Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использования которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления),либо средства, способные повлиять на внутренней мир, мотивацию человека (СМИ),либо орудия, с помощью которых можно лишить тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь. Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находятся государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами,денежной и налоговой системой и т.д. К ресурсам также относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество. Принципиальное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, публичное настроение, роль населения в политике, время, которым располагает власть для решения собственных задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех её формах, средства массовой информации.
Вопрос 8.
Механизм политической
власти – совокупность органов,
учреждений и должностных лиц,
которые в установленном
Механизм власти имеет довольно сложную иерархическую
структуру. Ее основные компоненты.
Первичным субъектом власти, ее источником
является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно,
другую часть из них передает (делегирует)
своему официальному представителю - государству.
Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между
носителями власти. Это распределение властных полномочий называется
разделением властей.
Разделение властей реализуется
в двух плоскостях: по горизонтали и по
вертикали.
Разделение властей по вертикали
представляет собой разделение властных полномочий
между субъектами государственного управления
различного уровня. Таким образом создаются
центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах,
например, в Великобритании, региональный
уровень отсутствует.
Разделение властей по горизонтали
реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда
их нестрого называют “ветвями” власти) - законодательной,
исполнительной и судебной.
Законодательная власть основывается
на принципах конституции и верховенства
права, формируется в результате выборов.
Законодательная власть вносит
поправки в конституцию, определяет основы
внутренней и внешней политики государства,
утверждает государственный бюджет, обсуждает
и принимает законы, обязательные для
исполнительных органов и граждан, контролирует
их исполнение.
Особенностью исполнительной власти является
то, что она не только организует выполнение
решений законодателей, но и сама может
издавать нормативные акты или выступать
с законодательной инициативой. Судебная власть стоит на страже
конституционного устройства государства,
законности и порядка, прав и свобод граждан.
Кроме органов государственной власти, властные
полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую
очередь нужно назвать органы местного
самоуправления.Они призваны самостоятельно
управлять, муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и осуществляют охрану общественного
порядка, а также вопросы местного значения.
Соотношение политической и государственной власти
Государственная власть составляет ядро политическойвласти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров ит.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и егоорганы. Гражданское общество регулируется государствомв значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Государственная власть реализуется государственным аппаратом и его подразделениями.Политическая власть – посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий иобщественных организаций. Государственная власть можетиздавать законы, обязательные для всего населения, и в случае необходимости легитимно прибегнуть к использованиюсилы, чего лишены другие субъекты политической власти.государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества - органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п.Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования.
Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная власть:
Вопрос 9.
Эффективность и легитимность политической власти. Типология легитимности власти по М. Веберу
Власть – особое волевое отношение
субъекта к объекту этого отношения, состоящее
из побуждения к действию, которое второй
субъект должен выполнить по желанию первого.
Сущность власти связаня с волей субъекта,
способствующей перенесению намерений
из сферы сознания в область практики,
и его силой, обеспечивающей навязывание
своих позиций и подчинение. Власть развивалась
в процессе эволюции самого человеческого
общества, приобретая разные формы своего
проявления в зависимости от исторической
эпохи. С появлением государства власть
стала существовать в своей политической
или публичной форме. Политическая власть
– способность осуществлять господство
в политической сфере жизни общества,
проводить свою волю по отношению к другим;
система нормативно закреплённых отношений,
складывающихся на основе доминирования
определённой социальной группы. Политическая
власть выступает в качестве верховной,
поскольку с её помощью принимаются решения,
обязаттельные для свех сфер общественной
жизни. Функционирование политической
власти осуществляется на основе принципов
эффективности и легитимности.
Важнейшим фактором стабильности в обществе
является эффективность власти. Эффективность
– это результативность власти, характеризующаяся
степенью выполнения ею своих функций,
реализацией ожиданий требований граждан.
Критериями эффективности являются: достаточность
оснований власти и эффективное использование
ее ресурсов, рациональность вертикального
и горизонтального строения власти, действенный
контроль за выполнением властных распоряжений,
организационно-техническое и кадровое
обеспечение учета и анализа властных
приказов, наличие действенной системы
санкций, применяемых к объекту власти
в случае неповиновения его приказам,
эффективная система самоконтроля власти.
Эффективность власти во многом зависит
от ее легитимности. Легитимность – признание
народом данной власти, её права управлять.
Легитимность может проявляться, например,
как в добровольном принятии большинством
конкретной формы правления, власти того
или иного класса, так и в борьбе за господство
определенных политических сил. Легитимность
и эффективность власти тесно связаны:
любые типы легитимности во многом определяются
надеждами на ее эффективность. С другой
стороны, достичь эффективности, не обладая
легитимностью, т.е. поддержкой граждан,
достаточно сложно. Принято выделять различные
типы легитимности. Наиболее популярной
является классификация, предложенная
Вебером в работе «Политика как признание
и профессия». В ней выделяются три вида
легитимного господства: традиционный,
рациональный (легальный), харизматический.
Традиционный тип легитимности: базируется на убеждении в правильности, святости принятых традиций и в законности власти. Используемым для осуществления власти качеством является почтение управляющих. Решения и действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям.
Рациональный тип легитимности: основан на осознанном убеждении граждан в законности установленных порядков и правомочии определённых органов осуществлять власть. Люди здесь подчиняются не столько отдельными личностям, сколько правилам, законам, процедурам, следовательно, политическим институтам и организациям. Используемое качество для реализации власти – разум.
Харизматический тип легитимности: складывается в результате признания народом выдающихся качеств, особого дара (харизмы) отдельного политического лидера. Власть основана на личной преданности такому лидеру, на вере в его великое предназначение. Такая легитимность возникает обычно в периоды кризисов, революций, войн и других социальных потрясений. Народные массы подчиняются такому правителю до тех пор, пока он способен доказать свою исключительность. Используемое для осуществления власти качество – эмоции.Легитимность власти может менять свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности. Условия его возникновения:
Изменение возникшей кризисной ситуации возможно при:
Вопрос 10.
Понятие политического института. Основные виды политических институтов.
Институт – совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества. Возникновение политических институтов связано с тем, что люди в силу своей природы склонные к спорам обнаружили, что для бесконфликтного существования им необходимы общепринятые установления, те или иные формы общественного распорядка. Политический институт – система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определённых норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп. Элементы политических институтов: цели, функции и роли, средства, учреждения, санкции. Различают формальные и неформальные политические институты. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений. Формальные институты закреплены в письменном виде. В реальной жизни формальными институтами являются конституции, гражданский и другие кодексы, законы, постановления, распоряжения и т. д. Для них характерна устойчивая модель взаимоотношений, основывающаяся на формальных правилах, регулирующих отношения между ними в стандартных ситуациях. Другая группа институтов — неформальные, т.е. традиции, привычки, стереотипы поведения и другие устойчивые формы взаимодействия между людьми, которые определяются главным образом культурой, психологией и идеологией данного общества. Институту данного типа образуются чаще всего в результате взаимодействия «лицом к лицу».
Основным политическим институтом считается государство. Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. Как политический институт оно возникло в период разложения родового строя, но сам термин «государство» получил широкое распространение в Новое время. Государство – это универсальная форма организации общества. Его основными элементами являются территория, население, власть. С учетом этого возможно более полное определение государства. Это политический институт, образуемый национальной и многонациональной общностью, закрепленный на определенной территории и располагающий всеми средствами осуществления власти. Главные направления деятельности государства отражают его функции как политического института. Различают основную – интегративную функцию, а также частные – посредническую и управления. Интегративная обеспечивает целостность сообщества граждан, регуляцию их интересов. Посредническая регулирует возникающие противоречия и конфликты. Функция управления состоит в обеспечении жизнедеятельности общества в целом. Другой политический институт – политические партии. Партии выступают существенным элементом политической системы общества. Они выражают потребности, интересы, цели определённых социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают непосредственное влияние на неё. Политическая партия – основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, представляющие определённые общественные класса, социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путём завоевания политической власти либо участия в ней. Партии как важнейшее связующее звено между населением и государством играют важную роль в жизни общества. Вообще политические партии, общественные объединения, группы интересов являются негосударственными институтами. Сегодня их деятельность считается полностью нормальным явлением, хотя ещё 100-200 лет назад подобные организации были запрещены или находились в нелегальном положении. Негосударственным политическим институтом также можно считать и церковь. Некоторые даже называют её вторым по значимости после государства политическим институтом. Во многих странах церковь не ограничивается взаимодействием с государством, но стремится в той или иной мере подчинить своему влиянию иные элементы политической системы. Например, в США, где нет конфессиональных политических партий, католическая церковь активно действует в профсоюзах. Взаимодействие государства и традиционных религиозных конфессий и организаций носит в настоящее время разноплановый характер. Однако, поскольку, многочисленные социологические опросы свидетельствуют о возросшем доверии граждан церкви, игнорировать и не признавать религиозные конфессии и организации, являющиеся одновременно крупными и влиятельными корпорациями, как значимый институт политической системы общества, в корне неверно.