Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:36, дипломная работа
Дипломный проект рассматривает вопросы автоматизации, направленные на решение основных проблем в бизнесе страховой компании, занимающейся добровольным медицинским страхованием.
Целью дипломного проекта является повышение эффективности бизнеса страховой компании за счет увеличения гибкости её информационной системы.
Введение 9
Цель дипломного проекта 17
Постановка задачи 17
1 Специальная часть 19
1.1 Обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры 19
1.2 Выбор инструментальных средств проектирования и разработки 32
1.2.1 Обоснование выбора средств моделирования бизнес процессов 32
1.2.2 Обоснование выбора CASE средств проектирования 37
1.2.3 Обоснование выбора СУБД 38
1.2.4 Набор программных средств, используемых в ходе дипломного проектирования 38
1.3 Используемые методы и стандарты 39
1.3.1 Разработка, управляемая моделями 39
1.3.2 Независимость от платформы 42
1.3.3 Программная платформа 43
1.3.4 Модель требований FURPS 44
1.4 Формирование требований к разрабатываемой системе 46
1.4.1 Проект требований 47
1.5 Моделирование бизнес-процессов 49
1.5.1 Моделирование бизнес процесса как есть 49
1.5.2 Анализ бизнес-процессов «как есть». 53
1.5.3 Результаты имитации 55
1.5.4 Моделирование бизнес-процессов «как должно быть» 58
1.5.5 Анализ модели «как должно быть». Сравнение результатов 59
1.6 Разработка UML-модели системы 61
1.6.1 Трансформация модели бизнес процессов в UML-модель 61
1.6.2 Модификация полученной в результате трансформации UML-модели 63
1.7 Разработка сервисной модели 69
1.7.1 Трансформация в сервисную модель 69
1.7.2 Идентификация сервисов 71
1.7.3 Моделирование сервисов 73
1.8 Разработка базы данных 77
1.8.1 Трансформация UML-модели в логическую модель данных 77
1.8.2 Получение окончательной логической модели данных 81
1.8.3 Разработка физической модели данных 82
1.8.4 Генерация базы данных на основе физической модели данных 84
1.9 Реализация сервисов 85
1.10 Выводы 87
2 Экономическая часть 89
2.1 Экономическая эффективность от внедрения сервисов, реализованных на базе сервис-ориентированной архитектуры. 89
2.1.1 Абсолютный показатель изменения годовой трудоемкости обработки информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 90
2.1.2 Абсолютный показатель изменения годовых затрат на обработку информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 91
2.1.3 Относительные показатели изменения годовой трудоемкости и годовых затрат на обработку информации в результате внедрения проекта 97
2.1.4 Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 98
2.1.5 Срок окупаемости единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 104
2.2 Выводы 104
3 Экологическая часть и безопасность жизнедеятельности 105
3.1 Требования к организации рабочего места пользователя (сотрудника страховой компании) 105
3.2 Вредные излучения при работе компьютера и способы их минимизации 113
3.3 Заболевания, развивающиеся при работе за компьютером, и их профилактика 116
3.4 Выводы 118
Заключение 120
Список использованной литературы 122
Приложение А. 126
Проект требований 126
Приложение Б. 129
Модель бизнес-процессов 129
Приложение В. 139
Трансформированная модель бизнес-процессов в UML-модель 139
Приложение Г. 155
Трансформированная сервисная модель 155
Приложение Д. 162
WSDL описания сервисов 162
Приложение Е. 178
Исходный Java-код сервисов 178
Приложение Ж. 191
Логическая модель данных, полученная путем трансформации UML-модели 191
Приложение И. 202
SQL скрипт для генерации схемы базы данных 202
Рисунок 23 - Отношения между пакетами сервисной модели
В пакете Messages cмоделированы сообщения, используемые сервисами. Пример сообщения ClaimRequest (заявка на обслуживание клиента) представлен на рисунке 24.
Рисунок 24 - Модель сообщения ClaimRequest
Следующим шагом стало моделирование спецификации сервисов. Спецификацией сервиса называют интерфейс, или набор операций, описывающих взаимодействие сервисов.
Для разработки спецификации сервиса были созданы стереотипизированные профилем <<ServiceSpecification>> интерфейсы, а также операции интерфейсах, использующие созданные на предыдущем шаге сообщения. Выделение спецификаций сервиса основывалось на полученных спецификациях после трансформации UML-модели в сервисную модель. На рисунке 25 выделено полученное трансформацией объявление спецификации «Записать на приемProtocol».
Рисунок 25 - Полученная путем трансформации спецификация «Записать на приемProtocol»
В рабочем проекте сервисной модели была создана данная спецификация, графическое представление которой изображено на рисунке 26. Спецификация сервиса отражает операции, выполняемые сервисом, а так же входные и выходные параметры.
Рисунок 26 - Спецификация «IClaimRecorder» (в трансформированной модели «Записать на приемProtocol»)
Следующим шагом стало
моделирование Провайдеров
Провайдер сервиса представлен на рисунке 27.
Рисунок 27 - Провайдер сервиса «ApproveClaimProcessing»
Для разработки модели данных была также использована UML-модель бизнес процессов. В инструменте IBM RSA была проведена трансформация “UML to Logical Data Model” UML-модели в логическую модель данных в перспективе Modelling.
Полученная логическая модель данных обеспечивает представление логических объектов данных бизнес-деятельности без деталей реализации.
В результате трансформации модель классов была переведена в объекты модели данных. Отображение из модели классов (источник) в логическую модель данных (назначение) представлено в таблице 6. Следует отметить, что[18]:
Таблица
6 - Отображение модели классов UML в логическую
модель данных
Модель классов UML (Источник) |
Логическая модель данных (назначение) |
Модель/пакет |
Пакет |
Класс |
Логический объект |
Свойство |
Атрибут |
Недоступен (OID) |
Свернутый ключ |
Обобщение |
Обобщение |
Композиция |
Идентифицирующая взаимосвязь |
Агрегация |
Не идентифицирующая взаимосвязь |
Ассоциация |
Не идентифицирующая взаимосвязь или взаимосвязь «многие ко многим» |
Ссылка на класс |
Не идентифицирующая взаимосвязь |
Класс ассоциации |
Один логический объект и две взаимосвязи |
Предопределенный примитивный тип UML |
Предопределенный тип данных |
Примитивный тип |
Атомарный домен |
Перечисление |
Атомарный домен |
На рисунке 28 представлен результат трансформации в UML-модели в логическую модель данных. Полное дерево проекта представлено в Приложении Ж.
Рисунок 28 - Результат трансформации UML-модели в логическую модель данных
Получены следующие логические объекты:
На рисунке 29 представлен фрагмент логической модели данных, полученной после трансформации.
Рисунок 29 – Фрагмент логической модели данных в IBM RDA
При сравнении исходной и полученной модели были сделаны следующие выводы:
В силу того, что дипломный проект предполагает реализацию трех сервисов (сервис «Клиент», сервис «Страховой полис», сервис «Программа страхования»), окончательная логическая модель данных имеет следующие логические объекты (в скобках указаны наименования объектов логической модели полученной после трансформации):
Преобразованная логическая модель данных представлена на рисунке 30.
Рисунок 30 - Окончательная логическая модель данных
Путем трансформации (рисунок 31) логическая модель данных была преобразована в физическую модель.
Рисунок 31 - Запуск процедуры трансформации логической модели данных в физическую модель
Физическая модель предназначена для СУБД DB2 версии 8.2, данная информация указывается в настройке трансформации (рисунок 32).
Рисунок 32 - выбор СУБД, версии СУБД
Полученная физическая модель данных представлена на рисунке 33.
Рисунок 33 - Физическая модель данных
Для создания таблиц в базе данных на основе физической модели данных был сгенерирован sql-скрипт, представленный в Приложении И.
Полученный sql-скрипт был запущен на сервере баз данных с параметрами подключения, представленных на рисунке 34.
Рисунок 34 - параметры подключения к базе данных INSDIPLO
Дальнейшее наполнение управление базой данных проводится с использованием инструмента «Центр управления IBM DB2», представление полученной базы данных показано на рисунке 35.
Рисунок 35 - Представление базы данных в инструменте “Центр управления IBM DB2”
Для реализации сервисов был выбран продукт IBM Data Studio. Это унифицированная инструментальная платформа, содержащая набор функциональных возможностей для разработки, администрирования и управления серверами баз данных. Одной из возможностью данного продукта является способность генерировать основанные на Web-сервисах методы доступа к базе данных.
Выбранные сервисы для реализации ориентированы на данные. Таким образом, методы сервиса можно представить как методы, исполняющие хранимые процедуры базы данных.
Разработка сервисов проходила с использованием технологии Data Web Services (DWS)[19]. DWS позволяет создавать готовые к развертыванию Web-сервисы, DWS поддерживает интегрированную среду тестирования, позволяющую развернуть и проверить сгенерированные сервисы. DWS автоматически генерирует WSDL-файл (Web Services Description Language) с описанием Web-сервиса.
Исходный код сервисов представлен в приложении Е, полученные к сервисам WSDL описания представлены в приложении Д.
Тестирование полученных сервисов производилось в среде IBM Data Studio. На рисунке 36 представлен запрос о вводе входного параметра на вход метода GETCLIENTBYTYPE сервиса ClientWS.
Рисунок 36 – Ввод входных параметров для методы сервиса
Результат выполнения выводится в консоль. На рисунке 37 представлен результат выполнение метода GETCLIENTBYTYPE – были отобраны записи, удовлетворяющие входному параметру «застрахованный».
Рисунок 37 – Результат выполнения метода GETCLIENTBYTYPE сервиса ClientWS
В п.п. 1.1 – 1.2 проведено обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры, выбор инструментальных средств разработки и проектирования. СОА архитектура была выбрана в соответствии с проблемами, стоящими перед страховой компанией. Анализ средств проектирования и разработки позволил получить оптимальный набор продуктов для реализации поставленных в дипломной работе задач.
В п.п. 1.3 описаны методы и стандарты, используемые в ходе дипломного проектирования.
В п.п. 1.4 в соответствии с описанной в п.п. 1.3. моделью требований разработаны требования к реализуемому решению.
В п.п. 1.5 описан процесс моделирование бизнес-процессов для страховой компании. Представлены результаты анализа бизнес-процессов. Предложены новые схемы бизнес-процессов и представлены модели бизнес-процессов «как должно быть». Представлено сравнение результатов выполнения существующих процессов и процессов «как должно быть».
В п.п. 1.6-1.7 представлен процесс получения UML-диаграмм для реализуемых сервисов.
В п.п. 1.8 рассмотрен процесс создания базы данных. Представлены модели данных – логическая модель, физическая модель. На основе физической модели данных сгенерирована схема базы данных для СУБД IBM DB2.
В п.п. 1.9 представлена техника реализации выбранных сервисов. Представлены результаты тестирования сервиса.
Стратегический эффект может быть оценен при помощи следующих показателей:
1)Абсолютный показатель снижения годовой трудоемкости обработки информации в результате внедрения системы (∆Т).
2)Абсолютный показатель изменения годовых затрат на обработку информации в результате внедрения прототипа (∆С).
3)Относительные показатели снижения годовой трудоемкости и годовых затрат на обработку информации в результате внедрения системы:
Коэффициенты показывают какая часть затрат будет сэкономлена в результате автоматизации основных бизнес-процессов страховой компании.
Индексы показывают, во сколько раз снизятся соответствующие затраты при автоматизации основных бизнес-процессов страховой компании.
4)Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат на разработку и внедрение SOA-решения для основных бизнес-процессов страховой компании (Ер).
5)Срок окупаемости единовременных затрат на разработку и внедрение системы (Ток).