Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:35, контрольная работа
Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. В XX веке процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем, все более расширяясь, многие страны на других континентах. Не обошел стороной этот процесс и нашу страну.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Достоинства и ограничения различных теорий старости…………………4-7
2. Причины увеличения образования взрослых………………………………...7
2.1 Отличие андрагогики от традиционной педагогики.…………………….7-9
Список использованной литературы…………………………………………...10
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Достоинства и ограничения различных теорий старости…………………4-7
2. Причины увеличения образования взрослых………………………………...7
2.1 Отличие андрагогики от традиционной педагогики.…………………….7-9
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Процесс старения населения
- явление относительно новое. Он начался
непосредственно после так
Появилась практическая необходимость в теоретическом обосновании процесса старения. Теории принадлежит решающая роль, ибо она интерпретирует и обобщает опыт, информацию и результаты наблюдений и помогает предвидеть будущее. Теоретические концепции берутся во внимание при проведении социальной политики в отношении пожилых людей.
А так же современная социально-экономическая ситуация России прогнозирует увеличение значимости образования взрослого населения. В условиях абсолютного старения населения России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении.
Обозначилась смена представлений о взрослом как учащемся и о содержании образования, которое ему необходимо. Произошли серьезные изменения в структуре взрослых субъектов обучения, а так же принятие на себя образовательных функций учреждениями и организациями, для которых ранее это было несвойственно. Обществу стало понятно, что провозглашенная в предыдущие периоды специфика андрагога как носителя совершенно особых профессиональных умений и навыков требует практического воплощения, которое невозможно без специальной подготовки.
1. Достоинства
и ограничения различных
В научной литературе период пожилого возраста характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта, рядом новых свойств, не встречающихся на ранних этапах развития, описываемых зачастую с помощью теорий старения.
Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам.
Одну из первых попыток создать теорию социальной геронтологии сделали Э. Каминз и У. Генри (1961). Их система известна как теория разъединения: "Старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в ситуацию. Когда процесс старения завершается, существовавшее в среднем возрасте равновесие между личностью и обществом уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим взаимным дистанциированием и видоизмененным характером отношений". Эту теорию еще называют "теорией освобождения", так как в процессе старения происходит освобождение пожилых людей от социальных ролей. Этот процесс отчуждения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. В некотором смысле пожилые люди чувствуют себя более свободными, поскольку над ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.
Таким образом, в
данной теории описаны два вида расторжения
(отчуждения): социальное, связанное
с уменьшением числа и
Отклики на эту теорию последовали незамедлительно. Они были весьма критичны. Некоторые оппоненты называют данную теорию самой бесчеловечной. Критики предложили альтернативу, известную как "теория активности". Сторонники данной теории утверждают, что когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а наоборот заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, заниматься добровольной общественной деятельностью, работать на неполную ставку и т.д.), пожилые люди сохраняют свое психологическое спокойствие.
Таким образом, теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.
Другие теории имели целью истолковать и осмыслить социальные аспекты старости. Так, "теория меньшинств" рассматривает стариков как группу меньшинства в населении, что предполагает более низкий социальный статус, предубеждения и дискриминацию.
Теория субкультуры (А. Роуз) относит людей старших возрастов к некой субкультуре. Есть два важных момента, оправдывающих этот подход: во-первых, особая близость между людьми, принадлежащими к этой возрастной группе, и, во-вторых, их исключение из взаимодействия с другими группами населения. Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старших возрастов и их чувство общности дают основание для появления субкультуры старости. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости1. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремиться сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой "поле битвы" за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям. Нормальное, "успешное" старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.
Теория наименования и маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - это положение изгоев, удел которых - низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.
Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения, каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов. Отчуждения и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости - наступает как бы равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
Однако, по мнению некоторых авторов, наиболее плодотворной представляется теория возрастной стратификации. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Речь идет о концептуализации общества, разделенного в возрастном и социальном отношении. Эта теория помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, однако она делает упор также и на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Это предполагает, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.
Приходится констатировать, что существующие социологические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретической систематизации.
Рассмотренные социальные
теории старения весьма разнообразны,
вплоть до противоречия друг другу. Феномен
старения столь не однозначный процесс,
что не существует единой концепции
в социальной геронтологии. Существенен
и тот факт, что теории старения
возникают и развиваются в
тесном контакте с общим интеллектуальным
и культурным климатом общества. Теоретики
- "дети своего времени" и его
общественных отношений, что позволяет
рассматривать проблемы, которые
они изучают и вокруг которых
теоретизируют, в качестве проблем
определенного общества и определенного
времени. Иначе говоря, теории изменяются
и развиваются, ибо изменяется и
развивается объект их изучения - стареющие
люди. Таким образом, в современных
теориях старения имеется встроенный
двигатель изменений и
Социальные теории старения имеют практическое значение для социальной работы. Опираясь на различные теории, социальные работники вырабатывают программы адаптации к старости. Разнообразие теорий дает более емкое представление о процессе старения, что позволяет адаптировать программу адаптации к старости к индивидуальным потребностям индивида, тем самым, повышая уровень социального обслуживания пожилых людей.
2. Причины увеличения образования взрослых
Главной целью образования взрослых является формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сторонах общественной жизни.
Эта цель достигается
посредством удовлетворения конкретных
образовательных потребностей взрослых
обучающихся, которые можно свести
к нескольким группам, определяющим
основные задачи образования взрослых:
- получение общего среднего образования;
- приобретение или усовершенствование
профессиональных навыков;
- поддержание и улучшение здоровья;
- улучшение качества семейной жизни;
- сознательное участие в общественной
жизни;
- содержательное проведение досуга;
- развитие собственной личности.
На этой основе образование
взрослых сможет обеспечить удовлетворение
потребностей государства и общества
в компетентных работниках, законопослушных
гражданах, патриотах своей страны,
высоконравственных членах общества.
Благодаря своей гибкости, оперативности,
сравнительно небольшим издержкам образование
взрослых является той сферой образовательной
практики, которая способствует разрешению
политических, социально-экономических,
технологических и культурных проблем
общества в условиях дефицита средств,
времени и кадров.
2.1 Отличие андрагогики от традиционной педагогики
Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным, обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни.
В последние десятилетия внимание к андрогогике постоянно повышается в связи с повышением в обществе, как потребности, так и возможности многократного (постоянного) повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан, а также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового как составляющей здорового образа жизни и т.д., в связи с чем открываются курсы и даже факультеты по обучению не только взрослых работающих граждан, но и пенсионеров.