Конкурентоспособность и пути ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………...... 3

Глава 1. Виды конкуренции………….………………..……….…..5
1.1Типы строения рынков…………………………..…….…....6
1.2 Анализ конкурентов……………..…………………………….....11
Глава 2. Методы изучения фирм-конкурентов…….…15
2.1
2.2
Глава 3.
3.1
3.2
Определение существующих и потенциальных конкурентов…………………………………………..…….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ…………….……35

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность и пути ее достижения.doc

— 84.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, фирмы  на рынке монополистической конкуренции  вступают в соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность  в такой модели заключается в  том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной  властью над своим товаром; она  может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных  товаров. Кроме того, на монополистических  рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

При такой модели рынка фирмы стремятся расширять  свою область предпочтений путем  индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего, с помощью  товарных знаков, наименований и рекламной  компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Монополистическая конкуренция отличается от совершеннойполиполии по следующим признакам:

-на совершенном  рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;

-для участников  рынка нет полной прозрачности  рынка, и они действуют не  всегда в соответствии с экономическими  принципами;

-предприятия  стремятся расширить свою область  предпочтений путем индивидуализации  своей продукции;

-доступ к рынку  для новых продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу  наличия предпочтений.

Олигополия

Под немногочисленностью  участников конкуренции понимается относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствующих на рынке  товаров или услуг. Примеры классических олигополий: «большая тройка» в США  – «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер».

Олигополии могут  производить как однородные, так  и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация – на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность  фирм способствует их монополистическим  соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в  характере конкурентных отношений  на таком рынке играют объем и  структура той информации о конкурентах  и об условиях спроса, которой фирмы  располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет  поведение фирмы. Основное отличие  олигополистического рынка от рынка  совершенной конкуренциисвязано с  динамикой цен. Если на совершенном  рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости  от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию  к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично так называемое лидерство в ценах, когда их преимущественно  диктует одна ведущая фирма, остальные  же олигополисты следуютза лидером.

Доступ к рынку  новым продавцам затруднен. В  случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

Можно выделить следующие основные направления  конкурентной деятельности фирмы:

1.Конкуренция  в области рынков сырья за  завоевание позиций на ресурсных  рынках с целью обеспечения  производства необходимыми материальными  ресурсами, перспективными материалами,  высококвалифицированными специалистами,  современной техникой и технологией  с целью обеспечения более  высокой, чем у конкурентов,  производительности труда.  В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

2.Конкуренция  в области сбыта товаров и/или  услуг на рынке;

3.Конкуренция  между покупателями на сбытовых  рынках.

В зависимости  от интенсивности конкуренции в  этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

В условиях насыщенного  рынка конкуренция покупателей  уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки  зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

Так как конкуренцию  в маркетинге принято рассматривать  в отношении потребителя, то и  различные виды конкуренции соответствуют  определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

1)Желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан  с тем, что существует множество  альтернативных способов вложения  потребителем денежных средств;

2)Функциональная  конкуренция. Этот вид конкуренции  связан с тем, что одну и  ту же потребность можно удовлетворить  различными способами (существуют  альтернативные способы удовлетворения  потребности). Это базовый уровень  изучения конкуренции в маркетинге.

3)Межфирменная  конкуренция. Это конкуренция  альтернатив доминирующих и наиболее  эффективных способов удовлетворения  потребности.

4)Межтоварная  конкуренция. Это конкуренция  товаров фирмы между собой.  Она конкуренцией, по сути, не  является, а представляет собой  частный случай ассортиментного  ряда, целью которого является  создать имитацию потребительского  выбора.

1.2 Анализ конкуренции

Важнейшей составляющей информации для принятия решений  в области ведения конкурентной борьбы является информация о поведении конкурентов, об их конкурентных позициях. Наибольший интерес, при этом, представляет возможность выделения наиболее характерных составляющих конкурентоспособности.

В этой связи  в научной литературе предлагается, во-первых, получить данные об интенсивности  конкуренции на выделенном рынке  и, во-вторых, тщательно изучить технико-экономические  и финансово-экономические возможности  конкурентов.

Интенсивность конкуренции  на любом рынке определяется рядом  факторов, важнейшими из которых являются три составляющие:

-характер распределения рыночных долей;

-темпы роста рынка;

-рентабельность рынка.

Конкуренция в  переводе с латинского языказначит  «сталкиваться» и означает борьбу между  товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и  сбыта продукции. Конкуренция выполняет  роль регулятора темпов и объемов  производства, побуждая при этом производителя  внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и  т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных  предприятий, рациональному использованию  ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно  условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестнаяконкуренция

Основными методами являются:

-повышение качества  продукции

-снижение цен  («война цен»)

-реклама

-развитие до- и послепродажного обслуживания

-создание новых  товаров и услуг с использованием  достижений НТР и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы, как уже  было сказано, является манипулирование  ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с  рынка более слабых соперников или  проникновения на уже освоенный  рынок.

Более эффективной  и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

В настоящее время  получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения  к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно  представлять будущих покупателей  его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынкев результате его действий, уменьшать  риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до, и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянноеприсутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим  влиянием на общественность средств  массовой информации, прессы реклама  является важнейшим методом ведения  конкурентной борьбы, т.к. с помощью  рекламы можно определенным образом  формировать мнение потребителей о  том или ином товаре, причем как  в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно  привести следующий пример:

Во времена  существования ФРГузападногерманских  потребителей большим спросом пользуется французское пиво.

Западногерманские производители делали все, чтобы  не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама  немецкого пива,ни патриотические призывы  «немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование  ценами, ни к чему не привели. Тогда  пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время  как немецкое якобы является исключительно  чистым продуктом. Начались различные  акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы. В результате всего этого спрос на французское  пиво все-таки упал – на всякий случай немцы перестали покупать французское  пиво.

Но наряду с  методамидобросовестной конкуренцией существуют и другие,менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Недобросовестная  конкуренция

Основными методами являются:

-экономический  (промышленный шпионаж)

-подделка продукции  конкурентов

-подкуп и шантаж

-обман потребителей

-махинации с  деловой отчетностью

-валютные махинации

-сокрытие дефектов  и т.д.

К этому можно  также добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве в  виде конкретных товаров или новых  технологий.

Часто термины  «промышленный» и «экономический»  шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического.

Экономический шпионаж  сверх промышленного охватывает и сферы, характеризуемые такими показателями, как:

1) рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;

2) сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений, его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых  трудно установить формирование доходов  и расходов той или иной отрасли  или всего государства.

Особенно это  относится к таким сферам, как  финансирование различного рода научно-исследовательских  работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

В принципе, в  наше время, любое правительство  хорошо развитой страны располагает  крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Этисуммы могут быть скрыты в различных  статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов.

Основными объектами  внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический  шпионажкроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и  включает в себя разведку природных  ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах  различных социальныхгрупп общества.

 

2. Методы изучения  фирм-конкурентов

 

Исследование  фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или  по отдельным сегментам рынка.

Рассмотрим подробнее  каждый элемент цепочки исследования.

Цели и структура  организации как основы ее конкурентоспособности. Производственный цикл.

Позиционирование компании. Управление рыночной стоимостью компании. Операционная эффективность. Роль руководства  компании. Трансформация цепочки  ценности. Роль информационного обеспечения.

Информация о работе Конкурентоспособность и пути ее достижения