Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая полностью.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Стадия  предыгры (от рождения до 3х лет) – происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия  игры (от 3х до 6-8 лет) – происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)

Стадия  овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) – интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п.

Стадия  оптации (от лат. optatio – желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения является оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, «оптация – это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии».

Так же, по мере своего развития и взросления, профессионального  определения и вхождения в  профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит следующие  стадии, характеризующие степень успешности развития личности в профессиональной деятельности:

Стадия  адепта – профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия  адаптанта – вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.

Стадия  интернала – вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

Стадия  мастера – когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Стадия  авторитета – работник лучший среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.

Стадия  наставника – высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.

В свою очередь, освоение человека в профессии не происходит одномоментно. А.К. Маркова выделяет  основные этапы освоения человека в профессии:

  1. Адаптация человека к профессии.
  2. Самоактуализация человека в профессии – выработка индивидуальной профессиональной нормы.
  3. Гармонизация человека в профессии – человек легко выполняет задания по освоенным технологиям.
  4. Преобразование, обогащение человеком своей профессии - уровень творчества (значительную роль на этом уровне играет индивидуальный стиль деятельности).
  5. Этап свободного владения несколькими профессиями – специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником. [15, 18, 19].

Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала. В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы под термином «профессионализм» подразумевают высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер. [9, 10, 17].

Таким образом, сложность труда, диктующая необходимость длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим дифференцировать профессиональную деятельность от простого трудового занятия. В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление свойства, отражающего степень индивидуальных возможностей решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Таковым свойством является индивидуальный профессионализм. Таким образом, под профессионализмом нами понимается свойство человека, выполняющего сложную, не всем доступную работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. В феномене профессионализма отражена такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Поэтому, в общем случае, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах:

1) как продукт индивидуального  профессионального развития человека;

2) как продукт развития  профессионального сообщества и  профессии как социального института. [9, 10, 17].

Мы рассматриваем профессионализм  как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и  в общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма:

1. допрофессионализм – человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

2. профессионализм – человек – профессионал. Стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

3. суперпрофессионализм – творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений;

4. непрофессионализм, псевдопрофессионализм – внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек производит либо много «брака», либо сам деградирует как личность;

5. послепрофессионализм – человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс - профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

Этап творческого определения  себя как личности – профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы. [15, 18, 19].

Существуют определенные психологические механизмы профессионального  развития. Психологические исследования развития взрослого человека в рамках профессии (профессиональной деятельности), в основном, акцентируют свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях, возникающих в этом процессе. Таких как профессиональное самоопределение, появление новых знаний, умений и навыков, последовательность (стадиальность) становления различных форм профессионализма, способы планирования карьерного роста, накопление неповторимого опыта, развитие специальных способностей и многое другое (Е.А. Климов, 1996; А.А Бодалев, 1993; Я.Л. Коломинский, 1986; Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, 1991). В качестве примера можно привести быстрое развитие личностной рефлексии у начинающих психологов-практиков по сравнению с педагогами (Оборина, 1995). При таком взгляде феномен "профессионального развития" (развития в связи с нарастающей профессионализацией) представляет собой становление специализированных новообразований в различных сферах психики: в познавательной сфере, мотивации, системах регуляции поведения и деятельности и т.д.

Не секрет, что, так  же как и другие индивидуальные особенности  личности на профессионализм влияет уровень мотивации. Обоснована необходимость  использования новых методов  оценки профессиональной мотивации  для определения индивидуально своеобразных характеристик ценностно-смысловых конструктов различных мотивов, особенности субъектной рефлексии в раскрытии содержательных сторон побудительной активности индивида.  
В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов. О роли "мотиваторов" - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения. 
В практической психологии влияние мотивации на уровень профессиональной пригодности рассматривается в двух аспектах: во-первых, с точки зрения измерения эффектов воздействия тех или иных мотивов на процесс достижения профессиональных результатов и, во-вторых, с позиции регулирующей функции мотивов в формировании заданного уровня профпригодности.  
Особое внимание изучению мотивационой сферы личности придается в процедурах выявления и оценки пригодности молодежи по своим индивидуально-психологическим характеристикам к определенным профессиям, т.е. при проведении профессиональной ориентации и психологического отбора. Из всей совокупности профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной профессии и последующей трудовой деятельности, одно из основных значений придается системе ценностных ориентиров конкретного человека, направленности и интенсивности побудительных сил, устремлений на достижение ближайших и отдаленных целей в развитии и реализации субъекта деятельности. [4]. 
При оценке уровня профессионализма субъекта труда целесообразно выделять две группы критериев. Первая группа – внешние (объективные) критерии, ориентированные на оценку результативности выполнения профессиональной задачи. Вторая группа – внутренние, психологические критерии, характеризующиеся следующими показателями: а) ПВК – профессионально важные качества, профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способность к саморегуляции и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность. Внешним показателем профессионального роста субъекта профессиональной деятельности, является повышение эффективности его труда. Для большинства видов профессиональной деятельности эффективность достаточно полно описывается аддитивной функцией, включающей следующие частные критерии: экономические; социальные; психологические и «клиентоцентрированные» (в частности применительно к психологам-профессионалам). [9, 10, 17].

 

1.5. Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов

На формирование личности профессионала влияют не только способности  и мотивация. На него влияет целый  спектр индивидуальных психологических  особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами.

Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу.

Мы считаем нужным отметить, какими качествами должен обладать профессиональный школьный психолог, а также психолог консультант.

В общем виде можно  составить следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог:

  1. Внимательность, стремление понять позицию других
  2. Дружелюбие, общительность
  3. Способность стать лидером
  4. Вежливость, обходительность
  5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям
  6. Жизнерадостность
  7. Терпеливость, упорство
  8. Большое чувство ответственности
  9. Способность выполнять работу, полную разнообразия
  10. Энтузиазм в трудовой деятельности
  11. Тщательность действий
  12. Схватывание новых идей, самостоятельность суждений
  13. Аккуратность и последовательность в работе
  14. Способность к планированию своего будущего
  15. Способность к устным высказываниям
  16. Хорошая память
  17. Способность обучать других
  18. Умение заботиться о больных
  19. Умение заботиться о посторонних [16].

Безусловно, многими из вышеперечисленных качеств должны обладать и представители различных  других профессий, но мы в нашей работе сделали предположение, что учащиеся психологического лицея, планирующие получить психологическое образование и заниматься психологической практикой, обладают рядом психологических особенностей, характерных только для выбранной ими профессии. Одной из задач нашего исследования было выявить, склонны ли учащиеся, выбирающие профессию психолога и обладающие необходимыми психологу в работе качествами, к выбору психологической деятельности как своей будущей профессии;

На территории России, а также за рубежом проводились  исследования, в той или иной мере рассматривающие данную точку зрения.

Еще в 20-е гг. в Харькове была предпринята попытка изучить индивидуально-психологические предпосылки успешности деятельности психолога-экспериментатора: 1) вербальные способности понимать речь (владеть ею) и 2) психоспективные, т. е. способности к наблюдению (самонаблюдению и длительному сосредоточению внимания). [1, 3].

По мнению профессора К.А. Рамуля, спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности (сюда включаются память, творческое мышление, фантазия, наблюдательность), отдельные черты личности, такие, как энтузиазм, прилежание, способность к критике и самокритике, дисциплинированности, беспристрастие и умение ладить с людьми, которое особенно важно для педагога и руководителя научного коллектива,— являются характерными для деятельности любого ученого (теоретика, экспериментатора, эксперта, психодиагноста и т. п.)  
Поскольку предложенный украинскими психологами набор качеств психолога-экспериментатора входит в перечень характеристик ученых, то, по мнению К.А. Рамуля, нет оснований предполагать наличие специальных способностей психологов. [20]. 
При более корректном способе доказательств существования индивидуально-психологических предпосылок успешности деятельности психолога, принятом в дифференциальной психологии, достаточно обнаружить существование различий между группами профессионалов-ученых и объяснить природу этих различий. 
Анализ работ американских ученых, проведенных А. Рое по данной проблеме, показали существование таких различий. Объектами изучения были выдающиеся американские ученые: 20 биологов, 22 физика, 14 психологов и 8 антропологов. Данные собирались с помощью специально созданных тестов высокого уровня для вербальных, числовых и пространственных способностей, Роршаха, ТАТ, подробных интервью. Последние касались данных, относящихся к истории жизни, а также мнения самого опрашиваемого о факторах его раннего развития и выбора специальности. Анализ ответов на проективные тесты (Роршаха и ТАТ) говорит о ряде особенностей, дифференцирующих разные группы ученых. Физики, например, показали большую интеллектуальную и эмоциональную энергию, часто не вполне хорошо контролируемую. Социально они были плохо приспособлены. Психологи, напротив, обнаружили тенденцию к зависимости от родителей, связанную с чувством вины и несчастья. Обнаружена также большая чувствительность, некоторая агрессивность, сопротивление авторитетам и большой интерес к человеку. [2, 5, 6]. 
В рамках факторного подхода к исследованию латентных форм организации черт личности использование тест-опросников типа 16 FР для анализа различий между представителями различных профессиональных групп также подтвердило не только существование различий в определенных стратегиях поведения профессионалов-психологов и представителей других профессиональных групп, но и внутри данной группы. 
Сходство данных профессиональных подгрупп в определенных стратегиях поведения задается конфигурацией трех факторов: готовности к контактам, умений поддерживать контакты, общей интеллектуальностью. Различия — наличием или отсутствием в профиле портрета дополнительного фактора ненасыщаемости контактами с другими людьми. 
Неслучайно при экспертных опросах психологов многие из них выделяют способность практически решать задачи на общение (талант общения как специальную способность именно психологов). 
В структуре этой способности можно теоретически вычленить пять ее главных составляющих:

Информация о работе Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала