Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 10:00, курсовая работа
Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности взаимодействия родителей и подростков 13
1.4 Особенности физиологического и психологического развития подростков 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1. Методология и организация исследования 21
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Курсовая - Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков.doc
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности
взаимодействия родителей и
1.4 Особенности
физиологического и
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1.
Методология и организация
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др. Одной из актуальной тем в исследования подросткового возраста является вопрос о влиянии психологического климата в семье, типа семейного воспитания на личность подростка, на его отношение к себе и жизни в целом. Семья выполняет множество различных функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Также семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при его взаимодействии с внешним миром. Близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и функция этих отношений меняется, но их значимость остается постоянно высокой. Значение семьи для взрослых и детей совершенно разное. Взрослые создают семью по собственному выбору и решению, которое они совершают в зрелом размышлении и в сознательном возрасте. Для ребенка же все это - предыстория его существования, поэтому любая ссора взрослых воспринимается ребенком как разрушение среды обитания».
Проблема семейного воспитания очень привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания, как в полных, так и в неполных семьях рассматриваются социологами, психологами, педагогами и психотерапевтами. Изучаются сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Объект исследования – мотивация к успеху у подростков
Предметом исследования являются взаимосвязь типов семейного воспитания и мотивацией к успеху у подростков.
Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования с целью выявления взаимосвязи стилей семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить психологическую,
2) подобрать необходимый
3) провести эмпирическое
4) осуществить анализ и
Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания.
Методики исследования. Для диагностики использовались следующие методика: тест «Стратегия семейного воспитания» (Л.А. Богатова); методика «Диагностики мотивации к достижению успеха» (Т.Элерса) для диагностики мотивации к успеху.
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [10, С.13].
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью.
Интегральный показатель
функционирования семьи, который отражает
качественную сторону социально-
Этот показатель разделяет все семьи на два основных типа:
1) благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны как внутренними противоречиями, так и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнидеятельности в социуме, соответственно:
1. с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи;
2. с тем, что собственные представления о семье не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к ней социум на данном этапе развития;
2) неблагополучные семьи. Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворительных потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общественно-социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у родителей зачастую появляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жесткость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на:
- конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновения, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции и состояния. Брак может сохраняться длительное время благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим факторам.
- кризисные семьи. Противостояния интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает разные сферы жизнидеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношения друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на гране распада.
- проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака [10].
Таким образом, как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт. И, как правило, в неблагополучных семьях проявляются подростки с дисгармонизациями характера.
Зачатки семейного воспитания возникли
еще во времена мезолита. Как сформировавшийся
социальный институт семейное воспитание
стало функционировать в эпоху
Древнего мира. С разрушением традиционного
общества воспитательная функция семьи
уменьшается. Оценка социальной роли семейного
воспитания не всегда была однозначной.
Некоторые ученые (среди них такие
титаны науки, как Платон, Т. Кампанелла,
Ш. Фурье), считали, что семейное воспитание
по своему воздействию уступает общественному
воспитанию и даже негативно влияет
на становление личности ребенка [14].
Вместе с тем гуманисты эпохи
Возрождения ратовали за приоритет
семейного воспитания. Высокое педагогическое
предназначение семьи утверждали И.Г.
Песталоцци, Г. Спенсер, В.Г. Белинский,
А.И. Герцен, П.Ф. Лесгафт и другие
великие педагоги и мыслители
Нового времени. Отношение общества
к воспитательной роли семьи колебалось
в зависимости от типа социально-экономических
отношений. По Л.А. Беляевой, тип моделей
педагогической деятельности, ориентированной
на объективно-всеобщее (теоцентрический
– средневековье, социоцентрический
– авторитарное государство), умалял
значение семейного воспитания, а
педагогическая деятельность с субъективно-индивидуальной
ориентацией (натуроцентрическая и
антропоцентрическая модели, характерные
для демократического общества) рассматривает
семью как важнейший
Натуроцентрическая модель питалась идеями природосообразности Демокрита, Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, теорией бессознательных влечений З. Фрейда и его последователей (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен). В основе антропоцентрической модели – взгляды П. Мирандола, Э. Роттердамского, Ф. Рабле, мыслителей зпохи Возрождения, утверждавших самоценность человеческой личности, идеи И. Канта и И. Фихте, философов -экзистенциалистов ХХ в. (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.), достижения современной западной педагогики (К. Роджерс, И. Иллич, С.Х. Паттерсон, А. Комбс и др.) [5, с. 72-83].
В Советском Союзе
Современная отечественная педагогика
рассматривает семью как
Однако в реальной жизни продолжается снижение воспитательного потенциала семьи в обществе. В современных условиях коммерциализации культурно-досуговых учреждений, сокращения числа внешкольных учреждений, отсутствия необходимой инфраструктуры в сельской местности, в районах городских новостроек роль семьи в воспитании должна возрастать. К сожалению, наблюдается иная картина. Растет детская беспризорность. Во многих семьях дети предоставлены самим себе. В лучшем случае родители надеются на государственные и общественные институты, деятельность которых связана с воспитанием (образовательные учреждения, творческие объединения с техническим, художественным, спортивным и т.п. уклоном). Достаточно часто, особенно в последние годы, ребенок оказывается брошенным при формальном наличии семьи, попадает в антикультурную, антипедагогическую среду, формирующую бездуховность, которая проявляется в асоциальном поведении, алкоголизме, наркомании, суициде.
Особенно явственно тенденция
к снижению воспитательной роли семьи
проявила себя в 90-е годы прошлого века.
Это обусловлено целым рядом
объективных и субъективных причин.
В основе объективных причин лежит
обнищание большинства семей
в результате социально-экономических
преобразований в стране, социальный
пессимизм в обществе, ощущение многими
его членами потери смысла жизни,
недоверие к властям, стремление
к самоизоляции от окружающего мира,
ограничение в коммуникативном
общении. Этими объективными факторами
порождены некоторые
К негативным тенденциям следует добавить
неуклонный рост разводов, увеличение
числа неполных семей, что затрудняет
выполнение родителями педагогических
функций. Л.А. Беляева справедливо
подмечает еще один фактор, негативно
влияющий на воспитательную роль семьи:
уменьшение количества детей в семье,
что ведет к обеднению
Информация о работе Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков