Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Три типа лидеров по Веберу(- традиционный-вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда; -рационально – легальный-осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями; -Харизматический-базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию).
Р. Такер выделяет три функции политического лидера: 1. Диагностическая функция, которая сводится к постановке диагноза, когда лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Такер отмечает, что в своей деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку даёт он сам, он сам ставит диагноз ситуации. 2. Директивная функция, т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему. 3. Мобилизующая функция, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. Здесь многое зависит от умения и способностей политического лидера войти в контакт с широкими массами, убедить, вдохновить, привлечь на свою сторону тех, кто не определился.
Функции политического лидера:1) интегративная(направленную на поддержку целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия, единства политических сил, сплочённости всех социальных групп); 2) новаторская, означающую внесение лидером новых конструктивных идей социального развития общества; 3) коммуникативная, направленную на отражение всей гаммы потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности; 4) организаторская, требующую мобилизации народа на претворение политических программ, решений в жизнь, формирования кадров и консолидации сторонников реформы; 5) координационная, являющуюся продолжением организаторской и направленной на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и органов власти, а также практических исполнителей решений.
Вопрос 15.
Политическая система, её элементы, структура и функции. Модель функционирования политической системы Д. Истона.
Политическая система - целостная совокупность политических институтов, ролей, отношений и процессов, функционирующих на основе соответствующих норм, ценностей и традиций общества. Она представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая определяет политические отношения между ними, заключает деятельность в определённые границы. Субъекты политики реализуют свои интересы посредством осуществления власти и борьбы за её завоевание и использование. Она связывает политические институты через систему законов, традиций и политических коммуникаций с социальными группами, контролирует основные направления политической деятельности людей. Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Она имеет свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп. Политическая система относится к классу наиболее сложным систем. Основные её элементы: государство, традиции, институты, политические ценности. В отличии от других систем, политическая система обладает рядом особенностей : 1) охватывает своим взаимодействием всё общество, 2) через неё принимаются решения. Осуществляется власть, 3) основная функция - приведение в движение ресурсов для достижения цели, 4) претендует на контроль жизни общества, 5) обладает самостоятельностью. Вовлекая людей в политику и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования отношений в обществе. Структуру политической системы составляют: политические отношения; политическая, организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); средства массовой информации: политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.
В модель политической системы также входит пять подсистем: 1) институциональная (Примерами политических институтов служат парламентаризм, институты исполнительной власти, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии. Основным институтом в политической системе выступает государство.), 2) функциональная (тип политического режима, технология реализации власти) 3) коммуникативная ( каналы распространения информации), 4) нормативно-регулятивная (Конституции, законы, указы, декреты, распоряжения и нормы поведения зависящие от менталитета), 5) культурно-идеологическая (политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности.)
Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы: 1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения, 3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач, 4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений, 5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества, 6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры, 7) Политическая социализация.
Разработку системного подхода к анализу политики совершал Истон. Он сконцентрировал своё внимание на анализе исключительно политической системы, развивающейся и существующей по собственным законам. По мнению Истона политическая система автономна и имеет границы со средой. Пограничными столбами являются «вход» и «выход». «Вход» - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить. «Выход» - ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, её специализированными институтами в решение. На «входе» возникают требования, представляющие собой форму выражения мнения граждан о правильности и справедливости распределения общественных благ. Они служат своеобразными сигналами об имеющихся в обществе потребностях. Народом осуществляется поддержка. Без поддержки по мнению Истона, политические системы недолговечны. На «выходе» из политической системы появляются решения и действия по их реализации. Непрерывный цикл их взаимодействия и является политическим процессом. Он показывает возникновение социальных проблем, превращение их общезначимые, а затем в предмет действия политических институтов и формирования общественной политики, направленной на желаемое решение проблем. Относительно целая политическая система должна демонстрировать стабильность, а с другой стороны быть способной изменяться. .
Вопрос 16.
Политический режим и его критерии. Характеристика политических систем по критериям политического режима. Особенности политической системы Республики Беларусь.
Политический режим – совокупность способов, методов и средств, при помощи которых осуществляется политическая власть. Основными критериями классификации политических режимов являются: роль и функции главы государства в системе политического руководства, принцип разделения властей, способ и порядок формирования представительным органов власти, деятельность партий, общественные организации и движения, правовой статус личности, гарантия прав и свобод, гласность, степень плюрализма.
Выделяют такие режимы, как : демократический, авторитарный, тоталитарный.
Демократический режим характеризуется: признание суверенитета, воля большинства в качестве источника государственной власти, выборность основных органов власти, должностных лиц, государственные органы формируются путём назначения, сохраняются права и свободы граждан, плюрализм, принцип разделения властей. Выделяют различные модели демократии : 1) классическая либеральная модель (представительная демократия), 2) индивидуалистическая модель ( идея автономии личности, её первичность по отношению к обществу и государству), 3) плюралистическая модель (творцы политики – социальные группы) и др. Основные признаки демократии: правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства, мирная смена власти путём периодических выборов, влияние граждан на принятие решений, верховенство права, гарантии политических, гражданских и социальных прав человека.
Авторитарный режим характеризуется: ограниченный плюрализм, командно-административные методы, централизация власти, отсутствие чёткой идеологии, отказ от полного тотально контроля, права и свободы провозглашаются, но реально не обеспечиваются, наличие одной главенствующей партии, роль лидера высока. Признаки авторитарного: небольшое число носителей власти, неподконтрольность власти народу, игнорируется принцип разделения властей, права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные.
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид. Признаки тоталитаризма: тотальный государственный контроль над обществом, всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства. система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами, господство единой правящей партии,
Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены с распадом СССР. Он дал начало процессу становления суверенной и независимой Республики Беларусь. По конституции 1994 года государство имеет президентскую форму правления, широкие права и свободы граждан. В органы государственного управления были включены центральные и местные, исполнительные и распорядительные органы власти. Конституция Республики Беларусь определяет политическую систему Беларуси как систему демократического типа. Главенствующую роль в функционировании играют центры принятия политических решений, которые осуществляют государственное управление и вырабатывает государственную политику. В соответствии с Конституцией государственная власть в стране осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом является Парламент – Национальное собрание, состоящее из Совета Республики и Палаты представителей. Реализацию внешней и внутренней политики гарантирует Президент. Центральным органом государственного управления является Совет Министров, которые обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной, денежной политики, государственной политики в области науки, образования, здравоохранения. В основе политической системы Республики Беларусь лежит принцип народовластия. Он означает что все важнейшие вопросы в жизни страны решаются только всенародно, посредством прямого волеизъявления граждан, прежде всего путём референдумов. Связующими институтами являются политические партии. Основой стабильности и устойчивости политической системы Республики Беларусь является сильная государственная власть, активная социальная политика и опора на народ. В Беларуси отсутствует резкое социальное расслоение населения.
Вопрос 17.
Политическое сознание и политическая культура: понятия, их функции и типы. Соотношение между политической культурой и политической системой.
Политическое сознание
Политическое сознание– это комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.
Уровни политического сознания:
1.Теоретический уровень(специально созданными концепции, идеи и принципы построения политической жизни);
2. Эмпирический уровень(идеи, накопленные политическими деятелями в процессе практической политической жизни);
3. Обыденный уровень(повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни).
Типы политического сознания:
1. Индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
2.Групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
3. Массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).
Функции политического сознания:
1.Регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
2. Оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
3. Интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
4. Познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую
действительность);
5. Прогностическая (получить информацию о будущих политических отношениях);
6. Мобилизующая (побуждает людей к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к
объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
Политическая культура
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Элементы политической культуры:
1.Когнитивный(доминирующие в обществе или наиболее укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества).
2.Нормативно-оценочный(
3.Эмоционально-психологический
4.Установочно-поведенческий(
Типы политической культуры:
1. Приходская культура (характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах»).
2. Зависимая культура (отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане являются лишь «наблюдателями»).
3. Культура участия (характеризуется активностью участия.Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий.).