Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.
Введение.....................................................................................................................7
1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45
Заключение...............................................................................................................49
Библиографический список.....................................
В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности связано с принятием Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием трех основных факторов:
1) наличия административно-
2) существования устойчивого и
массового дефицита, многократно
обостряющего конкуренцию
3) концентрации и специализации
производства. В конце 1980-х гг. в
руках государства было
Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Действующее антимонопольное законодательство предусматривает меры против негласного территориального раздела рынков, искусственного поддержания уровня цен, фиктивных слияний компаний с целью сокрытия прибылей и т.д. Рассмотрим особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из названного Закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона N 135-ФЗ.
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).
Статьей 1 ГК РФ установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров и услуг, кроме случаев, когда такое ограничение вводится в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. К числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится Закон N 135-ФЗ и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
К указанным законам относится и Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Положения Закона N 147-ФЗ распространяются на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Объект данной работы – государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Целью данной работы является комплексный анализ государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Предмет исследования – российское законодательство, регулирующее монополистическую деятельность.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
1. раскрыть содержание понятия "монополия", "государственная монополия", "естественная монополия", "монополистическая деятельность", "конкуренция", "недобросовестная конкуренция", "государственное регулирование цен", "государственное регулирование", "органы государственного регулирования
2. дать характеристику видам монополистической деятельности, ограничению конкуренции органами власти;
3. дать характеристику формам недобросовестной конкуренции
4. изучить антимонопольное
законодательство Российской
5. изучить государственное регулирование монополистической деятельности
6. дать
характеристику государственном
7. изучить правовое
8. изучить правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий
9. изучить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
10. рассмотреть разграничение
полномочий органов
11. изучить особенности
антимонопольного
Для достижения указанных выше целей и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе научного познания, предполагающего объективность и всестороннее познание исследуемых явлений. Наряду с этим применялись исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, логический методы исследования.
Для решения поставленных задач и последующей формулировки выводов определена следующая структура курсовой работы: введение, основная часть, которая включает в себя пять глав, заключение и библиографический список.
1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти
Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4 Закона о конкуренции).
Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория юридического состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности 1.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.
С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действия) или пассивном (бездействие) поведении. Состав данного правонарушения формальный, поэтому для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения. Но следует учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий и, соответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц. Обратим внимание, что в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем.
Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения2.
Основания классификации монополистической деятельности на виды различны. Так, в зависимости от числа участников такая деятельность проявляется в индивидуальной или коллективной форме, кроме того, монополистическая деятельность может носить договорный и внедоговорный характер исходя из оформления отношений договором3.
Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами. По существу, речь идет об индивидуальных и коллективных проявлениях монополистической деятельности.
Статьей 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
- изъятие товаров из
обращения, целью или результатом
которого является создание
- навязывание контрагенту
условий договора, не выгодных
для него или не относящихся
к предмету договора; необоснованный
отказ от заключения договора
с отдельными покупателями (заказчиками)
при наличии возможности
- создание дискриминационных
условий (препятствий) доступа на
товарный рынок (выхода с рынка),
дискриминационных условий
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение
производства товаров, на которые
имеются спрос или заказы
При рассмотрении дел, связанных с нарушением ст. 5 Закона о конкуренции, является обязательным установление факта наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц). Но следует обратить внимание, что удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным, в качестве противоправного рассматривается факт злоупотребления доминирующим положением.
Установленный ст. 5 Закона о конкуренции перечень действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим. К числу противоправных, например, могут быть отнесены действия по навязыванию заключения договора. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона данные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Статьей 6 Закона о конкуренции установлен запрет на заключение (осуществление) соглашений (согласованных действий) (далее - соглашения), ограничивающих конкуренцию. Такие соглашения могут быть заключены между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (горизонтальные или картельные соглашения), возможно также заключение соглашений не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (вертикальные соглашения).
В научной литературе высказываются различные мнения относительно разграничения соглашений и согласованных действий: 1) соглашения, в отличие от согласованных действий, документально оформлены; 2) соглашение - договоренность о координации деятельности, согласованные действия - практическая реализация данного соглашения; 3) соглашения и согласованные действия - тождественные понятия4.
Соглашения, ограничивающие конкуренцию, которые заключаются между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурирующими субъектами), имеют наибольшую опасность для экономики. Поэтому представляется совершенно обоснованным, что запрет на их заключение установлен независимо от совокупной доли на рынке товара участвующих в них хозяйствующих субъектов5. В отличие от этого, заключение вертикальных соглашений запрещено только тем хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке превышает 35 процентов.
Информация о работе Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства