Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:36, курс лекций
Теоретические материалы по управлению проектами для заочников. Содержание. Определения проекта и управление проектом. История возникновения методологии управления проектами. Причины появления управления проектами. Треугольник проекта. Основные термины управления проектами. Жизненный цикл проекта. Рычаги управления. Участники проекта и структура организации. Процессная модель управления проектами. Процессы инициации Процессы планирования. Планирование и декомпозиция целей, определение состава операций.
Определения проекта и управление проектом.
История возникновения методологии управления проектами.
Причины появления управления проектами.
Треугольник проекта. Основные термины управления проектами.
Жизненный цикл проекта.
Рычаги управления.
Участники проекта и структура организации.
Процессная модель управления проектами.
Процессы инициации
Процессы планирования.
Планирование и декомпозиция целей, определение состава операций.
Определение взаимосвязей операций.
Оценка длительностей операций (объемов работ).
Планирование и назначение ресурсов и материалов.
Составление расписания исполнения работ проекта.
Методы расчета расписания с учетом ограниченности ресурсов.
Оценка стоимости проекта и составление бюджета.
Разработка плана проекта.
Процессы исполнения и контроля.
Процессы анализа.
Методика освоенного объема.
Процессы управления исполнением проекта.
Процессы завершения.
По МКП расписание проекта рассчитывается дважды: сначала вперед, а потом назад. Расчет расписания вперед начинается с работ, не имеющих предшественников. В ходе расчета данного расписания вычисляются ранние даты:
Затем расписание рассчитывается назад, начиная с работ, не имеющих последователей. В ходе расчета данного расписания определяются поздние даты:
Используя полученные ранние и поздние даты, рассчитываются резервы операций. Полный резерв (float) – это промежуток времени, на который можно задержать плановые сроки выполнения операции без нарушения срока завершения всего проекта. То есть, в рамках этого времени можно сдвигать операции, не изменяя тем самым даты завершения всего проекта. Полный резерв представляет собой разницу между поздними и ранними датами:
Полный резерв = ПФ – РФ = ПС – РС.
Управленческий смысл резерва состоит в том, что при необходимости урегулировать какие-то технологические, ресурсные или финансовые ограничения проекта, руководитель проекта может задержать выполнение работы на срок в рамках резерва, не влияя тем самым на дату завершения проекта в целом.
Методы расчета расписания с учетом ограниченности ресурсов.
Расписание, полученное по методу критического пути, не учитывает ресурсные ограничения, когда наличное количество ресурсов меньше их потребного количества. Ситуация, когда потребность в каком-либо ресурсе превышает его имеющееся количество, называется ресурсным конфликтом или перегрузкой ресурсов.
Ресурсные конфликты должны быть ликвидированы, так как иначе полученное расписание проекта является невыполнимым.
Существует два основных метода ликвидации ресурсных конфликтов.
Критический путь, полученный при расчете расписания с учетом ограниченности ресурсов, называется ресурсный критический путь. Вычисляется он аналогично обычному с той разницей, что ресурсные ограничения, а также финансовые и материальные, учитываются и при проходе вперед и при проходе назад.
Методы выравнивания ресурсов.
Для расчета расписания проекта как без учета, так и с учетом ограниченности ресурсов, широко используются методы компьютерного моделирования проектов. Использование программных средств позволяет снизить трудоемкость данного процесса и повысить его точность, а также дает возможность рассчитывать альтернативные варианты расписаний.
Результатом процесса является расписание исполнения проекта, в котором определяются плановые сроки начала и завершения операций проекта. Данное расписание долгое время остается предварительным, т.е. подлежит корректировке. Это продолжается до тех пор, пока не будут подтверждены все назначения и характеристики ресурсов.
Расписание проекта может быть представлено в табличном или в графическом виде (в виде диаграммы Гантта).
Оценка стоимости проекта и составление бюджета.
Оценка стоимости - это расчет ожидаемой стоимости проекта, а также его составляющих: операций, ресурсов, назначений.
Оценка стоимости используется для: выбора из ряда конкурирующих проектов, претендующих на инвестиции; построения бюджета проекта, который используется в процессе проверки и контроля над проектом; принятия решения о необходимости продолжения проекта.
Оценка стоимости проекта проводится неоднократно, т.е. носит итеративный характер. На различных этапах планирования и исполнения проекта требуется различная точность стоимостных оценок. Существует несколько видов оценок стоимости.
Оценка "снизу вверх" выполняется последовательно:
Разработка бюджета проекта - это распределение во времени стоимости самого проекта и его элементов: фаз, операций, ресурсов и назначений.
Бюджет проекта – это сметная стоимость, распределенная по периодам выполнения проекта. Бюджет в обычном понимании этого слова и бюджет проекта несколько различаются. Потому что обычный бюджет представляет собой распределение денежных средств по различным статьям затрат на какой-то период времени. А бюджет проекта предполагает распределение затрат не только по отдельным статьям, но и по времени проекта. В бюджете проекта статьями являются его элементы: операции, фазы и т.д., а суммы по каждой из статей распределены по времени осуществления проекта.
Периоды времени, по которым распределяется бюджет проекта, могут быть любыми: год, месяц, день, час и т.д. Данные периоды времени зависят от степени детализации иерархической структуры работ проекта. Наиболее важным такое распределение бюджета по периодам времени становится при осуществлении длительных проектов, в которых сказывается влияние таких факторов, как инфляция, дисконтирование, возвраты процентов по кредитам и др. Поэтому оценка бюджета возможна только после составления расписания исполнения проекта, т.е. после того, как определен календарный план проекта и определены сроки начала и завершения всех операций проекта. При разработке бюджета все оценки стоимостей, сделанные ранее, суммируются по периодам времени.
В результате разработки бюджета проекта получается график распределения стоимости проекта во времени, обычно напоминающий латинскую букву S, поэтому график распределения называют S-кривой. Стоимость проекта на графике приводится нарастающим итогом. Пример графика распределения стоимости проекта во времени представлен на рис. 2.
Стоимость
проекта
Рис. 15. График распределения стоимости проекта во времени (S-кривая).
Основной бюджета проекта являются контрольные стоимостные оценки. В дальнейшем бюджет проекта, утвержденный специальным документом, служит для измерения и оценки стоимостного исполнения проекта. В частности, именно из данного документа берутся плановые стоимости запланированных и выполненных работ и некоторые другие показатели исполнения проекта при анализе хода его исполнения по методике освоенного объема. С этой точки зрения становится более важной такая составляющая бюджета, как статьи затрат, т.к. при этом необходимо знать не просто стоимости по периодам времени, а именно стоимости по отдельным операциям и работам проекта.
В управлении проектами наряду с общим бюджетом проекта принято рассматривать и создавать ряд дополнительных бюджетов. Например, бюджет по определенным видам работ или подразделениям.
Разработка плана проекта.
Разработка плана проекта - это оформление результатов процессов планирования в едином структурированном документе.
Это очень важная часть создания проекта, то, к чему мы идем в течение всех процессов планирования, и результаты всех предыдущих процессов должны быть собраны в единый документ, обладающий особой структурой.
В управлении проектами очень большое значение придается документированию. Это связано, в первую очередь, с тем, что управление проектами развивалось в большинстве своем в условиях взаимодействия различных фирм: заказчиков, подрядчиков, поставщиков, исполнителей, инвесторов и т.д., и часто такое взаимодействие происходило через границы различных стран. В этих условиях необходимо было иметь определенные гарантии объективной аргументации в случае возникновения спорных вопросов. Документирование позволяло также добиться одинаковой интерпретации различные моментов проекта.
Исходными данными процесса являются результаты всех предыдущих процессов. Результатом процесса является план проекта (Project Plan) – это формальный и утвержденный документ, который может быть использован для управления исполнением проекта.
План проекта только "может быть использован" для управления исполнением, потому что просто план проекта изменяется по мере поступления дополнительной информации, и процесс разработки плана проекта почти всегда повторяется по несколько раз. Например, первоначальный план проекта может содержать некоторые обобщенные ресурсы и длительности, даже не привязанные к конкретным датам, а окончательный план будет содержать уже конкретные даты и длительности операций. Поэтому план проекта только может быть использован для управления исполнением проекта.
В отличие от обычного плана проекта существует базовый план, который служит для управления исполнением проекта и изменяется только в ходе выполнения специальной процедуры, называемой утверждение запросов на изменения. Это достаточно длительная процедура, имеющая собственные правила и требования. Чем короче данная процедура по времени, тем лучше организовано управление проектом в данной области. Она длительна по количеству инстанций проекта, через которые запросы на изменения должны пройти, но по времени должна быть короткой.
Версий плана проекта может быть множество, но базовый план – только один. Любой план проекта подлежит распространению среди его участников согласно плану взаимодействия - правилам обмена информацией. Взаимодействие – это вопрос общего менеджмента, определяющий общие правила взаимодействия: тот, кто выдает информацию, должен отвечать за ее полноту, ясность и достоверность; тот, кто получает информацию, должен отвечать за то, что информация получена и правильно интерпретирована. Существуют следующие виды взаимодействия: письменное и устное; внутреннее и внешнее; формальное (отчеты, инструкции) и неформальное (записки, разговоры); вертикальное (вниз/вверх по иерархии управления) и горизонтальное (на одном уровне управления). Общее управление взаимодействием включает множество вопросов: выбор средств взаимодействия; стиль представления информации; техника передачи информации; техника проведения заседаний и проч.