Влияние воображения на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей воображения младших школьников.
Объект исследования: воображение и творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Задачи:
1. Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников;
2. Обобщить и систематизировать материал;
3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников;
4. Провести анализ полученных в ходе экспериментальной работы результатов;
5. Сделать выводы.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятий воображения и творческих способностей младших школьников. 4
1.1. Понятие воображения. 4
1.2.Виды воображения. 6
1.3. Функции воображения. 9
1.4. Воображение и творчество. 11
Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников. 14
2.1. Психические особенности детей младшего школьного возраста. 14
2.2. Воображение и творческие способности младших школьников. 19
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 23
3.1. Организация, методы и методики исследования особенностей творческих способностей и воображения в младшем школьном возрасте 23
3.2. Результаты экспериментального исследования особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 29
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Карташева.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

 6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

 8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом [6, с.197]. 

Выводы  об уровне развития: 

5 уровень - 10 баллов — очень высокий.

4 уровень - 8-9 баллов — высокий.

3 уровень - 4-7 баллов — средний.

2 уровень - 2-3 балла — низкий.

1 уровень - 0-1 балл — очень низкий. 
 
 
 
 
 
 

 

3.2. Результаты экспериментального исследования особенностей творческих способностей и воображения младших школьников.

    Методика №1. «Вербальная фантазия» (речевое воображение).

Уровень

(баллы)

Младшие школьники Старшие дошкольники
человек % человек %
1 уровень(0-1) 0 0% 3 20%
2 уровень(2-3) 1 6.7% 4 26.6%
3 уровень(4-7) 4 26.7% 4 26.6%
4 уровень(8-9) 5 33.2% 3 20%
5 уровень(10) 5 33.2% 1 6.7%

       

      Методика 2. «Рисунок»

Уровень

(баллы)

Младшие школьники Старшие дошкольники
человек % человек %
1 уровень(0-1) 0 0% 3 20%
2 уровень(2-3) 0 0% 5 33.3%
3 уровень(4-7) 6 40% 5 33.3%
4 уровень(8-9) 5 33.3% 2 13.3%
5 уровень(10) 4 26.7% 0 0%

 

          Методика 3. «Скульптура»

Уровень

(баллы)

Младшие школьники Старшие дошкольники
человек % человек %
1 уровень(0-1) 1 6.7% 4 26.7%
2 уровень(2-3) 2 13.3% 3 20%
3 уровень(4-7) 5 33.3% 3 20%
4 уровень(8-9) 3 20% 3 20%
5 уровень(10) 4 26.7% 2 13.3%

   Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • дети  младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету;
  • у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
  • у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла. Рассказы отличаются необычностью, оригинальностью, детализированностью образов.
 

   Способы оценивания развитости воображения  ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

 

Заключение

      Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и связано с деятельностью организма. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

      Раскрыты особенности  творческих способностей и воображения  младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      Проведено исследование воображения как творческого  процесса. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.  

      Полученные  результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста появляется широко развернутая предметная среда дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; развивается креативное мышление художественного и метафорического типа.           

У младших школьников воображение развивается интенсивнее, чем у дошкольников и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление. Творчески мыслящий человек способен быстрее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом . 

Список  литературы

 
  1. Выготоский  Л.С. Воображение и творчество в  детском возрасте: Психол. очерк [Текст] / Л.С. Выготоский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
  2. Гоноболин Ф.Н. Психология [Текст] /  Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение,1973.
  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения [Текст] / О.М. Дьяченко- М.: 1996.
  4. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего   школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00082754_1.html
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами матем. статистики. – 640с.
  7. Шрагина Л.И. Логика воображения: Уч. пособие [Текст] / Л.И. Шрагина. – М.: Народное образование, 2001. – 192с.
  8. Психические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psihologu.info/content/view/153/16/

Приложение


Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте