Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

Это верно и неверно  одновременно. Поскольку, несмотря на то, что средства из бюджета под  декларируемые в концепциях приоритеты не выделяются, в российской экономики  всё же осуществляется перераспределение  ресурсов от сильных, конкурентоспособных  отраслей к более слабым – так  экспортоориентированный сырьевой сектор практически удерживает на плаву  всю остальную промышленность и  социальную сферу посредствам налоговых  отчислений в бюджеты всех уровней  и бартеру, широко применяющемуся в  отечественной экономики.

Так что же такое промышленная политика?

Согласно разработанной  Министерством экономики РФ Концепции  промышленной политики, промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в  целях повышения эффективности  и конкурентоспособности отечественной  промышленности и формирования её современной  структуры, способствующей достижению этих целей.

Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной  экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих  субъектов рынка, а также для  социальной деятельности государства.

Далее позволим себе ненадолго  прервать наше знакомство с промышленной политикой и скажем несколько  слов о конкурентоспособности, поскольку  эта одна из важнейших составляющих рыночной экономики, пронизывающая  все уровни и отношения между  субъектами рынка.

В рамках понятия конкурентоспособности  рассматриваются несколько её уровней, между которыми существует достаточно тесная взаимозависимость: конкурентоспособность  товара, конкурентоспособность товаропроизводителя, отраслевая конкурентоспособность  и страновая конкурентоспособность.

В границах рассматриваемой  темы нас, в большей степени, будут  интересовать отраслевая и страновая  конкурентоспособность.

Развитие международного разделения труда привело к определённой специализации стран на мировых  рынках в зависимости от степени  конкурентоспособности той или  иной отрасли. Так в США наиболее конкурентоспособными отраслями считаются  авиационная, аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство компьютеров и разработка информационных технологий. В Японии к конкурентоспособным отраслям относятся электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станко- и роботостроение. Китай создал конкурентоспособные  отрасли по производству дешёвой  массовой продукции – одежда, обувь.

Среди российских отраслей наиболее конкурентоспособными на мировом  рынке являются авиационная и  аэрокосмическая, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли ВПК и ТЭК. Однако основная масса отечественной  машинотехнической продукции, к  сожалению, неконкурентоспособна, о  чём свидетельствует низкая доля готовых машин и оборудования в отечественном экспорте (7-9%).

Страновая конкурентоспособность  по своей сути является синтетическим  показателем, объединяющим все прочие перечисленные уровни конкурентоспособности  и характеризующим положение  страны на мировом рынке.

В самом общем виде страновую  конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных её граждан.

Для анализа и измерения  уровня страновой конкурентоспособности  разрабатываются многие методики и  показатели, однако на данный момент наиболее адекватным отражением конкурентоспособности  страны среди прочих является показатель конкурентоспособности, разработанный  международной организацией Мировой  экономический форум в 1986 году. Этот показатель используется при анализе  промышленно развитых стран, новых  индустриальных стран и стран  с переходной экономикой.

При расчёте данного показателя используются многофакторные векторные  модели, учитывающие 381 показатель, которые  сгруппированы в 8 агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное  регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Кроме того, объективные  показатели по каждой стране при составлении  рейтинга (а это около 70% всех показателей) дополняются субъективными факторами  – экспертными оценками аналитиков, опросом мнения руководителей крупных  корпораций и ведущих экономических  экспертов.

Россия как страна с  переходной экономикой была включена в расчет данного показателя в 1995г. и заняла тогда 48 место, уступая всем промышленно развитым странам и  опережая лишь отдельные развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой. Наиболее сильными сторонами российской экономики в плане мировой  конкурентоспособности были признаны научно-технический потенциал и  трудовые ресурсы, а наиболее слабыми  – роль государства в экономики, система управления предприятиями  и кредитно-финансовая сфера.

К падению общей конкурентоспособности  России ведут и различные структурные  изменения негативного характера, в частности такие, как энергоёмкость  производства, износ основных средств, отсутствие прямых инвестиций в производство и в научно-технические исследования и разработки (эти проблемы будут  рассмотрены в данной работе позже).

Поэтому в ближайшие годы для повышения конкурентоспособности  отечественной продукции необходимо подготовить и реализовать технологический  рывок в конкурентоспособных  отраслях, а также создать для  отечественных товаропроизводителей равные с их иностранными конкурентами условия на внутреннем рынке (т.е. оптимизировать налоговую политику, учёт себестоимости производимой продукции, разработать и внедрить протекционистские меры).

На данный момент в числе  конкурентных преимуществ России на мировом рынке пока ещё остаются:

  • богатые природные ресурсы и развитая минерально-сырьевая база;
  • образованная, квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила;
  • наличие научно-технического потенциала;
  • наличие мощностей по производству массовой, относительно дешёвой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке и рынках ряда развивающихся стран.

Наиболее слабыми местами  отечественной промышленности являются:

  • общее достаточно серьёзное технологическое отставание от мирового уровня;
  • несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;
  • отсутствие соответствующей инфраструктуры и навыков сбыта продукции и её обслуживания;
  • низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами;
  • слабая инвестиционная активность и бюджетный дефицит.

Ещё одной нелицеприятной особенностью российского производства является тот факт, что при в  основе своей сырьевом характере  экспорта, мы импортируем капиталоёмкие  продукты и зачастую именно для производства этого самого сырья. Об этом говорит  высокая доля расходов на покупку  импортного оборудования в себестоимости  отечественных экспортируемых товаров. В такой ситуации экспорт становится заложником импортных поставок. Кроме  того, развитие экспорто -ориентированных сырьевых отраслей полностью зависит от мировой конъюнктуры в области цен на сырьевые товары, и связывать общий экономический подъём страны с ростом рентабельности экспорто -ориентированных сырьевых отраслей было бы не очень разумно, так как мы отдаём наш потенциальный экономический рост на откуп экзогенным факторам, что не приемлемо для развития экономики России, как в прочем и любой другой страны.

Итак, познакомившись с «фасадом»  промышленной политики, проникнем на её «кухню» и рассмотрим методы и  инструменты реализации промышленной политики.

Бюджетная политика

Бюджетная политика является одним из основных инструментов как  промышленной политики, так и экономической  политики государства в целом.

Эффективность бюджетной  политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений  бюджетной политики: сбора бюджетных  доходов и налоговых доходов  в частности; выполнения бюджетных  обязательств; управления бюджетным  дефицитом и государственным  долгом. Ясно, что состояние государственных  финансов оказывает определяющее воздействие  на реальную экономику как в части  выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора  повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков  со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную  части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые  поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных  фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального  производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной  помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, государственное управление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, «точек экономического роста», дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.

Налоговая политика

Налоги – основная статья доходной части бюджета.

Однако их функция не ограничивается только фискальным характером.

Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также  учитывать стимулирующую и распределительную  функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически на правилен – необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок  их взимания и льготы по ним, учитывать  также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социально-значимых отраслей.

Налоги оказывают сильное  влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий  чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности  производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность  отраслей и страны в целом как  на внутреннем, так и на внешнем  рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, а надо шире применять стимулирующую и распределительную  функции.

Также в рамках налоговой  политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения  товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность  стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики.

В инструментарий налоговой  политики входит: установка государством величины (ставки) налогов и порядка  налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые  скидки и налоговые освобождения.

Денежно-кредитная и финансовая политика

Важным направлением при  реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства  сферы денежного обращения.

Форму организации денежного  обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных  и бумажных денег, систему эмиссии, валютный паритет, институты денежной системы.

Поскольку в современных  экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том  числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная  политика – инструмент общей экономической  политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение  персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, мы имеем с их стороны спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)