Организация производства в апк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Картофель практически единственная сельскохозяйственная культура массового потребления, объемы производства которой остаются на стабильно высоком уровне, несмотря на общее падение показателей развития АПК. Картофель для России - это не только «второй хлеб», но и социально значимая культура, которой занимается более 30 млн. человек. Картофелеводство может быть важным компонентом Госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы - новая эффективная аграрная политика» по устойчивому развитию сельских территорий и повышению ресурсов личных подсобных и дачных хозяйств /2/.

Содержание

Введение 4
1.Научные основы организации производства картофеля 5
1.1. Народнохозяйственное значение картофеля 5
1.2. Сущность перспективной технологии производства картофеля 7
1.3. Организация рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве 10
1.4. Совершенствование организации труда в картофелеводстве 11
1.5. Совершенствование оплаты труда в картофелеводстве 13
1.6. Организация крестьянских хозяйств 15
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия 17
2.1. Местонахождение, размеры, организационная структура предприятия, хозрасчетных подразделений 17
2.2. Специализация хозяйства 20
2.3. Продажа сельскохозяйственной продукции 21
2.4. Поступление средств и результаты от реализации картофеля 22
3. Современное состояние производства картофеля за 2009-2011гг 27
3.1. Размеры и значение для предприятия производства картофеля 27
3.2. Структура посевных площадей 30
3.3. Экономические показатели производства картофеля 30
3.3.1. Затраты труда на производство картофеля 32
3.3.2. Динамика и структура себестоимости картофеля 34
3.3.3. Себестоимость, цены реализации продукции, рентабельность производства
3.3.4. Экономическая оценка картофеля 36
4. Перспективы развития производства картофеля 2015 год 38
4.1. Специализация и концентрация производства картофеля 38
4.2. Задание по продаже картофеля и внутрихозяйственные потребности в нем …………………………………………………………………………..….40
4.3. Перспективная технология производства картофеля 40
4.4. Обоснование уровня нормативной урожайности картофеля 44
4.5. Улучшение организации хранения, товарной обработки и реализации картофеля, повышение его качества. Каналы реализации картофеля и их эффективность 45
4.6.Совершенствование организации труда в производстве картофеля 46
4.7. Совершенствование оплаты труда в производстве картофеля 48
4.8.Организация крестьянских хозяйств 49
4.9. Экономическая эффективность перспективной технологии производствакартофеля 50
Выводы и предложения для внедрения в производство 52
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_po_org-tsii_kadnikov.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  совершенствования производственной структуры предприятия являются: специализация предприятия и его подразделений, поиск и реализация более совершенного построения подразделений.

 

2.2. Специализация  хозяйства.

 

Под специализацией предприятия понимают сосредоточение его деятельности на производстве определенного вида или нескольких видов продукции. На сельскохозяйственных предприятиях этот процесс обычно связан с расширением одной или нескольких отраслей при соответствующем сокращении других. Он может осуществляться до тех пор, пока это экономически выгодно.

Цель специализации сельскохозяйственных предприятий - создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижения издержек, повышения производительности труда, улучшения качества продукции.(1) Переход от многоотраслевых к специализированным хозяйствам с высокой (оптимальной) степенью концентрации производственных ресурсов приобретает особое значение в условиях, когда перед сельским хозяйством стоят задачи повышения эффективности и улучшения качественных показателей. Специализация выступает как организационная предпосылка обеспечения устойчивости сельского хозяйства, роста выхода продукции при высокой эффективности производства, решения социальных проблем деревни.

Хозяйство специализируется: в животноводстве - на производстве молока, в растениеводстве - на выращивании зерна и картофеля.

В настоящее  время основное внимание уделяется  производству молока, так как от его реализации предприятие получает наибольшую прибыль. Размер и структура товарной продукции предприятия приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Размер и структура товарной продукции отделение «Русь» в 2011году

Продукты отрасли

Сумма, в тыс.руб.

В %

Зерно

68124

21

Картофель

68853

21

Итого по растениеводству

136977

42

Продукция скотоводства

-

-

в т.ч молоко

165962

51

Прочая продукция  животноводства

22203

7

Итого по животноводству

188165

58

Всего

325142

100


Отделение «Русь» специализируется на скотоводстве. Хозяйство  имеет молочное направление (58%). Дополнительной отраслью является производство картофеля (21%), и производство зерна (21%).

 

2.3. Продажа  сельскохозяйственной продукции.

 

В настоящее  время сельское хозяйство России находится в состоянии глубокого  кризиса. Россия потеряла продовольственную безопасность, потребляя почти 50% продуктов по импорту, а население крупных городов до 70-80%.(2)

Для повышения  экономического роста в аграрном секторе необходимы оперативные меры воздействия на производственный сектор, направленный на поддержание доходности товаропроизводителей агропромышленного комплекса, расширение сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке и обеспечение условий для нормальной конкуренции, необходимо комплексное решение вопросов обеспечивающих стабильность производства и развитие инфраструктуры продовольственного рынка.(2)

Объем продаж сельскохозяйственной продукции в хозяйстве представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Продажа сельскохозяйственной продукции, ц.

Виды продукции

2010

2011

2010г. в % к 2011г.

Зерновые и зернобобовые

37814

191367

510

Картофель

138707

114895

80

КРС

5030

4774

95

Молоко

114102

125184

110

Мясо

1150

1014

90


Продажи зерна  и картофеля по годам резко  отличаются, так как идет смена  культур в севообороте. Растениеводство  в отделении не является товарной отраслью, так как продукция идет на переработку в ПК «Вологодский картофель» на производство чипсов, каш, хлопьев и др.

Пунктами сдачи  молока являются ОАО «Сухонский молочно-консервный комбинат», мяса - СПК «Сокольский мясокомбинат».

В целях развития товарно-денежных отношений следует укреплять производственные связи колхозов, сельскохозяйственных предприятий с организациями потребительской кооперации и личными подсобными хозяйствами граждан. Сельскохозяйственные предприятия могут продавать потребительской кооперации и на колхозных рынках по ценам согласно договоренности значительную часть урожая картофеля, зерновых культур. Важно и то, что скот и птицу, выращенные в личных подсобных хозяйствах граждан в соответствии с договорами, можно продавать непосредственно организациям потребительской кооперации или через колхозы и совхозы.

 

2.4. Поступление  средств и результаты от реализации  продукции растениеводства и  животноводства.

 

В современных  условиях важно не только выпустить  качественную сельскохозяйственную продукцию, нужно уметь выгодно и своевременно ее реализовать. От этого напрямую зависит размер прибыли, необходимой и для дальнейшего развития производства, и для решения социально-экономических проблем предприятия.

Опыт преуспевающих  сельхозпредприятий свидетельствует, что создание маркетинговых структур повышает их жизнеспособность. В рыночных условиях руководителю сельскохозяйственного предприятия желательно обеспечить создание маркетинговой службы.[6]

Отличительные черты - частная собственность. На экономические ресурсы, рыночный механизм регулируется экономической деятельностью, основанной на свободной конкуренции.[5]

Основными показателями, характеризующими результаты деятельности, являются - себестоимость продукции, прибыль, уровень рентабельности.

Себестоимость - суммарные затраты на производство и реализацию продукции.

Прибыль - экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками; превышение доходов над расходами. (9)

Рентабельность - хозяйства экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, которая представляет собой экономическую категорию, отражающую доходность и прибыльность предприятия. Она измеряется такими показателями, как валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат, норма  прибыли.

Только конкурентоспособные  хозяйства могут работать в рыночных условиях. Эти хозяйства получают высокие урожаи качественного зерна, которое не потеряется на зерновом рынке страны, а так же  имеют  высокие надои молока не менее 5000кг.

Эффективность производства - сложная экономическая категория. В ней отражается действие объективных экономических законов социализма и показывается одна из важнейших сторон общественного производства - результативность. Она является формой выражения цели производства. Следует различать понятия эффект и экономическая эффективность. Эффект - это следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве. Например, эффект от применения удобрений выражается в виде прибавки урожая, от использования кормов - в увеличении приростов или надоев молока и т. д. [3]

Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств  производства и от живого труда, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах живого и овеществленного труда. Снижение себестоимости продукции в колхозах и страны на 1% позволяет сэкономить за год более 1 млрд. руб., а при повышении производительности труда на 1 % можно получить дополнительной, продукции примерно на 1,7 млрд. руб. в год. Большой экономический эффект дает рациональное использование основных производственных фондов. Следует иметь также в виду, что эффективность - это не только соотношение затрат и результатов производства, но и качество, полезность продукции для потребителя.

Экономическая эффективность представлена в таблице 2.5 и 2.6.

Таблица 2.5 - Экономическая эффективность продажи за 2010 год.

Показатели

Количество реализованной продукции, ц

Полная  себестои-мость продукции, тыс. руб

Выру-чено, тыс. руб

Результаты, тыс. руб

Уровень рентабель-ности (+) / убыточности (-),%

Прибыль (+)

Убыток (-)

Зерновые  культуры

37814

13430

12951

 

-479

-3,6

Картофель

138707

43224

70455

27231

 

63

Итого по растениевод-ству

176521

56654

83406

27231

-479

47,3

Молоко  цельное

114102

78563

109197

29634

 

38

Мясо (в живой массе)

1150

7327

2977

 

-4350

-59,4

КРС

5030

31534

17424

 

-14110

-45

Другая  продукция животновод-ства

173

159

242

83

 

52,2

Итого по животновод-ству

120455

117583

129840

29717

-18460

10,5

Всего по хозяйству

296976

174237

213246

56948

-18939

22,4


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.6 - Экономическая эффективность  продажи за 2011 год.

Показатели

Количество  реализованной продукции, ц

Полная  себестои-мость продукции, тыс. руб

Выру-чено, тыс. руб

Результаты, тыс. руб

Уровень рентабель-ности (+) / убыточности (-),%

Прибыль (+)

Убыток (-)

Зерновые  культуры

191367

74811

68124

 

-6687

-8,9

Картофель

114895

41498

68853

27355

 

66

Итого по растениевод-ству

306262

116309

136977

27355

-6687

18

Молоко  цельное

125184

111077

165962

54885

 

49,4

Мясо (в живой массе)

1014

6571

3359

 

-3212

-49

КРС

4774

30936

18600

 

-12336

-40

Другая  продукция животновод-ства

181

88

15

 

-73

-93

Итого по животновод-ству

131153

148672

187936

54885

-15621

26,5

Всего по хозяйству

437415

264981

324913

82240

-22308

22,6


Выручка предприятия увеличивается из года в год, так в 2010 году она составила 213246 тыс. руб., а в 2011 году уже 324913 тыс. руб. Это на 111667 тыс. руб. больше, чем в 2010году. Проанализировав экономическую эффективность за 2010и 2011 гг., можно сделать вывод, что в основном за счет продукции животноводства предприятие получает прибыль. Судя по данным представленных таблиц предприятие ОАО «Вологодский картофель» отделение «Русь» рентабельно.

Для того чтобы  хозяйство могло работать в рыночной экономике, надо снизить себестоимость продукции, за счет  применения новых технологий и новой техники. Получать более высокие урожаи,  надои молока не менее 5000 кг от одной головы, за счет увеличения посевных площадей под картофель и зернобобовые культуры и увеличения урожайности культур. Для увеличения мясного производства необходимо использовать рационально качественные и дешевые корма, создать условия для увеличения общей живой массы. Для увеличения растениеводческой продукции необходимо увеличить посевные площади с меньшими затратами.

 

3. Современное  состояние производства картофеля  за 2009 - 2011года.

 

3.1. Размеры  и значение для предприятия  производства картофеля.

 

Картофелеводство  в отделении «Русь» является одной  из основных отраслей. Картофель, выращенный в хозяйстве поступает на переработку  на пищевой комбинат «Вологодский картофель», часть картофеля идет на корм скоту, и часть идет на продажу.

Площади посадок, урожайность, валовой сбор и реализация картофеля приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Площадь посадки, валовой сбор, урожайность, продано картофеля

Показатели

2009

2010

2011

В среднем за 2009 - 2011гг.

Площадь посева, га

952

1005

995

984

Урожайность, ц/га

197,9

195,4

196,4

196,6

Валовой сбор, ц

188400

196377

195418

193398

Продано продукции, ц

139817

138707

114895

131139,7

Товарность, %

74

70,6

59

68


Урожайность картофеля  достигла максимальной отметки в 2009 году и составила 197,9 ц/га, а в 2010году оказалась самой низкой за три последних года - 195,4 ц/га, товарность с каждым годом падает. Чтобы поднять урожайность и качество картофеля следует применять прогрессивные технологии выращивания и меры борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.

Информация о работе Организация производства в апк