Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:40, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательское право как отрасль российского права- совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные
нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.
1) горизонтальные - отношения ≪предприниматель -предприниматель≫;
2) вертикальные - отношения ≪предприниматель —орган управления≫.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по предпринимательскому.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

 

51. Закрепленный в Конституции  РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

 

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

 

Задачи государственного регулирования  предпринимательства можно разделить на группы:

 

-  охрана окружающей среды;

 

-  выравнивание экономического  цикла;

 

-  обеспечение нормального уровня  занятости населения;

 

-  защита жизни и здоровья  граждан;

 

-  поддержка конкуренции на  рынке;

 

-  поддержка и развитие малого  предпринимательства;

 

-  специальные меры защиты  прав предпринимателей и др.

 

Представленный перечень задач  государственного регулирования предпринимательства  свидетельствует о том, что государственное  регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

 

Методы государственного регулирования  предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

 

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного  воздействия на поведение субъектов,  осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

 

-  государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

 

-  государственная регистрация  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей;

 

-  налогообложение;

 

-  лицензирование отдельных  видов предпринимательской деятельности;

 

-  выдача предписаний антимонопольным  органом и т.д.

 

2. Косвенные методы - экономические  средства воздействия на предпринимательские  отношения с помощью создания  условий, влияющих на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

 

-  прогнозирование и планирование;

 

-  предоставление налоговых  льгот;

 

-  льготное кредитование;

 

-  государственный (муниципальный)  заказ и др.

 

52. Закрепленный в Конституции  РФ принцип свободы предпринимательства  может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

 

Государственное регулирование предпринимательства  необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

 

Задачи государственного регулирования  предпринимательства можно разделить  на группы:

 

-  охрана окружающей среды;

 

-  выравнивание экономического  цикла;

 

-  обеспечение нормального уровня  занятости населения;

 

-  защита жизни и здоровья  граждан;

 

-  поддержка конкуренции на  рынке;

 

-  поддержка и развитие малого  предпринимательства;

 

-  специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

 

Представленный перечень задач  государственного регулирования предпринимательства  свидетельствует о том, что государственное  регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

 

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

 

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного  воздействия на поведение субъектов,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность. К их числу относятся:

 

-  государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

 

-  государственная регистрация  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей;

 

-  налогообложение;

 

-  лицензирование отдельных  видов предпринимательской деятельности;

 

-  выдача предписаний антимонопольным  органом и т.д.

 

2. Косвенные методы - экономические  средства воздействия на предпринимательские  отношения с помощью создания  условий, влияющих на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов.  К ним относятся:

 

-  прогнозирование и планирование;

 

-  предоставление налоговых  льгот;

 

-  льготное кредитование;

 

-  государственный (муниципальный)  заказ и др.

 

53. Порядок приватизации - урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

 

 Будучи сложным явлением, порядок  приватизации состоит из следующих этапов:

 

1) первый этап — разработка  прогнозного плана (программы)  приватизации федерального имущества;

 

2) второй этап — принятие  решения об условиях приватизации  государственного и муниципального  имущества;

 

3) третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

 

-

 

 Состав подлежащего приватизации  имущественного комплекса унитарного  предприятия определяется в передаточном  акте.

 

 Передаточный акт составляется  на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

 

 В передаточном акте указываются  все виды подлежащего приватизации  имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

 

 В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

 

 Передаточный акт должен  содержать также расчет балансовой  стоимости подлежащих приватизации  активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

 

 Расчет балансовой стоимости  подлежащих приватизации активов  унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

 

 Следующий этап - определение  цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.

 

 Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества - это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

 

 Перечень способов приватизации  является закрытым. Для приватизации  государственного и муниципального  имущества могут быть использованы  следующие способы:

 

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

 

2) продажа государственного или  муниципального имущества на  аукционе;

 

3) продажа акций открытых акционерных  обществ на специализированном  аукционе;

 

4) продажа государственного или  муниципального имущества на  конкурсе;

 

5) продажа за пределами территории  РФ находящихся в государственной  собственности акций открытых  акционерных обществ;

 

-

 

6) продажа акций открытых акционерных  обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

 

7) продажа государственного или  муниципального имущества посредством  публичного предложения;

 

8) продажа государственного, муниципального  имущества без объявления цены;

 

9) внесение государственного или  муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

 

10) продажа акций открытых акционерных  обществ по результатам доверительного  управления.

 

 Подавляющее большинство способов  приватизации относятся к продаже  государственного или муниципального имущества. И только два способа - исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ).

 

54. Конкуренция - соперничество  хозяйствующих субъектов, при  котором самостоятельными действиями  каждого из них исключается  или ограничивается возможность  каждого из них в одностороннем  порядке воздействовать на общие  условия обращения товаров на  соответствующем товарном рынке.

 

 Недобросовестная конкуренция  - любые действия хозяйствующих  субъектов (группы лиц), которые  направлены на получение преимуществ  при осуществлении предпринимательской  деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

 Не допускается недобросовестная  конкуренция, осуществляемая в формах:

 

1) распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации;

 

2) введение в заблуждение в  отношении характера, способа  и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

 

3) некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

 

4) продажа, обмен или иное  введение в оборот товара, если  при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

 

5) незаконное получение, использование,  разглашение информации, составляющей  коммерческую, служебную или иную  охраняемую законом тайну.

 

 Не допускается недобросовестная  конкуренция, связанная с приобретением  и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

 

 Также в ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее  положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

 

 -

 

1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

 

2) изъятие товара из обращения,  если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"