Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

А поскольку, как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны  не только отдельным предприятиям, но и государству, появляется необходимость  в проведении финансовой политики –  совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Основными государственными органами проведения данных политик  являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная  политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).

Инструментами денежно-кредитной  политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование  учётной ставки (в России – это  ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский  кредит и пр.).

Инструменты финансовой политики – выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование  и контроль за финансовыми рынками  и финансовым обращением, оперативное  управление государственными средствами.

Институциональная политика

Важное значение для осуществления  государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные  и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование  отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным  формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка  и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей  рыночным принципам и задачам  промышленной политики правовой и организационной  среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения. В ведение институциональной  политики входят реформирование предприятий  в соответствии с современной  структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных  корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов.

Арсенал институциональной  политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных  организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов  соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том  числе через процедуру банкротства.

Внешнеэкономическая политика

Поскольку наша страна не одна на земном шаре, она контактирует с  другими государствами, у которых  есть свои национальные интересы. В  этом плане мировой рынок похож  на национальный, только помимо уже  известных нам субъектов –  домашних хозяйств и фирм, – здесь  появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Что  бы не затеряться в чужых интересах  и нуждах и отстоять свои государство  проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование  экономических отношений с другими  странами-участниками мирового рынка.

Цель внешнеэкономической  политики – улучшение положения  страны в мировом хозяйстве, участие  в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики –  создание благоприятных внешнеэкономических  условий для расширенного воспроизводства  внутри страны.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства.

Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики –  это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные  или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и  экологических нормативов и стандартов),  меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

Инвестиционная и инновационная  политика

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения  прибыли – являются необходимой  составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики  страны в целом.

Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные  же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных  организаций, выпуска внутренних и  внешних займов.

Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно  колеблется. Поэтому  проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.

Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение  социальных проблем общества, обеспечение  равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики.

Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение  государственного регулирования процессов  создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной  технологической базы отечественной  промышленности.

Инструментарий инвестиционной и инновационной политики представляет синтез разнообразных инструментов описанных выше политик. Здесь могут  быть как прямое государственное  финансирование, законодательное обеспечение  инвестиционного процесса, государственные  заимствования, так и налоговые  льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнёрами инвестиционных и инновационных проектов и т.д.

 

    1.    История развития промышленной политики в России

 

Вот так, под воздействием вышеперечисленных факторов и тенденций  развивалась экономика России последнее  десятилетие.

Но, что же делало государство по изменению столь плачевной для нас ситуации? Какие реальные меры предпринимало оно?

Для ответа на интересующие нас вопросы, не залезая далеко в  архивы истории, рассмотрим экономическое  положение России в 1998-99г.г. (поскольку  основные перемены в экономики нашей  страны произошли именно в это  время после «памятных» событий 17 августа 1998г.) и основные результаты реализуемой правительством промышленной политики  в этот период.

В начале 1998г. продолжали действовать  факторы, сдерживающие развитие позитивных тенденций в экономическом развитии страны на протяжении всех годов реформ.

Сохранялось напряжённое  положение в бюджетной сфере.

Обострялись проблемы формирования доходов бюджета, в первую очередь собираемость налогов, основная причина недопоступления которых в бюджет  – финансовое положение большинства предприятий реального сектора, высокие издержки производства, неадекватная налоговая нагрузка на товаропроизводителей. В бюджетах субъектов РФ неденежные формы расчетов продолжали занимать большую долю. Оставался высоким уровень затрат по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, что уменьшало возможности бюджетного финансирования промышленности.

  Продолжала сокращаться   инвестиционная сфера, хотя темпы  спада инвестиций снижались. 

Дополнительное неблагоприятное  воздействие на российскую экономику  оказал начавшийся мировой кризис фондовых рынков, который привел к оттоку капиталов нерезидентов с российского  фондового рынка, в результате чего последовало увеличение ставки рефинансирования и рост доходности государственных  ценных бумаг и возросла стоимость  обслуживания внутреннего долга.

Требовала решения проблема выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, поддержанию курса рубля в установленных пределах, для чего были необходимы значительные ресурсы, которые в иной ситуации могли бы быть направлены на укрепление динамики роста объемов ВВП и производства. 

Одной из фундаментальных  причин этого явилось то, что достигнутая  в 1997г. макроэкономическая стабилизация не была подкреплена результатами реформы  на микроуровне,  в т.ч. не были созданы  условия для насыщения экономики  деньгами, обеспеченными  растущей массой товаров и услуг.

С начала текущего года происходило  замедление динамики объемов ВВП  и промышленного производства, прежде всего под влиянием снижающегося экспорта. За первые восемь месяцев 1998г. объем ВВП к уровню соответствующего периода прошлого года составил 97,9%, промышленного производства - 97,4%.

Инвестиционная активность оставалась низкой. За январь-август 1998г. объем инвестиций в реальный сектор экономики составил 94,4% к соответствующему периоду предыдущего года.

Продолжала сокращаться  инновационная активность. Удельный вес организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, составлял  менее 5%. В отраслях промышленности происходило снижение объёмов производства наукоёмких видов продукции. Инновационная  деятельность сворачивалась под  воздействием низкого платежеспособного  спроса на научно-техническую продукцию  как со стороны государства, так  и негосударственного сектора экономики.

Принятые меры по стабилизации финансовых рынков, направленные на сжатие денежной массы и оттягивание  средств с валютного рынка  с целью ослабления давления на национальную валюту, оказывали определенное сдерживающее воздействие на совокупный внутренний спрос и, соответственно, на состояние  реального сектора.

Ситуация на товарных рынках России оставалась неустойчивой.

Снижался  спрос на товары промышленно-производственного назначения и потребительские товары, что  было обусловлено низкой платёжеспособностью  промышленных предприятий и населения  в связи  с недостатком оборотного капитала, высокой ставкой банковского  кредита, ростом количества убыточных  предприятий в отраслях экономики  и снижением общего уровня жизни. 

Снижение спроса на отечественную  продукцию обусловливалось  также  ростом импорта без должной защищенности отечественного производства, неспособного в условиях нехватки внутренних ресурсов применять современные технологии для повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Ситуация во внешней торговли России сдерживалась влиянием негативных тенденций в развитии мировой  экономики, обусловленных экономическим  кризисом в ряде регионов мира (прежде всего в Юго-Восточной Азии), неблагоприятной  внешнеторговой конъюнктурой для основных товаров российского экспорта, низкой конкурентоспособностью отечественной  продукции, а также дискриминационными мерами против российских экспортеров  на международных рынках по некоторым  товарным группам.

Невозможность решения отмеченных выше проблем в условиях действующей  схемы обслуживания долга привела  к объявлению 17 августа 1998г. Правительством РФ и Банком России приостановки платежей по внутреннему государственному долгу  и моратория на обязательства  российских банков-резидентов перед  нерезидентами.

Одновременно Банк России отказался от поддержки валютного  курса рубля. Последовавшая отставка Правительства обозначила политический кризис и перевела развитие экономического кризиса в открытую, острую форму. Кризис затронул практически все  секторы и сегменты российской экономики  и принял системный характер.

В условиях резко снизившейся  налоговой дисциплины, кризиса банковской ликвидности и обвального снижения импорта существенно сократились  налоговые поступления в бюджет.

Массовый отток средств  населения со счетов коммерческих банков и резкое увеличение спроса на иностранную  валюту обусловили резкое снижение обменного  курса рубля, что, в силу высокой  зависимости российского потребительского рынка от импорта потребительских  товаров и высоких инфляционных ожиданий, вызвало значительный рост уровня потребительских цен. Ситуация подогревалась паникой среди  населения и ажиотажным спросом  на потребительском рынке. Высокие  темпы инфляции обусловили резкое снижение реальных текущих доходов населения  и обесценение сбережений. За вторую половину августа-сентябрь, в условиях резкой девальвации рубля, потребительские  цены выросли более чем на 40%, что  близко к уровню гиперинфляции. Рост потребительских цен существенно  опережал рост цен в промышленности, на строительно-монтажные работы, тарифов  на грузовые перевозки. Так, цены производителей промышленной продукции в 1998 году выросли на 23,2% против 84,4% по потребительским ценам1.

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)