Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:56, дипломная работа
История предпринимательской деятельности в России настолько же фундаментальна и интересна, как и история российского государства. Предпринимательство берет свое начало в VIII веке. В этот период шел процесс развития и становления русского государства, что способствовало появлению первых предпринимателей на Руси. Впервые обособляются и развиваются различные формы деятельности, например земледельческое и скотоводческое хозяйство, ремесло, а затем и торговля как специальная форма деятельности. Такому процессу способствовало социальное и имущественное расслоение общества, разделение общественного труда, выделение разных форм собственности, в число которых входила и частная.
Под государственной
регистрацией юридических лиц понимается
акт уполномоченного
Порядок
и принципы ведения государственного
реестра юридических лиц, требования
к его содержанию установлены
Правилами ведения Единого
В соответствии
с пунктом 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 17 мая 2002 года
№ 319 «Об уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти, осуществляющем
государственную регистрацию
Для государственной
регистрации учредители общества с
ограниченной ответственностью обязаны
представить в регистрирующий орган
учредительный договор и устав
общества, документы об оплате уставного
капитала и иные документы, предусмотренные
законом. Требования к оформлению документов,
представляемых для государственной
регистрации юридического лица, установлены
постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об
утверждении форм документов, используемых
при государственной
Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт. Государственной регистрацией завершается процедура создания общества с ограниченной ответственностью.
Регистрирующий
орган вправе отказать в государственной
регистрации юридического лица по действующему
законодательству лишь в случае непредставления
всех необходимых по закону документов
для государственной
Таким образом,
на регистрирующий орган не возложены
обязанности по проверке содержания
учредительных документов юридического
лица на их соответствие действующему
законодательству, проверяется лишь
наличие всех необходимых для
регистрации документов. Данное обстоятельство
и дает основание полагать, что
вновь введенный порядок
Такой подход законодателя к регулированию порядка создания юридических лиц представляется нам ошибочным.
Прежде
всего, необходимо отметить, что установленный
порядок, при котором должностные
лица регистрирующего органа вообще
могут не проверять содержание учредительных
документов, представленных для государственной
регистрации юридического лица, создает
благоприятные условия для
По действующему
законодательству контроль за законностью
создания юридического лица подменяется
ответственностью заявителя за соответствие
законодательству сведений, содержащихся
в документах, представляемых для
регистрации. Нотариально удостоверенная
подпись заявителя в заявлении
о государственной регистрации
юридического лица, по замыслу законодателя,
подтверждает, что представленные для
государственной регистрации
Такое решение не выдерживает никакой критики. Во-первых, неясно, в чем конкретно проявляется ответственность заявителя при обнаружении нарушений порядка создания юридического лица. Поскольку закон не предусматривает мер такой ответственности, она носит чисто декларативный характер. Во-вторых, нужно учитывать, что заявителем может быть любой гражданин, даже не имеющий абсолютно никакого отношения к создаваемому юридическому лицу. Такому заявителю может быть безразлична будущая судьба юридического лица, не может он и влиять на принимаемые юридическим лицом решения. Следовательно, установление ответственности заявителя не должно исключать государственного контроля за созданием юридических лиц.
Еще одной мерой, призванной компенсировать отсутствие государственного контроля за созданием юридических лиц, является предоставленное регистрирующему органу полномочие в судебном порядке требовать ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений законодательства, если такие нарушения носят неустранимый характер (статья 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Думается, что логичнее было бы решать данную проблему не в судебном, а в административном порядке еще на стадии создания юридического лица путем отказа в государственной регистрации. Именно так легче выявить нарушения и добиться их устранения, чем после создания юридического лица.
Возможность ликвидации юридического лица в судебном порядке по указанному основанию существовала всегда, и она, безусловно, необходима, но лишь в сочетании с государственным контролем за созданием юридических лиц.
Достаточно интересным представляется законодательное решение о выборе органа, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Как уже отмечалось, таким органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Если
обратиться к практике зарубежных стран,
то и там автору не удалось отыскать
соответствующих примеров. В одних
случаях государственная
Очевидным
достоинством выбора регистрирующего
органа является то, что теперь вновь
созданному юридическому лицу нет необходимости
после получения свидетельства
о государственной регистрации
подавать заявление в налоговый
орган о постановке на налоговый
учет. Такое заявление в соответствии
со ст. 83 Налогового кодекса РФ подлежало
подаче в десятидневный срок с
момента регистрации
В соответствии
с пунктом 3 статьи 11 Закона, особенности
учреждения общества с ограниченной
ответственностью с участием иностранных
инвесторов определяются федеральным
законом. Для государственной
Глава 3. Проблемы связанные с правовым
регулированием отдельных видов
отношений в сфере
3.1 Регулирование коммерческих организаций занимающихся определенными видами деятельности, проблемы их лицензирования
В сфере регулирования государством рыночной экономики, предпринимательства наиболее широкое применение, отражающее глубинную сущность государственного регулирования, имеют такие средства правового регулирования, как позитивные обязывания и запреты. Указанный вывод не противоречит положению об общедозволительном типе правового регулирования экономики и предпринимательства. Именно дозволения, обеспечивающие свободу деятельности предпринимателей, превалируют в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Однако это не исключает использование и иных способов регулирования: позитивных обязываний и запретов, характерных для регулирования отношений между субъектами предпринимательства и государством в лице его органов при осуществлении ими функции государственного регулирования.
Использование позитивных обязываний и запретов реализуется в установлении государством требований к субъектам предпринимательской деятельности в тех или иных сферах рыночной экономики. В зависимости от места и значимости, урегулированности того или иного сегмента рынка государство закрепляет в нормативных актах соответствующие правила, определяющие границы экономической свободы.
На сегодняшний момент мы наблюдаем, что государство имеет определенные рычаги воздействия на рынок, так как без его вмешательства не может быть решен целый ряд задач, в том числе по обеспечению безопасности производимой компаниями продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
В нынешней ситуации следует отметить, что законодатель в той или иной мере постарался предусмотреть возможные неприятные последствия которые могут быть вызваны не добросовестным исполнением своих обязательств субъектами предпринимательской деятельности и на основе этого был разработан целый ряд нормативно правовых актов различного уровня, в которых правоприменителям бывает довольно сложно разобраться. Большое значение для систематизации государственных требований имеет принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184–ФЗ "О техническом регулировании". Взамен разрозненных требований, предъявляемых к отдельным видам безопасности товаров и содержащихся в различных нормативных актах, в данном законе установлена система требований, предъявляемых к товарам и другим объектам для обеспечения их безопасности.
Безопасность продукции, а также процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется законом как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Техническое регулирование означает правовое регулирование отношений в трех областях: в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и различным видам деятельности с ней; в области оценки соответствия.
Так же, немало важным моментом в осуществлении определенных законодательством видов деятельности является их лицензирование.
После регистрации коммерческой организации для занятия определенными видами деятельности необходимо получить лицензию. Три четверти предпринимателей получают лицензию в местных органах власти. Требования по лицензированию, так же, как и при регистрации, не всегда понятны соискателям. Ряд экспертов отмечают, что «требования постоянно меняются», «нет четкой и ясной системы регистрации», а также указывают на противоречивое законодательство. У подавляющего большинства соискателей лицензий нет претензий к компетенции служащих администрации, занимающихся регистрацией, и нет ощущения, будто «местная администрация преднамеренно чинит препятствия». Одним из показателей работы администрации по лицензированию предпринимательской деятельности является период времени, необходимый для этой процедуры. За одну-две недели смогли оформить лицензию только четверть обратившихся за ней предпринимателей. Половина опрошенных отметили, что лицензирование занимает около месяца.
Согласно положению, лицензия обновляется в различные сроки. Около половины лицензий обновляется ежегодно, около 15 % – один раз в квартал или полгода.
Обоснованность частой необходимости обновления лицензии по ряду видов деятельности вызывает у экспертов сомнение. Не последнее место здесь, возможно, занимают финансовые интересы администрации, поскольку лицензирование связано с определенными взносами.
Менее половины опрошенных экспертов считают деятельность администрации по лицензированию эффективной, а около трети опрошенных воздержались по разным причинам от оценки.
До сих пор встречаются противоречия в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, когда в число лицензионных требований и условий включены требования, входящие в число предметов ведения иных государственных органов. Формально это может рассматриваться как нарушение соответствующих норм Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместе с тем является очевидным, что исключение таких требований и условий из положений о лицензировании практически лишает органы государственной власти возможности защиты прав и законных интересов государства, общества и потребителей, жизни и здоровья граждан при ведении недобросовестными предпринимательскими структурами соответствующих видов деятельности.
Информация о работе Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права