Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Арттерапия.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)



 

         

                  Графическое изображение результатов  предварительной диагностики по  выше указанным  методикам      

График 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 3

 

 

 

 

 

 

 

 

График 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графическое  изображение  результатов группы после проведённой             коррекционной работы     

 

График 1.2

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График  3.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 4.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Психологическая коррекция  острых кризисных состояний с  помощью арттерапии.

     Арттерапия служит  методом освобождения от конфликтов  и мощных переживаний; ускорителем  терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой"; средством развития внимания к чувствам, усиления чувства своей личной ценности и повышения художественной компетентности. В терапии искусством спонтанные рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Терапевты, специализирующиеся на терапии искусством, подчеркивают значимость понятия сублимации - непрямого ублажения антисоциальных импульсов.( 27.98)

     Руководители групп в области терапии искусством, как правило, поощряют свободные ассоциации членов групп и их пробы без помощи других найти значение собственных работ. Некие упражнения заключаются в совместной групповой работе, к примеру создание групповых фресок и создание всеобщего группового вида. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают огромного значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и изучить свои творения как без помощи других, так и с помощью других членов группы. Сначало терапия искусством применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время терапия искусством употребляется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и равномерно отдаляется от собственной психоаналитической первоосновы.

                          ПРОГРАММА  ТРЕНИНГА « МОЙ НОВЫЙ МИР».

Цель: формирование мотивации на преодоление острого кризисного состояния.

Задачи: а) изучить острое кризисное состояние на данном этапе;

             б) сформировать установку на  позитив;

             в) формирование мотивации на  преодоление острого кризисного  состояния;

            г) обучение способам решения проблемных ситуаций.

       Программа тренинга   рассчитана на месяц. Она базируется на трех блоках, имеющих строго определенные, но взаимосвязанные друг с другом задачи.

       Первый блок  направлен на оказание эмпатической поддержки,  раскрыть возможности для формирования  установки на позитив.

       На рассматриваемом  этапе решаются также задачи  знакомства членов группы друг  с другом и создания   микроклимата.

       Задачей второго  блока является создание установки  на преодоление кризиса. Входящий в него комплекс упражнений обеспечивает формирование установки на преодоление кризиса, а так же сплочение членов группы, способствует развитию у  них  эмпатии друг к другу, рефлексии.

         Третий  блок  включает в себя группу упражнений,  которые дают возможность участникам  приобрести способности к анализу и  решению своих проблем, частично или полностью избавиться от травмирующего опыта, освоить технологии саморазвития. Он предполагает коллективное творчество участников по проектированию направлений, программ и инструментария саморазвития.

             Деление программы на блоки  носит несколько условный характер, так как не существует четких  границ между ними. Каждый из  указанных блоков содержит некоторые  упражнения из других. Это обусловлено реализацией принципа системности в построении  цикла занятий тренинга, движением от простого к сложному. Кроме того, большая часть упражнений и игр имеет многоцелевое предназначение.

         Тренер  может вносить изменения в  содержание и последовательность упражнений в зависимости от особенностей группы, индивидуальных проблем,  результативности каждого дня занятий, настроя группы и многих других факторов. Длительность занятий 1,5-2 часа в день, пять дней  в неделю.

      Материальное и  дидактическое оснащение тренинга:

        1. Дидактические материалы:
  1. Раздаточные материалы.

      Раздаточные материалы представляют собой краткие  опорные конспекты содержания тренинга. Они распечатываются на отдельных листах бумаги. Каждый лист выдается после того, как разобрана соответствующая тема и выполнено упражнение. Основное назначение раздаточных материалов заключается в том, чтобы помочь участникам вспомнить упражнение и повторить его самостоятельно дома после окончания тренинга; В раздаточные материалы входят также комплекты методик по саморегуляции (количество экземпляров  по числу участников);

  1. запись со спокойной класической музыкой.

 

2. Материальное обеспечение

1) кресла - по числу участников тренинга;

  1. стол;
  2. флип-чарт;
  3. наборы цветной бумаги ;
  4.  ножницы ;
  5. клей ПВА ;
  6. ручки;
  7. пластелин;
  8.  карандаши цветные и простые (мягкие или полутвердые);
  9. деревяшки,камушки
  10. скотч – 1 шт.;
  11. белая бумага;
  12. бейджики – по числу участников;
  13. материал для коллажей;
  14. мел;
  15. краски;

 

    • Упражнение № 1 «Первое знакомство»

         Цель: представить участников рабочей группы друг другу.

         Нужное  время: 30 мин.

  •         Все участники оформляют свои бейджики - фломастером записывают на них свои имена (настоящие или вымышленные). Писать необходимо четко, крупным шрифтом. На бейджике можно сделать рисунок (символ или логотип). Далее участники по очереди (по кругу), начиная с тренера, представляют себя группе. Каждый должен назвать свое тренинговое имя, а потом рассказать о себе то, что считает целесообразным. мишень: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно провоцирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
  • ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУППЫ.

      Тренер для обеспечения  эффективности работы группы  предлагает ее участникам принять  свод правил. Основные, общепринятые  правила работы он называет  сам, а потом предлагает всем  высказать свое мнение (дополнить, уточнить или отказаться от каких-то из них).

Правила работы группы:

      1.Правило «купе»  или конфиденциальности. Правило означает неразглашение информации касающейся членов Т-группы за ее пределами. Оно необходимо для обеспечения безопасности (защищенности) участников тренинга.

      2.Правило активности  всех членов группы. Означает, что только активная работа всех и каждого члена группы может обеспечить эффективность занятий.

      3.Правило «стоп»  – это предоставление членам группы права отказаться от участия в каких-то отдельных упражнениях; отказаться отвечать на тот или иной вопрос. Оно, как и первое, вводится для обеспечения психологической защиты участников тренинга.

         4. Правило «здесь и сейчас».  Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в  момент их возникновения или осознания.

         5. Правило проявления эмпатии  к членам группы. Оно означает  авансирование позитивного отношения  ко всем участникам, безоценочное принятие  мнений, взглядов, поведения других; этику общения (не перебивать, не оскорблять, не воспитывать, говорить от себя и по существу); открытость.

    6. Правило равенства. Правило предполагает равенство всех членов группы, не зависимо от положения в обществе, возраста, пола и т.д.; общение на ТЫ и по имени.

    7. Не опаздывать. Оно является обязательным, так как опоздания отдельных участников отвлекает от работы всю группы.

                                        Упражнение № 2 « Мое воображение»

Цель: Это упражнение провоцирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

нужное время: 1,5 часа.

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски либо пластилин.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

 Процедура:Каждый член группы  имеет в собственном распоряжении  много бумаги и цветных карандашей. Используйте одну-две минуты, чтоб  осознать чувства и чувства, которые  появляются в этот момент. Забудьте  об искусстве и не пытайтесь  быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие- нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные полосы и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попыта тесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы окончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта испробуйте остальные материалы, к примеру краски, мел, пластелин. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и пытайтесь в собственной работе найти информацию для себя.

Релаксация.

                                                    Упражнение № 3 «Рисование с партнером»

Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений.

нужное время:  1,5 часа. Материалы: Бумага, цветные мелки либо карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтоб управляющий имел опыт в терапии искусством.

Процедура: Выберите напарника. Положите меж собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Пристально посмотрите друг другу в глаза и потом спонтанно начинайте рисовать, пытайтесь выразить свои чувства. Если вы желаете общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о всех эмоциях, которые у вас вызывает набросок напарника. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели меж тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. 
Постарайтесь узнать что-то о собственном партнере.

Релаксация.

                              Занятие № 4 «Групповое рисование»

Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает изучить ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на личный опыт. Нужное время: 2  часа.

Материалы: Бумага, цветные ручки либо карандаши.

Подготовка: управляющий обязан обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.

Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки либо карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь принципиальное для себя. По сигналу управляющего группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый набросок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что желаете. По сигналу передайте этот набросок налево и получите набросок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот набросок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что остальные изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что желаете. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

Релаксация.

                              Занятие  № 5« Мой пластилиновый мир»

Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, провоцирует творчество. Оно также изучит ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

нужное время: 2 часа.

Материалы:  пластилин.

Подготовка: управляющий обязан иметь опыт в групповой динамике.

Процедура: Каждый член группы получает большой ком глины (Rhyne, 
1973). Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте либо клавесине для сотворения мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы - один из пяти либо 11 человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина - сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми очами работайте с глиной и отдайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите её на столе совместно с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Вместе с партнерами подгруппы с открытыми очами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас появились чувства относительно остальных членов группы, выскажите их либо выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.

Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний