Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.
Введение.....................................................................................................................7
1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45
Заключение...............................................................................................................49
Библиографический список.....................................
- приобретения лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
- получение в собственность,
пользование или владение
- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
Предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление перечисленных сделок требуется, если суммарная стоимость активов по последнему балансу приобретателя и продавца (лица, передающего права) превышает 30 млн. МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Последующее уведомление антимонопольного органа необходимо в случае, если суммарная стоимость активов по последнему балансу приобретателя и продавца (лица, передающего права) превышает 2 млн. МРОТ.
Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, оспоримы и могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Следует также учитывать, что хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость активов которых по последнему балансу превышает 2 млн. МРОТ, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, обязаны уведомить антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы).
2. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, осуществляется по решению антимонопольного органа в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о конкуренции.
Принудительная реорганизация может быть проведена только в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение19, и в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности).
Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций принимается при наличии следующих условий:
- если это ведет к развитию конкуренции;
- возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
- отсутствия между ее
структурными подразделениями
Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им. Срок исполнения предписания не может составлять менее шести месяцев. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке, исполнение предписания приостанавливается на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
Если реорганизация хозяйствующего субъекта не будет осуществлена в срок, установленный антимонопольным органом, то суд в соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ по иску антимонопольного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий
Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Правовой режим государственной монополии в отношении отдельных видов деятельности в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ вводится федеральными законодательными актами. Государственная монополия, в отличие от естественной монополии, является монополией искусственной, поскольку конкуренция в таких сферах экономически возможна, но она не допускается государством. Цель таких ограничений заключается в обеспечении защиты основ конституционного строя, здоровья населения, безопасности государства.
В федеральных законах путем указания на организационно-правовую форму, форму собственности определяются субъекты, которым предоставляется возможность осуществлять деятельность в режиме государственной монополии (в основном это государственные унитарные предприятия). Кроме того, в федеральном законе может быть определен конкретный субъект.
Государственная монополия на территории РФ установлена в отношении следующих видов деятельности:
- на основные виды деятельности,
связанные с оборотом
- на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов; на регулирование экспорта необработанных алмазов (ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях)";
- на деятельность в
области военно-технического
- на эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ (ст. 75 Конституции РФ, ст. ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Государственная монополия может вводиться отдельными федеральными законами:
- на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 4 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции");
- на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется государственным унитарным предприятиям.
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий
Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования. Снижение издержек производства в этих сферах связано именно с увеличением количества производимого товара, поэтому деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной. Вместе с тем не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (п. п. "и", "ж" ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ).
Детальному правовому регулированию подвержены федеральные естественные монополии. Рассмотрим основные начала их деятельности. Правовые основы функционирования субъектов таких монополий закреплены в Законе о естественных монополиях и ряде иных законодательных актов. Среди них: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Раскрывая законодательное обеспечение функционирования естественных монополий, следует также указать нормы ГК РФ (ст. ст. 424, 426, 539 - 548). Кроме того, субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные Законом о конкуренции.
В соответствии со ст. 3 Закона естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В сферах функционирования естественных монополий действуют субъекты естественной монополии и потребители товара, производимого (реализуемого) субъектом естественной монополии, к которым относятся физические или юридические лица, приобретающие данный товар.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в ст. 4 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной
электрической и почтовой
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное Законом о естественных монополиях, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. В настоящее время такие полномочия предоставлены Федеральной службе по тарифам по определению (установлению) цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии, и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов), и Федеральной антимонопольной службе. Так, например, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных ст. 8 Закона о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях.
Органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством применения специальных методов, перечень которых определен ст. 6 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:
Информация о работе Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства