Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа
целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20
1.2.1. Самооценка младшего школьника 20
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 25
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 34
2.2. Методы исследования методики 34
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 49
Литература 52
Решению этих задач,
по мнению автора данной работы, будет
способствовать знания педагогов об основных
особенностях формирования тревожности
и самооценки младшего школьника, что
является актуальной задачей данного
исследования. Это составит ценный жизненный
опыт как для самого педагога, так и для
ребенка, научит родителей и воспитателей
лучше понимать внутренний мир детей,
а ребенка - научит управлять собой, занимать
в дальнейшем активную жизненную позицию.
Целью данной дипломной
работы является исследование проявлений
взаимосвязи самооценки и школьной тревожности
младшего школьника в условиях обучения
в школе.
Предмет исследования
- факторы, влияющие на развитие самооценки
и тревожности младшего школьника.
Объект исследования
- дети младшего школьного возраста - учащиеся
школы.
Гипотеза исследования
- мы предполагаем, что чем выше самооценка,
тем выше уровень тревожности младшего
школьника.
Задачи исследования:
1. Исследовать проявления
школьной тревожности младших школьников.
2. Исследовать проявления
самооценки младших школьников.
3. Провести анализ
по полученным данным.
4. Сформулировать выводы.
Методы и методики
исследования: теоретические - анализ
литературы по теме исследования; эмпирические
- психодиагностическое исследование,
статистическая обработка полученных
данных.
Экспериментальными
методиками являются:
1) Опросник Филипса
- методика диагностики проявлений школьной
тревожности.
2) Методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка» - направлена
на диагностику уровня самооценки.
3) Методика «Несуществующее животное» (Е.Т.
Соколова) - направлена на диагностику
личностных свойств.
4) Методика Р.Тэммл,
М. Дорки, В.Амен, направленная на диагностику
уровня проявлений тревожности в различных
сферах.
Описание выборки исследования.
Исследование проводилось в Селтинской
средней школе. В исследовании приняли
участие 42 учащихся 2-х классов 2»А» и
2 «Б» сельской
общеобразовательной школы (мальчики
и девочки в возрасте 8-9 лет).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции тревожности младших школьников.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность
и формирование в детском возрасте: Психол.
исслед. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 46.Бондаревская
Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного
воспитания // Педагогика. - 1994. - № 4. - 29-36
с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика,
1990.
3. Вилюнас В. К. Психология
эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ,
1976.
4. Гамезо М.В., Герасимова
В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший
школьник: психодиагностика и коррекция
развития. М.: Институт практической психологии,
Воронеж «НПО
МОДЭК», 1998. - 256 с.
5. Гарбузов В. И. Нервные
дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990.
6. Гарбузов В. И., Захаров
А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.-
Л., 1977.
7. Давыдов В.В., Слободчиков
В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как
субъект учебной деятельности // Вопросы
психологии. - 1992. - № 3-4.-14-19 с.
8. Данилов М.А. Воспитание
у школьников самостоятельности и творческой
активности в процессе обучения // Сов.
Педагогика. -1961. - № 8 .- .32-42 с.
9. Диагностика учебной
деятельности и интеллектуального развития
детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б.Эльконина,
А.ЛВенгера. - М.: НИИОПП, 1981. - 27 с.
10. Жарова Л.В. Организация
самостоятельной учебно-воспитательной
деятельности учащихся. - Л., 1986. -185с.
11. Занков Л.В. Развитие
школьников в процессе обучения. - М., 1987.
-152с.
12. Захаров А. И. Как
преодолеть страхи у детей. - М., 1986.
13. Захаров А. И. Предупреждение
отклонений в поведении ребенка: 3-е изд.,
испр - СПб: Союз, 1997. - 224с.
14. Захаров А.И. Неврозы
у детей и подростков. Анамнез, этиология
и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 248 с.
15. Изард К. Эмоции человека.
/Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во
МГУ, 1980.
16. Ильин B.C. Формирование
личности школьника (целостный процесс)
. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.
17. Коломинский Я.Л.
Психология детского коллектива. - Минск:
Народная асвета, 1984.
18. Крутецкий В.А. Психология
обучения и воспитания школьников: Кн.
для учителей и классных руководителей.
- М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
19. Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. Ярославль.
Академия развития, 1996. - 208 с.
20. Леднев B.C. Содержание
образования: Сущность, структура, перспективы.
-М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.
21. Леонтьев А.Н. Проблема
деятельности в психологии //Вопросы психологии.
-1972.-№1.
22. Лурия А.Р. Об историческом
развитии познавательных процессов. -
М., 1974.-151с.
23. Люблинская А.А. Детская
психология. - М., 1971, 394 с.
24. Люблинская А.А. Учителю
о психологии младшего школьника. - М.,
1977.-86с.
25. Маркова А.К. Формирование
мотивации учения в школьном возрасте:
Пособие для учителя. - М.: Просвещение,
1983. - 96 с.
26. Марковская И.М. Практика
групповой работы с родителями./ Методическое
пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997.
27. Матюхина М.В., Михальчик
Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов
пед. ин - тов. по спец. № 2121 "Педагогика
и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина,
Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под
ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с.
28. Мухина В.С. Детская
психология /Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение,
1985.
29. Обухова Л.Ф. Детская
психология: теории, факты, проблемы. -
М.: Тривола, 1995.
30. Пидкасистый П.И.
Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное
исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
31. Поломникова Н.А.
О системе воспитания познавательной
самостоятельности школьников //Советская
педагогика, 1970. - №5. -76-83с.
32. Поломникова Н.А.
О теоретических основах воспитания познавательной
самостоятельности школьника в обучении.
- Казань, 1968. -192с.
33. Рогов Е. И. Настольная
книга практического психолога в образовании:
Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996.
34. Савченко А.Я. Развитие
познавательной самостоятельности младших
школьников. - Киев, 1982. - 176 с.
35. Светловская Н.Н.
Самостоятельное чтение младших школьников.
- М: Педагогика, 1982. - 159 с.
36. Смирнова Е.О. Проблема
общения ребенка и взрослого в работах
Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы
психологии, 1996, №6
37. Смирнова Е.О., Утробина
В.Г. Развитие отношения к сверстнику в
дошкольном возрасте. // Вопросы психологии,
1996, №3.
38. Талызина Н. Ф. Педагогическая
психология: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. - М.: Издательский
центр "Академия", 1998. - 288 с.
39. Тюхтин B.C. Отражение,
системы, кибернетика. - М., 1972, С.98
40. Управление познавательной
деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина
и Н.Ф.Талызиной. - Изд-во МГУ, 1972. - 262 с.
41. Цукерман Г.А. Виды
общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.
- 268 с.
42. Цукерман Г.А. Совместная
учебная деятельность как основа
43. Цукерман Г.А. Школьные
трудности благополучных детей. - М.: Знание,
1989.- 188с.
44. Шадриков В.Д. Познавательные
процессы и способности в обучении. - М.,
1990.-139с.
45. Шамова Т.И. Активизация
учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.
- 209с.
46. Шамова Т.И. К вопросу
об анализе структуры познавательной
деятельности учащихся. - Советская педагогика.
- 1971. - №10. - 5 с.
47. Шиянов Е.Н., Котова
И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия,
2000. - 288 с.
48. Эйдемиллер Э.Г.,
Юстицкис В. Психология и психотерапия
семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская
психология (Развитие ребенка от рождения
до семи лет). - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология
обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с.
51. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.:Педагогика, 1979. - 144 с.
Примечания:
Примечаний нет.
Дисциплина: Психология
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Украина) ( Дипломная работа, 88 стр. )
Взаимосвязь представлений сотрудников о личных качествах руководителя и реальном отношении к нему ( Дипломная работа, 72 стр. )
Взаимосвязь самоотношений юношей и девушек с их поведением в конфликтной ситуации ( Дипломная работа, 64 стр. )
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ( Дипломная работа, 60 стр. )
Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности ( Дипломная работа, 66 стр. )
Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний ( Курсовая работа, 33 стр. )
Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у тревожных людей. ( Дипломная работа, 72 стр. )
Взаимосвязь свойств нервной системы и способов поведения в стрессовой ситуации ( Курсовая работа, 32 стр. )
Взаимосвязь семейной и трудовой удовлетворенности личности ( Курсовая работа, 41 стр. )
Взаимосвязь семейных установок и поведения супругов в конфликте ( Дипломная работа, 65 стр. )
Взаимосвязь ситуативной тревоги и успеваемости ( Курсовая работа, 37 стр. )
Взаимосвязь склонности к манипуляции учителей - предметников с их квалификационной категорией ( Дипломная работа, 57 стр. )
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА СО СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ( Дипломная работа, 87 стр. )
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ( Дипломная работа, 99 стр. )
Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста ( Дипломная работа, 93 стр. )
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ( Курсовая работа, 40 стр. )
Взаимосвязь темперамента и характера ( Курсовая работа, 41 стр. )
Взаимосвязь темперамента и характера в подростковом возрасте ( Курсовая работа, 36 стр. )
ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ, СОСТОЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ БРАКА ( Дипломная работа, 55 стр. )
Взаимосвязь удовлетворенности семейно-брачными отношениями с установками семейной пары ( Дипломная работа, 62 стр. )
Взаимосвязь уровня личностной и ситуативной тревожности с общим уровнем креативных способностей детей младшего школьного возраста ( Дипломная работа, 76 стр. )
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ С СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЖЕНЩИН ( Дипломная работа, 66 стр. )
Взаимосвязь успешности профессиональной дея-тельности и креативности менеджеров организации (на примере менеджеров отдела маркетинга компании ООО "ВСК-Центр") ( Дипломная работа, 81 стр. )
Взаимосвязь установок в семейной паре и поведения супругов в конфликте ( Дипломная работа, 76 стр. )
Взаимосвязь ценностно-смысловой
сферы личности и коммуникативных способностей
в подростковом возрасте ( Дипломная работа,
110 стр. )
Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте