Государственное регулирование предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение правовых аспектов сопровождения предпринимательской деятельности государством, а также практический пример такого сопровождения на примере предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить формы и методы государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности;
изучить основы сопровождения предпринимательской деятельности по отраслям права ;
раскрыть аспекты сопровождения предпринимательской деятельности государством на примере ООО «Высокие технологии».

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_ZYuZINA(1).doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами антимонопольного регулирования, согласно Закону о защите конкуренции, являются хозяйствующие  субъекты, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, их должностные лица. Антимонопольное законодательство включает в себя акты, распространяющиеся на всех указанных субъектов (Закон о защите конкуренции), а также акты, касающиеся только ограниченного круга субъектов (Закон о естественных монополиях).

Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной  структурой исполнительной власти - Федеральной  антимонопольной службой и создаваемыми ею территориальными органами (которая пришла на смену Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).

Специфика российских монополий сказалась на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям. Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

    • первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
    • второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов. Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.1    

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:

    • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
    • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).2 Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).3

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

 

 

3. Правовая  база предпринимательства, регулирующая  деятельность в области налоговой  политики и трудовых отношений.

 

Главным элементом и  фактором материального производства является труд. Взаимодействие рабочей  силы, орудий и предметов труда характеризует состояние производительных сил и производственных отношений, конкретного способа производства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

Функционирует рынок  труда, где продавцами выступают  собственники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Экономические отношения  между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.

Первоочередными объектами  регулирования являются оплата и  охрана труда, предложение рабочей  силы, спрос на нее. Оплата труда  выполняет воспроизводственные и стимулирующие функции, обеспечивая связь между количеством, качеством труда и уровнем благосостояния.                          

За годы реформирования реальная оплата труда снизилась  более чем в 2 раза. Средняя заработная плата в несколько раз ниже пособия по безработице в развитых странах. Основная оплата перестала выполнять воспроизводственные функции и дополняется широким распространением вторичной занятости.

В структуре денежных доходов населения доля оплаты наемного труда, включая социальные выплаты, также снижается и составляет около 45% (в развитых странах - 60-65%). Доля доходов от собственности и предпринимательства в России (примерно 22%) выше, чем в США, что не соответствует соотношению форм собственности. Предпринимательская прибыль завышена. На Западе достаточной признается прибыль 10—30%. В России работодатели, особенно частного сектора, ориентируются на 80—120% и определяют уровень оплаты по принципу: сколько могу (хочу), столько и плачу. Интересы работника фактически не защищены.

Постановлением Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 18 марта 1999 года № 309 утверждены новые тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки (ETC) и введены с 1 апреля 1999 года новые тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы (табл. 7.2). Оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к тарифной ставке первого разряда основного работника организации. Кратность определяется органом исполнительной власти.

Оплата труда в бюджетной  сфере не должна опускаться ниже 80—85% средней заработной платы в промышленности. Вводится новый стандарт — минимальная  часовая оплата труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России). Ей подведомственны госинспекции труда субъектов РФ, районов и городов, отраслевые инспекции труда, вместе образующие единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Рострудинспекция контролирует соблюдение законодательства о труде, охране труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, бан­кротстве предприятий, коллективных договорах и соглашениях. Она также защищает работников от незаконных действий работодателей, должностных лиц. Инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия в целях надзора и контроля; налагать штрафы на руководителей, должностных лиц предприятий, виновных в нарушении трудового законодательства; приостанавливать работу подразделений, оборудования при выявлении нарушений правил охраны труда, которые создают угрозу жизни работников.

Суммы взысканных штрафов  за нарушение законодательства о  труде направляются на бюджетный  счет Минтруда России и используются на улучшение условий и охраны труда, преду­преждения производственного  травматизма и профессиональных заболеваний.

Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

Реализация налоговой  политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

Первый тип политика максимальных налогов, характеризуется принципом "взять все, что возможно". При этом государству уготована "налоговая ловушка", когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем  социальных гарантий.

Третий тип - налоговая  политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

Основные направления  налоговой политики в Российской Федерации на 2009 - 2014 гг., предусматривают внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налога на прибыль организаций

2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

3. Индексация ставок  акцизов

4. Совершенствование налога на доходы физических лиц

5. Введение налога  на недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога на имущество физических лиц

6. Совершенствование  налога на добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

По указанным направлениям в 2009 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

Принятые в последние  шесть лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса.

По упрощенной системе  налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента  отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель  может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.

По системе налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности уточнен перечень видов  предпринимательской деятельности, в отношении которых она может  применяться. Запрещено применять  данный налоговый режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства