Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17
Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Ульяновский государственный педагогический
университет имени И.Н. Ульянова»
Тема: Экономическое воспитание на уроках технологии
Выполнила
студентка 4 курса группы ТП-5
Слякаева Лилия Харисовна
( фамилия, имя, отчество)
( Ф.И.О., ученое звание)
Ульяновск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое
воспитание»…….................
1.2. Экономическое воспитание
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе …………………
Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии…………………………………………
2.1. Роль и место раздела «
2.2. Разработка
учебно-тематического плана
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список
использованной литературы………………………….…….......
Приложения…………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена меняющимися внутригосударственными социально-экономическими условиями, которые определяют необходимость подготовки российской молодежи к предстоящей трудовой деятельности. При этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения. Рыночные отношения объективно порождают потребность в экономическом образовании всего населения и, в первую очередь, школьников.
Значительное место при формировании знаний и умений организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях, принадлежит общеобразовательной школе. Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.
Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.
Экономическое воспитание учащихся общеобразовательной школы направлено на
раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения, а именно; трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Различные преобразования в экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.
Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического воспитания.
Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.
Предмет исследования: экономическое воспитание учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1.
Обзор и анализ психолого-
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики» в 8 классе.
3.
Формулирование методической
В данной работе использованы следующие методы исследования:
- теоретическое исследование (анализ, обобщение, классификация);
- эмпирическое исследование (анализ экономического воспитания и практических
работ учащихся).
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников
1.1.Сущность и понятия экономического воспитания
В последние годы в России появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе.
В
этих учебных материалах
Возможность изучения некоторых экономических понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуру которой включены вопросы экономического образования и воспитания.
Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.
Вопросы технологической подготовки и экономической грамотности учащихся в трудовой и профессиональной подготовке рассматривались такими
исследователями, как П.Р.Атутов [10 с.73],А.Ф. Аменд [8.с.103], Ю.К.Васильев [20.с.83], В.А. Кальней [43.с.28], К.Н.Катханов [46.с.238] и др.
Значимость экономического воспитания отражена в трудах А.Ф.Аменда [8.с.15], С.В. Малина [69.с.186], С.А. Малинина [70.с.130] и др.
Следует отметить, что при решении вопросов экономического воспитания учащихся в целом, овладение основами домашней экономики, как составной части экономики, приобретает важную роль в условиях рыночных отношений.
Исторически сложившаяся практика ведения домашнего хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках
Анализ социально-педагогических предпосылок необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства проведен в работах Е.И.Дукановой [39.с.84], В.Д.Симоненко [74.с.23] .
Роль
семьи в формировании разумного
уровня потребления и правильного
отношения к деньгам
Тем не менее, исследователи в своих работах не отразили вопросы, связанные с экономическим воспитанием учащихся в основной школе, изучением экономики домашнего хозяйства на уроках экономики и технологии.
В результате происходящих экономических преобразований сформировались противоречия:
- между
потребностью общества в
- между
необходимостью осуществления
Указанные противоречия порождают проблему исследования: каким должно быть экономическое воспитание учащихся основной школы в современных условиях.
Отмеченные противоречия и порождаемая ими проблема явились основанием для выбора темы исследования: "Экономическое воспитание учащихся школы на уроках технологии.
Первое практическое знакомство детей с экономикой начинается в семье. Однако бытовых экономических знаний недостаточно, к тому же они иногда оказываются ошибочными и искаженными. В этой связи усиливается значимость проблемы экономического образования детей в школе.
Необходимо отметить, что экономическое воспитание - лишь часть целостного воспитательного процесса.
Экономическая культура
При определении сущности понятия «Экономическая воспитанность» ученые [61.с.134], исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции).
Интегративное качество личности - нравственность. Это предопределяет целостность воспитательного процесса.
В тоже время такой подход
не исключает изучения
Экономическая воспитанность
Как правило, есть три уровня экономических знаний: общенаучный, отраслевой и профессиональный [2.с.13].
Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии