Взаимосвязь эго - идентичности и личностной зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:41, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Феномен зрелости представляет собой междисциплинарный предмет научных изысканий. Проблема зрелости человека – комплексная проблема научного знания психологии, биологии, медицины, социологии, философии и других наук о человеке. В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости, по признанию многих авторов, является личностная зрелость.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Широкое и разнообразное использование терминов «зрелость личности», «личностная зрелость» в обыденной жизни и научных источниках, значительный интерес к проблемам зрелости в русле отдельных отраслей психологии, частое обращение к проблемам зрелости в связи с исследованием других психологических феноменов сочетаются с отсутствием в общей психологии и психологии личности самостоятельных исследований личностной зрелости, решающих задачи комплексного, системного описания этого феномена с точки зрения наиболее общих закономерностей, механизмов его существования и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

shlyapnikova_irina_andreevna.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

 

Шляпникова Ирина Андреевна

 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

 

 

 

Специальность 19.00.01 – «Общая психология,

психология личности, история психологии»

 

 

А В Т О Р Е  Ф Е Р А Т

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата психологических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2010

 

Работа выполнена на кафедре  психологии развития ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

 

Научный руководитель –

доктор психологических  наук, доцент

Солдатова Елена  Леонидовна.

Официальные оппоненты –

доктор психологических наук, доцент

Чумаков Михаил Владиславович,

 

кандидат психологических наук, доцент

Рыльская Елена  Александровна.

Ведущая организация  –

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет».


 

Защита состоится 11 сентября 2010 г., в 13 часов, на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 в Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, ауд. 1001.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус 3д.).

 

Автореферат разослан 11 августа 2010 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических  наук                                            Ю.В. Всемирнова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования. Феномен зрелости представляет собой междисциплинарный предмет научных изысканий. Проблема зрелости человека – комплексная проблема научного знания психологии, биологии, медицины, социологии, философии и других наук о человеке. В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости, по признанию многих авторов, является личностная зрелость.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Широкое и разнообразное использование терминов «зрелость личности», «личностная зрелость» в обыденной жизни и научных источниках, значительный интерес к проблемам зрелости в русле отдельных отраслей психологии, частое обращение к проблемам зрелости в связи с исследованием других психологических феноменов сочетаются с отсутствием в общей психологии и психологии личности самостоятельных исследований личностной зрелости, решающих задачи комплексного, системного описания этого феномена с точки зрения наиболее общих закономерностей, механизмов его существования и развития.

Имеющиеся в психологии упоминания о связи зрелости и  эго-идентичности и отсутствие исследований, посвященных изучению соотношения этих феноменов на уровне структурных особенностей и закономерностей функционирования, также свидетельствует об актуальности диссертационного исследования, направленного на решение этих задач.

Очевидно и другое. Реалии бытия современного человека характеризуются динамичностью и стремительностью преобразований во всех сферах жизни. Активно развивающееся современное общество предъявляет повышенные требования к личности, оно нуждается в гражданах, которые являются творцами собственной жизни и способствуют инновациям и развитию мироустройства. Таким образом, изучение сущностных особенностей, структуры, механизмов и закономерностей формирования зрелой личности позволит понять условия эффективного существования человека в изменяющемся мире и содействовать развитию общества в целом, поскольку только зрелая личность способна творить гармоничный мир вокруг себя.

Степень научной  разработанности проблемы. Проблема личностной зрелости (далее ЛЗ) изучается в русле таких отраслей психологии как акмеология, психология развития, психология личности. Вопросы формирования и развития зрелой личности затрагиваются в трудах зарубежных и отечественных исследователей – Э. Эриксона, Г. Олпорта, К. Роджерса, Ф. Перлза, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, П.М. Якобсона, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Кона, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся, Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.М. Русалова, А.А. Реана, Д.А. Леонтьева, Е.Л. Доценко.

Вместе с тем, анализ научных публикаций позволяет констатировать, что в современных психологических исследованиях проблема ЛЗ редко становится самостоятельным предметом изучения. Вопросы зрелости личности чаще рассматриваются в контексте других психологических проблем – доверия (Т.П. Скрипкина), профессионально-личностной реадаптации в условиях проживания кризиса (Г.Г. Горелова), жизненных отношений (Е.Б. Старовойтенко), отношения к собственности (О.Н. Маркова) и к деньгам (М.Ю. Семенов), конфликтности (И.Н. Свириденко), эффективного родительства (Е.А. Нестерова) и т. д.

Идея возможной связи  феноменов идентичности и ЛЗ имплицитно существовала в психологии, однако как самостоятельная эта проблема никогда не изучалась. Отдельные  вопросы взаимосвязи указанных  психологических конструктов обсуждаются  в работах зарубежных исследователей в контексте проблемы формирования психосоциальной зрелости личности. В этом русле достигнутая эго-идентичность выступает одним из критериев зрелости личности (E. Greenberger, R. Josselson, D. McAdams), либо процессы формирования зрелости и идентичности отождествляются, и зрелость личности трактуется как сформировавшаяся эго-идентичность (D. Oyserman).

В отечественной психологии вопросы взаимосвязи ЛЗ и идентичности поднимаются в рамках проблемы субъектности. Показатели развития человека как субъекта выступают критериями ЛЗ и в то же время результатом интегративной работы идентичности (Н.Е. Харламенкова).

Однако ясных и точных взаимосвязей между феноменами ЛЗ и  идентичности не установлено. Существуют лишь косвенные свидетельства, позволяющие предположить общность природы и направленности процессов формирования ЛЗ и идентичности (J. Marcia, J. Loevinger, E. Greenberger, G.R. Adams, S. Marshall, M. D. Berzonsky, T.E. Serafini, P. Oles, J.A. Goldman, P.V. Olczak, В.А. Петровский, Н.В. Антонова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова, Е.А. Сергиенко, В.Ф. Сафин, О.О. Савина и др.). Необходимо дальнейшее исследование взаимосвязи этих феноменов на уровне их сущностных и структурных особенностей.

Таким образом, выявлены противоречия:

1) между значительным интересом к проблемам личностной зрелости в русле отдельных отраслей психологии, традиционным обращением к личностной зрелости в связи с исследованием других психологических феноменов и отсутствием в общей психологии и психологии личности фундаментальных исследований личностной зрелости, решающих задачи комплексного, системного описания этого феномена с точки зрения наиболее общих закономерностей, структурных особенностей, механизмов его существования и развития;

2) между отдельными упоминаниями о соотношении личностной зрелости и идентичности и недостаточной эмпирической изученностью взаимосвязи этих феноменов.

Связанные с этим научно-исследовательские проблемы можно сформулировать следующим образом.

  1. Отсутствует системное описание феномена личностной зрелости в общепсихологическом плане на уровне состава, структуры, наиболее общих закономерностей развития и функционирования, в связи с этим требует уточнения понятие личностной зрелости.
  2. Не исследована связь между психологическими конструктами личностной зрелости и эго-идентичности.

Цель: выявить особенности взаимосвязи эго-идентичности и личностной зрелости.

Объект: личностная зрелость и эго-идентичность.

Предмет: взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости.

Цель конкретизируется в следующих задачах.

  1. Разработать теоретическую модель конструкта ЛЗ с позиции концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека.
  2. Выделить и обосновать психодиагностические критерии ЛЗ.
  3. Выявить структурные особенности ЛЗ.
  4. Выявить особенности психологического содержания ЛЗ при разных статусах эго-идентичности. Определить роль эго-идентичности в структуре ЛЗ.
  5. Выявить возрастную специфику взаимосвязи эго-идентичности и ЛЗ.
  6. Сформулировать принципы психологического сопровождения процессов достижения ЛЗ в практике психологического консультирования.

В результате теоретического анализа были сформулированы следующие гипотезы.

1. В состав ЛЗ входят личностный (система ценностей, направленность и т.д.), рефлексивный (достигнутая эго-идентичность) и функциональный (способность личности к самоорганизации) компоненты.

2. Значимым компонентом ЛЗ является эго-идентичность. Статус эго-идентичности определяет психологическое содержание ЛЗ.

3. Взаимосвязь эго-идентичности и ЛЗ имеет возрастную специфику и определяется возрастными задачами развития взрослого человека.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическим основанием работы являются принципы системного подхода как общенаучной исследовательской парадигмы (И.Б. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.В. Сетров) и их реализация в психологии (Б.Ф. Ломов, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, В.Е. Клочко); на общепсихологическом уровне – концепция комплексного человекознания Б.Г. Ананьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория эго-идентичности Э.Э. Эриксона, гуманистические и экзистенциальные теории личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); частно-научная основа исследования – концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой, работы Д.А. Леонтьева, направленные на изучение вопросов личностного роста, развития личностного потенциала в русле концепции смысловой регуляции, современные акмеологические теории развития личности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.А. Реан).

Методы исследования. На этапе теоретической проработки проблемы применялись методы теоретического анализа, обобщения, теоретического моделирования. Организация эмпирического исследования основана на методе поперечных срезов.

Для математической обработки  и анализа данных на разных этапах исследования использовались методы корреляционного, кластерного, дисперсионного и факторного анализа, методы изучения значимости различий с помощью параметрических и непараметрических критериев. Все расчеты проводились с помощью компьютерных программ Excel и SPSS.

Методики исследования. Для диагностики составляющих личностного компонента ЛЗ использовались: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич, модифицированный вариант), «Опросник терминальных ценностей, ОТеЦ (И.Г. Сенин).

Для изучения особенностей эго-идентичности как рефлексивного компонента ЛЗ использовался «Тест статусов и структуры эго-идентичности», СЭИ-тест (Е.Л. Солдатова).

Диагностика составляющих функционального компонента ЛЗ осуществлялась с помощью методик «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), «Самоактуализационный тест», САТ (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская), «Тест смысложизненных ориентаций», СЖО (Д.А. Леонтьев), авторская методика «Симптомы нормативного кризиса», СНК.

Этапы исследования.

I этап – 2001–2006 гг. Анализ основных теорий и подходов к изучению ЛЗ, определение методологических основ изучения проблемы, эмпирическое исследование отдельных аспектов проблемы взаимосвязи эго-идентичности и ЛЗ.

II этап – 2007 г. теоретическое моделирование конструкта, постановка целей и задач исследования, формулирование гипотез, определение психодиагностических критериев ЛЗ, подбор диагностического инструментария, проведение пилотажного исследования.

III этап – 2008–09 гг. Сбор, обработка, обобщение и интерпретация эмпирических данных.

IV этап – 2010 г. Подведение итогов эмпирического исследования, уточнение отдельных теоретических положений.

Эмпирическая  база исследования. Всего на различных этапах исследования респондентами выступили 356 человек в возрасте от 20 до 55 лет, из них 165 мужчин и 191 женщина. Выборка репрезентативна в отношении ключевых для эмпирического исследования переменных и основных социально-демографических характеристик.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась теоретико-методологической обоснованностью программы исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; сочетанием количественных и качественных методов сбора и анализа данных; репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки; корректным применением методов математической обработки и анализа данных; использованием компьютерных статистических программных пакетов.

Научная новизна  исследования характеризуется следующим. 1. Сформулировано понятие, разработана теоретическая модель конструкта ЛЗ, позволяющая целостно описать состав, структуру, динамические особенности ЛЗ. 2. Разработана и теоретически обоснована система критериев для диагностики ЛЗ с позиции комплексного, системного подхода. 3. Эмпирически определена структура ЛЗ, образованная системой взаимосвязей между составляющими личностного, рефлексивного и функционального компонентов; доказано, что эго-идентичность занимает в структуре ЛЗ значимое место. 4. Получены новые данные о возрастной специфике взаимосвязи эго-идентичности и ЛЗ. Выявлено, что на каждом возрастном этапе взаимосвязь эго-идентичности и ЛЗ имеет свои особенности, которые определяются задачами развития взрослого человека. 5. Сформулированы принципы психологической работы, направленной на достижение взрослым человеком ЛЗ, с учетом разработанного конструкта ЛЗ.

Теоретическая значимость исследования. 1. Наполнено конкретным психологическим содержанием понятие ЛЗ с позиции концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека. 2. Систематизированы и расширены теоретические представления о составе и структуре ЛЗ, о месте эго-идентичности в структуре ЛЗ. 3. Теоретические положения о возрастной специфике взаимосвязи эго-идентичности и ЛЗ дополняют имеющиеся в психологии представления о развитии личности взрослого человека.

Информация о работе Взаимосвязь эго - идентичности и личностной зрелости