Защита прав потребителей в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ком право.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

     Граждане, как правило, приобретают товары в розничной торговле. Поэтому  к отношениям с участием граждан  применимы положения ст.492-505 ГК РФ. Розничная купля-продажа впервые  подверглась самостоятельному регулированию. Договор розничной купли-продажи  является основной гражданско-правовой формы торгового обслуживания граждан. Однако он имеет большое значение и для предпринимательской деятельности. Будучи своеобразным барометром конкурентоспособности  товаров, он позволяет судить о спросе по улучшению технологий и разработке новых товаров, изменять объемы производства и закупок товаров, их цену, улучшать качество и т.д. таким образом, договор  розничной купли-продажи является инструментом развития цивилизованного  рынка потребительских товаров  и удовлетворение потребностей в  них6.

     Розничная купля-продажа опосредует отношения  профессионального продавца с гражданами и организациями, направленные на удовлетворение их личных, бытовых и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности. Этим обусловлены, во-первых, выделение договора купли-продажи  в самостоятельный вид и, во-вторых, особенности правового регулирования, которое в основном носит императивный характер и обеспечивает защиту более слабой стороны, покупателя-непрофессионала путем возложения на продавца дополнительных обязанностей и предоставления покупателю дополнительных прав по сравнению с общими положениями о розничной купле-продаже.

     Таким образом, нормы розничной купли-продажи  товаров тесно переплетаются  с положениями Закона РФ "О  защите прав потребителей", которые  также регулируют отношения, возникающие  при приобретении товаров для  нужд, не связанных с извлечением  прибыли. Закон закрепляет механизмы  реализации прав потребителя при  нарушении условий договора купли-продажи (о качестве, информации и т.д.)7.

     Вступая во взаимоотношения с продавцом (изготовителем, исполнителем), потребитель  зачастую находится в менее выгодном положении. Особенно это проявляется  в ситуациях, когда потребитель  пользуется услугами организаций, занимающих доминирующее положение на рынке  и навязывающих потребителям невыгодные для них условия договора.

     Решением  Самарского районного суда г. Самары от 26.02.2006 удовлетворены исковые  требования К. к ООО "Новый курс" в части взыскания убытков, причиненных  неисполнением договора, неустойки  за нарушение сроков окончания работ  и несвоевременное исполнение договора, а также компенсации морального вреда, всего на сумму 8 132 410 рублей.

     Судебная  коллегия по гражданским делам решение  отменила как постановленное с нарушением норм материального права.

     Удовлетворяя  исковые требования К., суд исходил  из того, что спорные правоотношения регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей". При этом суд  сослался на статьи 13, 15, 28, 31 данного  Закона, которыми предусмотрены последствия  нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей, в том числе право потребителя на возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсации морального вреда.

     Между тем суд применил закон, не подлежащий применению.

     Преамбулой  Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями  и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров.

     Потребителем  является гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно  для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Из  договора долевого участия в строительстве, заключенного между сторонами, следует, что истица приняла на себя обязательство  инвестировать строительство 1 секции 2 очереди жилого дома. Согласно договору после окончания строительства  в собственность истцы должно перейти 50% общей площади 9-этажного жилого дома, в котором два этажа  предназначены под офисные помещения, с паркингом на 50 автомобилей, чердачными, подвальными помещениями, местами  общего пользования.

     При решении вопроса о возможности  применения к правоотношениям сторон Закона РФ "О защите прав потребителей" суду следовало определить характер договора, цель, преследуемую К. при  его заключении, имея в виду, что  законодательство о защите прав потребителей регулирует лишь отношения между  изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем, заказывающим, приобретающим  товары (работы, услуг) с исключительно  личной (бытовой) целью.

     При таких обстоятельствах решение  суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

     Для того чтобы обеспечить охрану интересов  потребителей, ст.16 Закона о защите прав потребителей содержит правило, в  соответствии, с которым условия  договора, ущемляющие интересы потребителей по сравнению с действующим законодательством, признаются недействительными. На практике самостоятельные иски о признании условий договора недействительными встречаются довольно редко. Это вполне объяснимо, поскольку при отсутствии реального нарушения права вряд ли человек станет обращаться в суд. Однако при возникновении конфликтных ситуаций, когда фирма ссылается на условия договора, в исковое заявление включаются пункты о признании этих условий недействительными. По мнению авторов юридического комментария к Закону "О защите прав потребителей" под редакцией А.С. Долбилина, анализирующих положение Закона о признании недействительными пунктов договора, нарушающих права потребителей, ГК РФ содержит норму, позволяющую признать недействительными не только условия, прямо противоречащие требованиям законодательства, но и условия, которые не нарушают закон, но не соответствуют экономическим интересам потребителей. Речь идет о ст.428 ГК РФ, предусматривающей право гражданина в судебном порядке оспаривать условия договора, которые ущемляют его интересы, если заключить этот договор потребитель не мог иначе, чем, согласившись со всеми его условиями. В законодательстве такой договор называется договором присоединения. Практика применения этой статьи еще только складывается, в судах находятся первые иски. И пройдет довольно много времени, прежде чем у судов выработается единый подход к рассмотрению дел этой категории.8

     Закон обязывает организацию, виновную во включении в договор условий, ущемляющих права потребителей, возместить убытки причиненные исполнением  такого рода договора.

     Кроме общего правила, ст.16 Закона прямо указывает  на два условия договора с потребителями, которые заведомо являются противоправными.

     Во-первых, продавцу (изготовителю, исполнителю) запрещается обусловливать продажу  одних товаров обязательным приобретением  других. Согласно ст.478 ГК РФ комплектность  товара определяется условиями договора либо обычно предъявляемыми требованиями к данному товару. В соответствии с требованиями Закона убытки, причиненные потребителю нарушением этого правила, подлежат возмещению в полном объеме. Однако в некоторых ситуациях у продавца есть право продавать товар в комплекте.

     В этом случае требование потребителя  о разукомплектовании набора будет  неправомерным.

     Во-вторых, запрещается навязывать потребителю  дополнительные услуги, предоставляемые  за плату. 

 

1.3 Гражданско-правовые  способы защиты  прав потребителей  в сфере торговли  и услуг

 

     Ст.12 ГК РФ предусматривает одиннадцать  способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих  лиц. По сравнению с ГК 1964 г. перечень вышеназванных способов значительно  расширился, хотя новшеств было всего  два: впервые на законодательном  уровне закреплены самозащита гражданских  прав и возмещение морального вреда. Нет сомнений в том, что введение новых способов защиты прав граждан  и детализация старых были обусловлены  поворотом государства лицом  к своим гражданам: от массовых ценностей  к индивидуалистическим, имеющим  в своей основе права, свободы  и интересы отдельного человека.

     Принятие  в 1992 году Закона "О защите прав потребителей" (далее - Закон) на первый план выдвинуло  необходимость в совершенствовании  гражданско-правового механизма  защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен  возможности защитить свои права. Действовавший  ГК РСФСР не препятствовал потребителю  обратиться в суд в случае нарушения  его прав со стороны недобросовестного  продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный  советским гражданским законодательством  порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен.

     В настоящее время граждане имеют  реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и  внесудебном порядке. Потребителю  предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности  и правильности выбора. Применительно  к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы  защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или  прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется  при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой  и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления (далее - ОМС). Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности. Например, при расторжении договора розничной купли-продажи в судебном порядке в 80% случаев потребитель в исковом заявлении требует не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки и возмещения морального вреда9.

     Обратимся к такому способу защиты права, как  самозащита. С момента нарушения  продавцом (исполнителем) прав потребителя  в сфере торговли или услуг  перед последним встает вопрос выбора формы защиты. Гражданин вправе обратиться в суд (ст.11 ГК РФ, ст.17 Закона) или  самостоятельно защитить свои права (ст.14 ГК РФ).

     В гражданско-правовой науке самозащиту права принято рассматривать  как совершение управомоченным лицом  действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных  прав и интересов. Действия юридического порядка охватываются понятием "меры оперативного воздействия". Другими  учеными самозащита права рассматривается  как совокупность действий и фактического, и юридического порядка. Тем самым  в ее содержание включены меры оперативного воздействия10.

     Полагаю, что в данном случае предпочтительно  второе понимание "самозащиты" как  гражданско-правового способа защиты прав потребителей, поскольку именно в потребительских правоотношениях  особенно ярко проявляется одновременное  совершение фактических и юридических  действий, направленных на охрану имущественных  прав и интересов потребителя.

     Способ  самозащиты гражданских прав - это  действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых  управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения  в соответствующие государственные  или иные правоохранительные органы. Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно, в рамках самозащиты, быть реализованы управомоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы (изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки).

     Однако, как показывает практика, самостоятельно потребителем самозащита применяется  редко. Это связано с тем, что  данный способ защиты прав в рассматриваемой  сфере имеет большие особенности. Покупатель (заказчик) является наиболее незащищенным субъектом потребительского рынка от недобросовестности продавцов (изготовителей, исполнителей). Несмотря на все усилия государства реализовать  права потребителя на просвещение  и информацию в жизнь, уровень  информированности граждан о  своих потребительских правах явно недостаточен: умело пользоваться предоставленными Законом правами, а тем более  их защитить, могут немногие. В этой связи особая роль отводиться ОМС (ст.44 Закона) и общественным организациям (ст.45 Закона), осуществляющим защиту прав потребителей и наделенным соответствующими полномочиями. Следовательно, право  потребителя на самозащиту на практике реализуется совместно с вышеуказанными органами. Меры, применяемые по отношению  к недобросовестным продавцам (изготовителям, исполнителям) данными организациями  по заявлению потребителя (устному  или письменному), и представляют собой способ самозащиты прав граждан  на рынке продукции и услуг.

     Все вышесказанное подтверждает вывод  о том, что в настоящее время, в связи со спецификой защиты прав потребителей, в само понятие "самозащита" включается не только совершение фактических  и юридических действий самим  управомоченным лицом, но и действия специализированных органов, отстаивающих права и интересы потребителя.

     Прекращение или изменение правоотношения как  способ защиты гражданских прав и  охраняемых законом интересов в  области защиты прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях "продавец - покупатель" при возникновении конфликтов по поводу качества товара. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Ст.18 Закона "Последствия продажи товара ненадлежащего качества", изложена в новой редакции, с новым названием - "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков". Существенные изменения касаются прав потребителя при обнаружении недостатков в технически сложных товарах. Ранее потребитель имел право на замену технически сложных товаров на товары аналогичной или другой марки (модели, артикула) только в случае обнаружения существенных недостатков товаров11.

     Новая редакция статьи предусматривает, что  в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения  в нем недостатков (даже несущественных) вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Еще покупатель может заменить "брак" на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены. На эти  действия ему отведено пятнадцать дней со дня получения им товара с недостатком.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте