Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей.
2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей.
3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.
4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние родительских отношений на девиантное поведение подростков.docx

— 199.77 Кб (Скачать файл)

3. В семье 03 - V параметр  «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье 04 - III параметр, симбиоз: родитель ощущает  себя с ребенком единым целом, стремится удовлетворить все  его потребности, ощущает тревогу  за ребенка, старается оградить  от трудностей жизни.

5. В семье 05 - III параметр, симбиоз.

6. В семье 06 - II параметр, социально желательный  образ: родители заинтересованы  в делах и планах ребенка, стараются  помочь ему, поощряют инициативу  и самостоятельность.

7. В семье 07 - IV параметр, гиперсоциализация.

8. В семье 08 - III параметр, симбиоз.

9. В семье 09 - V параметр  «маленький неудачник», инфантилизация.

10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей.

По II - 1 семья, 10%, 06

По III - 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

По IV - 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

По V - 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это - гиперсоциализация, инфантилизация.

Сравнив результаты теста - опросника и теста КРС я сделала следующую таблицу, в которой проанализировала данные проведенных тестов (см. табл.).

 

Код

Семья

Состав семьи

Сводная характеристика семьи

 

1

Саша 11 лет

Полный

В семье придерживаются «строгих» правил, отношения эмоционально не «теплые», ребенок как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован. У мальчика выраженный тревожно-мнительный характер, что подтверждает рисунчатый тест, причем, на фоне благоприятной семейной обстановки.

ОН в классе попал под влияние неформального лидера, блин, который является инициатором срыва уроков, мелких шалостей. Саша сам активно не участвует, но разделяет. Когда классный руководитель предупредил, что сообщит родителям, то Саша очень просил этого не делать, до конца этой недели ежедневно подходил и уточнял, что он исправился и не пойдут ли к нему сегодня.

 

2

Коля 12 лет

Полный

Общение в семье строятся на чрезмерной опеке. К любым достижения сына родители относятся не серьезно, занижают его возможности. Несмотря на грубость сына, с ним «сюсюкаются». У мальчика наблюдается ярко выраженная враждебность по отношению к родителям (делает все наперекор, грубит). В этой семье, в рисунчатом тесте ребенок набрал самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации.

Агрессивность на уроках, инициатор драк и конфликтов, желание доказать родителям проходит с нарушением правил поведения. Когда мама приходит в школу при совместном разговоре с педагогом: Я сам не маленький

 

3

Максим 13 лет

Полный

В этой семье ситуация примерно такая же, как и в предыдущей, но мальчик ходит заниматься плаванием, что вызывает серьезный интерес и одобрение со стороны отца. Враждебности у мальчика не наблюдается, но семейная ситуация воспринимается как тревожная.

 

4

Антон 13 лет

Полный

Отношения в семье строятся на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. У мальчика период пубертака протекает спокойно.

 

5

Сергей 13 лет

Полный

Отношения в семье строятся на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи, но родители порой чрезмерно опекают сына. Несмотря на общую благоприятную ситуацию, ребенок ощущает тревожность.

 

6

Катя 12 лет

Неполный

Отношения в семье спокойные, «союзнические», базирующиеся на получение при взаимодействии общей выгоды. При общей благополучной обстановке личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план. У девочки наблюдается тревожность.

 

7

Андрей 12 лет

Полный

В семейных отношениях наблюдается агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность. Мальчик ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

 

8

Олег 13 лет

Полный

Отношения в семье строятся на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи, но родители порой завышают требования к сыну. Несмотря на общую благоприятную ситуацию, ребенок ощущает тревожность, а так же проявляется конфликтность в отношениях.

 

9

Алена 12 лет

Полный

Девочке уделяют много внимания, наблюдается постоянный, но ненавязчивый контроль. Интересы родителей сосредоточены на дочери. Девочка оценивает семейную ситуацию благоприятной.

 

10

Иван 13 лет

Полный

В семейных отношениях наблюдается черствость и холодность, бесцеремонная внимательность. Общий фон семьи спокойный. Мальчик ощущает тревожность в семье, несмотря на то, что сам оценивает семейную ситуацию благоприятной.

 
         

 

 

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

 

х

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

 

у

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

 
                       

 

где х - это тревожность, проявляемая ребенком в семье, у - это неадекватное отношение родителей к ребенку, 1 - наличие признаков, 0 - отсутствие признака.

Третий этап - выявление проявлений отклоняющегося поведения детей из изучаемых семей. Для этого мною были использованы следующие методы:

беседа с классным руководителем в школе

беседа с социальным педагогом в школе

изучение социального паспорта классов, блин, где учатся дети

беседа с руководителем УДО

наблюдение

Из сводной таблицы видно, что 80% показатели совпадают. Исходя из этого, можно сделать заключение, что позиция родителей играет немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.

Пятый этап - разработка рекомендации родителям.

2.2 Рекомендации  семьям по предупреждению девиантного поведения детей

С целью педагогизации семьи вообще и родителей в частности можно предложить некоторые советы для родителей.

Следует бережно, с пониманием относится к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Нужно уметь выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А.С. Макаренко:

«Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека, но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг - руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

«Он жестокий, он не понимает, что обижает меня своими словами, никогда не извинится «. А почему собственно родители ждут, чтобы дети поняли, посочувствовали, пожалели, первые извинились за свое поведение, а они этого не делают? «Я же его понимаю, а он меня - нет». Хочется сказать родителям: это заблуждение. Вы его не понимаете. В первую очередь нужно понять, трудно бывает сделать первый шаг к примирению. И делать этот шаг должен взрослый, показывая, как нужно себя вести в ситуации ссоры. Например, обращение «давай поговорим спокойно, как взрослые люди», если не вызовет доверия, то по крайней мере разрядит обстановку. Именно постоянное желание понять почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Для достижения воспитательных целей, в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их поступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Этапами профилактической деятельности в работе с родителями и детьми могут стать следующие составляющие:

· Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей членов семьи, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения ребенка (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я-концепция, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о ее совместной деятельности, увлечениях.

· Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка и родителей в таких важных областях, как психо-сексуальное развитее, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддитивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, путем проведения бесед, лекций, родительских собраний, тестирований.

· Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитее навыков работы над собой.

Профилактика аддитивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Заключение

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, - это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое «Я - сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку.

Психологами было опрошено 164 подростка относительно их потребности в разных видах общения и реальных взаимоотношений с разными партнёрами (см. табл.).

 

Партнёры

Регламентированное общение

Нерегламентированное общение

 
 

потребность в нём

реальное общение

Потребность в нём

Реальное общение

 

Родители и близкие родственники

4,7

70,8

66,6

29,2

 

Учителя

8,3

95,7

10,9

4,3

 

Другие взрослые

2,6

98,6

6,5

1,4

 

Близкие друзья-сверстники

0

0

68,2

56,2

 

Другие сверстники

4,6

68,4

24,3

31,6

 
           

 

Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью выяснилось, что общение с матерью удовлетворены только 31.1%, а с отцом всего 9.1%. А ведь этот вид общения психологически очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные отношения с родителями, устойчивой самооценкой обладают 79.1% опрошенных, а среди тех, у кого общение с родителями жестко регламентировано - только 25%. Неадекватную самооценку в первой группе имеют 8.3%, а во второй -87.9% обследованных.

Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц (общественно - политические деятели, герои кино и литературы). Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимается остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Из трех тысяч учащихся, опрошенных социологами, свыше 2/3 отметили, что замечают, существенные расхождения между тем, чему учат их родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они сами поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет старших, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

Широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников, но я думаю, на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка с взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Информация о работе Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков