Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Проблема успешности обучения 6

1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20

1.2.1. Самооценка младшего школьника 20

1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего

школьника 25

Глава II. Практическая часть

2.1. Программа исследования 34

2.2. Методы исследования методики 34

2.3. Результаты исследования 36

Заключение 49

Литература 52

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ ДИПЛОМWordPad.doc

— 334.98 Кб (Скачать файл)

Решению этих задач, по мнению автора данной работы, будет способствовать знания педагогов об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника, что является актуальной задачей данного исследования. Это составит ценный жизненный опыт как для самого педагога, так и для ребенка, научит родителей и воспитателей лучше понимать внутренний мир детей, а ребенка - научит управлять собой, занимать в дальнейшем активную жизненную позицию. 

Целью данной дипломной работы является исследование проявлений взаимосвязи самооценки и школьной тревожности младшего школьника в условиях обучения в  школе. 

Предмет исследования - факторы, влияющие на развитие самооценки и тревожности младшего школьника. 

Объект исследования - дети младшего школьного возраста - учащиеся  школы.  

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что чем выше самооценка, тем выше уровень тревожности младшего школьника.  
 

Задачи исследования: 

1. Исследовать проявления школьной тревожности младших школьников.  

2. Исследовать проявления самооценки младших школьников. 

3. Провести анализ по полученным данным. 

4. Сформулировать выводы. 

Методы и методики исследования: теоретические - анализ литературы по теме исследования; эмпирические - психодиагностическое исследование, статистическая обработка полученных данных.  

Экспериментальными методиками являются: 

1) Опросник Филипса - методика диагностики проявлений школьной тревожности. 

2) Методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка» - направлена на диагностику уровня самооценки. 

3) Методика «Несуществующее животное» (Е.Т. Соколова) - направлена на диагностику личностных свойств. 

4) Методика Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, направленная на диагностику уровня проявлений тревожности в различных сферах. 

Описание выборки исследования. Исследование проводилось в Селтинской средней школе. В исследовании приняли участие 42 учащихся 2-х классов 2»А» и 2 «Б» сельской общеобразовательной школы (мальчики и девочки в возрасте 8-9 лет). 

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции тревожности младших школьников.

Список литературы 

1. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 46.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1994. - № 4. - 29-36 с. 

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. 

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976. 

4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж «НПО МОДЭК», 1998. - 256 с. 

5. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990. 

6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.  

7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4.-14-19 с.  

8. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. - № 8 .- .32-42 с. 

9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.ЛВенгера. - М.: НИИОПП, 1981. - 27 с.  

10. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся. - Л., 1986. -185с. 

11. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987. -152с. 

12. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.  

13. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. - 224с. 

14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 248 с. 

15. Изард К. Эмоции человека. /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во МГУ, 1980. 

16. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) . - М.: Педагогика, 1984. - 144с. 

17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984.  

18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с. 

19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. - 208 с. 

20. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. - 224 с. 

21. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы психологии. -1972.-№1. 

22. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.-151с. 

23. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971, 394 с. 

24. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1977.-86с. 

25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с. 

26. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997. 

27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с. 

28. Мухина В.С. Детская психология /Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985. 

29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.  

30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с. 

31. Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 1970. - №5. -76-83с. 

32. Поломникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. - Казань, 1968. -192с. 

33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996. 

34. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников. - Киев, 1982. - 176 с. 

35. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. - М: Педагогика, 1982. - 159 с. 

36. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6 

37. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3. 

38. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.  

39. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. - М., 1972, С.98 

40. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - Изд-во МГУ, 1972. - 262 с. 

41. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с. 

42. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа  

43. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 1989.- 188с. 

44. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.-139с. 

45. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209с. 

46. Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся. - Советская педагогика. - 1971. - №10. - 5 с. 

47. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с. 

48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с. 

49. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с. 

50. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с. 

51. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.:Педагогика, 1979. - 144 с.

Примечания: 

Примечаний нет.

         Дисциплина: Психология 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Украина) ( Дипломная работа, 88 стр. )

Взаимосвязь представлений сотрудников о личных качествах руководителя и реальном отношении к нему ( Дипломная работа, 72 стр. )

Взаимосвязь самоотношений юношей и девушек с их поведением в конфликтной ситуации ( Дипломная работа, 64 стр. )

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ( Дипломная работа, 60 стр. )

Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности ( Дипломная работа, 66 стр. )

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний ( Курсовая работа, 33 стр. )

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у тревожных людей. ( Дипломная работа, 72 стр. )

Взаимосвязь свойств нервной системы и способов поведения в стрессовой ситуации ( Курсовая работа, 32 стр. )

Взаимосвязь семейной и трудовой удовлетворенности личности ( Курсовая работа, 41 стр. )

Взаимосвязь семейных установок и поведения супругов в конфликте ( Дипломная работа, 65 стр. )

Взаимосвязь ситуативной тревоги и успеваемости ( Курсовая работа, 37 стр. )

Взаимосвязь склонности к манипуляции учителей - предметников с их квалификационной категорией ( Дипломная работа, 57 стр. )

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА СО СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ( Дипломная работа, 87 стр. )

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ( Дипломная работа, 99 стр. )

Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста ( Дипломная работа, 93 стр. )

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ( Курсовая работа, 40 стр. )

Взаимосвязь темперамента и характера ( Курсовая работа, 41 стр. )

Взаимосвязь темперамента и характера в подростковом возрасте ( Курсовая работа, 36 стр. )

ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ, СОСТОЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ БРАКА ( Дипломная работа, 55 стр. )

Взаимосвязь удовлетворенности семейно-брачными отношениями с установками семейной пары ( Дипломная работа, 62 стр. )

Взаимосвязь уровня личностной и ситуативной тревожности с общим уровнем креативных способностей детей младшего школьного возраста ( Дипломная работа, 76 стр. )

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ С СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЖЕНЩИН ( Дипломная работа, 66 стр. )

Взаимосвязь успешности профессиональной дея-тельности и креативности менеджеров организации (на примере менеджеров отдела маркетинга компании ООО "ВСК-Центр") ( Дипломная работа, 81 стр. )

Взаимосвязь установок в семейной паре и поведения супругов в конфликте ( Дипломная работа, 76 стр. )

Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и коммуникативных способностей в подростковом возрасте ( Дипломная работа, 110 стр. ) 

Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте