сфере происходит постоянная борьба различных интересов, политическая власть реализуется в принудительной форме. В этом плане политическую власть можно рассматривать как инструмент социального управления.