Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:56, дипломная работа

Краткое описание

История предпринимательской деятельности в России настолько же фундаментальна и интересна, как и история российского государства. Предпринимательство берет свое начало в VIII веке. В этот период шел процесс развития и становления русского государства, что способствовало появлению первых предпринимателей на Руси. Впервые обособляются и развиваются различные формы деятельности, например земледельческое и скотоводческое хозяйство, ремесло, а затем и торговля как специальная форма деятельности. Такому процессу способствовало социальное и имущественное расслоение общества, разделение общественного труда, выделение разных форм собственности, в число которых входила и частная.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!.docx

— 118.90 Кб (Скачать файл)

Под государственной  регистрацией юридических лиц понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный  реестр сведений о создании, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, а  также иных предусмотренных законом  сведений о юридических лицах.

Порядок и принципы ведения государственного реестра юридических лиц, требования к его содержанию установлены  Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и  предоставления содержащихся в нем  сведений (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»).

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства  Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 319 «Об уполномоченном федеральном  органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических  лиц», с момента вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц», т.е. с 1 июля 2002 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических  лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Для государственной  регистрации учредители общества с  ограниченной ответственностью обязаны  представить в регистрирующий орган  учредительный договор и устав  общества, документы об оплате уставного  капитала и иные документы, предусмотренные  законом. Требования к оформлению документов, представляемых для государственной  регистрации юридического лица, установлены  постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об  утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации  юридических лиц, и требований к  их оформлению».

Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в  течение пяти рабочих дней со дня  представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт. Государственной регистрацией завершается процедура создания общества с ограниченной ответственностью.

Регистрирующий  орган вправе отказать в государственной  регистрации юридического лица по действующему законодательству лишь в случае непредставления  всех необходимых по закону документов для государственной регистрации  либо в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Таким образом, на регистрирующий орган не возложены  обязанности по проверке содержания учредительных документов юридического лица на их соответствие действующему законодательству, проверяется лишь наличие всех необходимых для  регистрации документов. Данное обстоятельство и дает основание полагать, что  вновь введенный порядок государственной  регистрации юридических лиц  содержит признаки, присущие заявительному  порядку. Основной же признак нормативно-явочного порядка – наличие у регистрирующего органа контрольных полномочий, на сегодняшний день утратил законодательное закрепление.

Такой подход законодателя к регулированию порядка  создания юридических лиц представляется нам ошибочным.

Прежде  всего, необходимо отметить, что установленный  порядок, при котором должностные  лица регистрирующего органа вообще могут не проверять содержание учредительных  документов, представленных для государственной  регистрации юридического лица, создает  благоприятные условия для различного рода злоупотреблений со стороны  учредителей. Так, например, не существует совершенно никаких препятствий  для создания юридических лиц  с использованием утерянных или  похищенных паспортов граждан. Документы  для государственной регистрации  представляются заявителем, подпись  которого подлежит нотариальному удостоверению, но для удостоверения подписи  заявителю достаточно представить  нотариусу доверенности от учредителей, их личного присутствия не требуется. В результате возникает множество  подставных фирм-однодневок, как правило  ведущих свою деятельность за гранью дозволенного. Также не проверяется наличие в учредительных документах всех предусмотренных по закону сведений, соответствие положений учредительных документов императивным нормам Закона.

По действующему законодательству контроль за законностью  создания юридического лица подменяется  ответственностью заявителя за соответствие законодательству сведений, содержащихся в документах, представляемых для  регистрации. Нотариально удостоверенная подпись заявителя в заявлении  о государственной регистрации  юридического лица, по замыслу законодателя, подтверждает, что представленные для  государственной регистрации документы  соответствуют требованиям законодательства.

Такое решение  не выдерживает никакой критики. Во-первых, неясно, в чем конкретно проявляется ответственность заявителя при обнаружении нарушений порядка создания юридического лица. Поскольку закон не предусматривает мер такой ответственности, она носит чисто декларативный характер. Во-вторых, нужно учитывать, что заявителем может быть любой гражданин, даже не имеющий абсолютно никакого отношения к создаваемому юридическому лицу. Такому заявителю может быть безразлична будущая судьба юридического лица, не может он и влиять на принимаемые юридическим лицом решения. Следовательно, установление ответственности заявителя не должно исключать государственного контроля за созданием юридических лиц.

Еще одной  мерой, призванной компенсировать отсутствие государственного контроля за созданием  юридических лиц, является предоставленное  регистрирующему органу полномочие в судебном порядке требовать  ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений законодательства, если такие  нарушения носят неустранимый характер (статья 25 Федерального закона «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»). Думается, что логичнее было бы решать данную проблему не в судебном, а в административном порядке еще на стадии создания юридического лица путем отказа в государственной регистрации. Именно так легче выявить нарушения и добиться их устранения, чем после создания юридического лица.

Возможность ликвидации юридического лица в судебном порядке по указанному основанию  существовала всегда, и она, безусловно, необходима, но лишь в сочетании  с государственным контролем  за созданием юридических лиц.

Достаточно  интересным представляется законодательное  решение о выборе органа, уполномоченного  осуществлять государственную регистрацию  юридических лиц. Как уже отмечалось, таким органом является Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам.

Если  обратиться к практике зарубежных стран, то и там автору не удалось отыскать соответствующих примеров. В одних  случаях государственная регистрация  юридических лиц осуществляется судом. Подобным образом данный вопрос решен, например, в Германии, а также  в Венгрии, где регистрация осуществляется специальным реестровым судом.

Очевидным достоинством выбора регистрирующего  органа является то, что теперь вновь  созданному юридическому лицу нет необходимости  после получения свидетельства  о государственной регистрации  подавать заявление в налоговый  орган о постановке на налоговый  учет. Такое заявление в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ подлежало  подаче в десятидневный срок с  момента регистрации юридического лица. Пропуск срока рассматривается  как налоговое правонарушение и  влечет наложение штрафа в размере  пяти тысяч рублей. В настоящее  время заявление о постановке на налоговый учет подается вместе с документами, представляемыми  для государственной регистрации  юридического лица, а соответствующее  свидетельство выдается налоговым  органом в течение пяти дней со дня государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона, особенности  учреждения общества с ограниченной ответственностью с участием иностранных  инвесторов определяются федеральным  законом. Для государственной регистрации таких обществ помимо документов, предусмотренных законом, в регистрирующий орган должна быть представлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы связанные с правовым регулированием отдельных видов  отношений в сфере предпринимательской  деятельности

 

3.1 Регулирование коммерческих  организаций занимающихся определенными видами деятельности, проблемы их лицензирования

 

       В сфере регулирования государством рыночной экономики, предпринимательства наиболее широкое применение, отражающее глубинную сущность государственного регулирования, имеют такие средства правового регулирования, как позитивные обязывания и запреты. Указанный вывод не противоречит положению об общедозволительном типе правового регулирования экономики и предпринимательства. Именно дозволения, обеспечивающие свободу деятельности предпринимателей, превалируют в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Однако это не исключает использование и иных способов регулирования: позитивных обязываний и запретов, характерных для регулирования отношений между субъектами предпринимательства и государством в лице его органов при осуществлении ими функции государственного регулирования.

       Использование позитивных обязываний и запретов реализуется в установлении государством требований к субъектам предпринимательской деятельности в тех или иных сферах рыночной экономики. В зависимости от места и значимости, урегулированности того или иного сегмента рынка государство закрепляет в нормативных актах соответствующие правила, определяющие границы экономической свободы.

       На сегодняшний момент мы наблюдаем, что государство имеет определенные рычаги воздействия на рынок, так как без его вмешательства не может быть решен целый ряд задач, в том числе по обеспечению безопасности производимой компаниями продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

       В нынешней ситуации следует отметить, что законодатель в той или иной мере постарался предусмотреть возможные неприятные последствия которые могут быть вызваны не добросовестным исполнением своих обязательств субъектами предпринимательской деятельности и на основе этого был разработан целый ряд нормативно правовых актов различного уровня, в которых правоприменителям бывает довольно сложно разобраться. Большое значение для систематизации государственных требований имеет принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184–ФЗ "О техническом регулировании". Взамен разрозненных требований, предъявляемых к отдельным видам безопасности товаров и содержащихся в различных нормативных актах, в данном законе установлена система требований, предъявляемых к товарам и другим объектам для обеспечения их безопасности.

       Безопасность продукции, а также процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется законом как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

       Техническое регулирование означает правовое регулирование отношений в трех областях: в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и различным видам деятельности с ней; в области оценки соответствия.

       Так же, немало важным моментом в осуществлении определенных законодательством видов деятельности является их лицензирование.

       После регистрации коммерческой организации для занятия определенными видами деятельности необходимо получить лицензию. Три четверти предпринимателей получают лицензию в местных органах власти. Требования по лицензированию, так же, как и при регистрации, не всегда понятны соискателям. Ряд экспертов отмечают, что «требования постоянно меняются», «нет четкой и ясной системы регистрации», а также указывают на противоречивое законодательство. У подавляющего большинства соискателей лицензий нет претензий к компетенции служащих администрации, занимающихся регистрацией, и нет ощущения, будто «местная администрация преднамеренно чинит препятствия». Одним из показателей работы администрации по лицензированию предпринимательской деятельности является период времени, необходимый для этой процедуры. За одну-две недели смогли оформить лицензию только четверть обратившихся за ней предпринимателей. Половина опрошенных отметили, что лицензирование занимает около месяца.

       Согласно положению, лицензия обновляется в различные сроки. Около половины лицензий обновляется ежегодно, около 15 % – один раз в квартал или полгода.

       Обоснованность частой необходимости обновления лицензии по ряду видов деятельности вызывает у экспертов сомнение. Не последнее место здесь, возможно, занимают финансовые интересы администрации, поскольку лицензирование связано с определенными взносами.

       Менее половины опрошенных экспертов считают деятельность администрации по лицензированию эффективной, а около трети опрошенных воздержались по разным причинам от оценки.

       До сих пор встречаются противоречия в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, когда в число лицензионных требований и условий включены требования, входящие в число предметов ведения иных государственных органов. Формально это может рассматриваться как нарушение соответствующих норм Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместе с тем является очевидным, что исключение таких требований и условий из положений о лицензировании практически лишает органы государственной власти возможности защиты прав и законных интересов государства, общества и потребителей, жизни и здоровья граждан при ведении недобросовестными предпринимательскими структурами соответствующих видов деятельности.

Информация о работе Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права