Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Проблема успешности обучения 6

1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20

1.2.1. Самооценка младшего школьника 20

1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего

школьника 25

Глава II. Практическая часть

2.1. Программа исследования 34

2.2. Методы исследования методики 34

2.3. Результаты исследования 36

Заключение 49

Литература 52

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ ДИПЛОМWordPad.doc

— 334.98 Кб (Скачать файл)

    Так,  роли  самооценки  в  формировании  уверенности  и   неуверенности

школьника в своих знаниях и в своих силах посвящена работа  Е.А.Серебряковой

[63].  Автор  показала,  что  в  зависимости  от  характера  саммоценки  (ее

адекватности,  устойчивости)  у  школьника  возникает  уверенность  в  себе,

неуверенность или самоуверенность,  т.е.  определенные  черты  характера.  В

результате  исследования  автору   удалось   выявить   целый   ряд   условий

формирования самооценки: роль,  функция  и  место  в  этом  процессе  оценки

другими  людьми  деятельности  ребенка,  значение  оценки   самим   ребенком

результатов собственной деятельности.

    Е.А.Серебрякова  [63]  также  сделала  вывод  о  том,  что  самооценка,

закрепившаяся и ставшая чертой характера  не  ограничивается  рамками  одной

какой-либо деятельности, а распространяется и на другие  виды  деятельности.

Из целого  ряда  исследований  следует,  что  важным  фактором  формирования

личности ребенка является оценка его  окружающими  взрослыми.  Эмоциональное

самочувствие ребенка зависит от  того,  какие  взаимоотношения  сложились  у

него  с  окружающими  людьми,  отвечает  ли  он  требованиям,  которые   ему

предъявляются, иначе говоря, от того, насколько удовлетворяется  потребность

ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у  детей  возникает

самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и  умение,  которые,  в

свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка  как

мотив поведения и деятельности начинают играть  все  большую  роль  в  жизни

ребенка и в формировании его личности. Она становится все  более  устойчивым

образованием.  На  определенном  этапе  развития  потребность  в  сохранении

сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более  значимой,

чем потребность оценки окружающих. Эти вопросы  были  предметом  обучения  в

исследованиях М.С. Неймарк [48], Л.С. Славиной [65].

    В них изучалось влияние  на  личность  несоответствие  между  тем,  как

оценивает  ученика  учитель,  и  тем,  как  ученик  оценивает  сам  себя.  В

результате  предшествующего  опыта  под   влиянием   оценок   окружающих   и

результатов  его  деятельности  у   ребенка   складывается   потребность   в

сохранении привычной для него самооценки.

    Поскольку на  определенном  этапе  у  детей  складывается  относительно

устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний,  это  ведет  к

возникновению  новой  потребности  быть  не  только  на  уровне   требований

окружающих,  как  на  уровне  собственных  требований  к   себе.   «Усваивая

требования  окружающих,  вырабатывая  собственную   оценку   окружающего   и

самооценку, дети  постепенно  эмансипируются  от  непосредственного  влияния

ситуации. Главным стимулом их психического развития с  возрастом  становится

не  только  стремление  получить  одобрение  окружающих,  но  и  потребность

выполнять собственное требование к себе и быть на уровне тех задач,  которые

они сами перед собой ставят», - пишет Л.И.Божович [12]. 

            1.2. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте 

                    1.2.1. Самооценка младшего школьника 

    Проблема  возникновения  и  развития  самооценки  является   одной   из

центральных  проблем  становления  личности  ребенка.   Самооценка   -   это

необходимый  компонент  развития  самосознания,  т.е.  осознание   человеком

самого себя,  своих  физических  сил,  умственных  способностей,  поступков,

мотивов и целей своего поведения, своего отношения к  окружающим,  к  другим

людям и самому себе.

    Самооценка в отечественной психологии изучалась  в  связи  с  проблемой

развития и  формирования  самосознания.  Эти  исследования  сконцентрированы

вокруг  двух  групп  вопросов.  С  одной  стороны,  в  общетеоретическом   и

методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении  самосознания

в контексте более общей  проблемы  развития  личности.  По  данному  вопросу

можно выделить работы таких  психологов,  педагогов  как:  Б.Г.Ананьев  [4],

А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].

    В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы,

прежде  всего  связанные  с  особенностями  самооценок,  их  взаимосвязью  с

оценками  окружающих.   Можно   выделить   публикации   А.И.Липкиной   [41],

Е.И.Савонько [62], Е.А.Серебряковой [63], В.А.Горбачевой [26].

    Л.С.Выготский предполагал, что именно в  семилетнем  возрасте  начинает

складываться самооценка -  обобщенное  т.е.  устойчивое,  внеситуативное  и,

вместе с  тем,  дифференцированное  отношение  ребенка  к  себе.  Самооценка

опосредует  отношение  ребенка  к  самому   себе,   интегрирует   опыт   его

деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная  инстанция,

позволяющая  контролировать  собственную   деятельность   с   точки   зрения

нормативных критериев, строить сое  целостное  поведение  в  соответствии  с

социальными нормами.

    Р.Бернс  [8],  анализируя  большое  число   исследований   американских

авторов, отмечает, что на грани дошкольного и  младшего  школьного  возраста

происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако  расширительное

толкование  этого  понятия  лишает   выводы   конкретности,   не   позволяет

достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

    Достаточно очевидно, что  оценка  себя  не  существует  изолировано  от

представления о самих оцениваемых  качествах.  Поэтому,  самооценку  следует

рассматривать в аспекте общего представления о себе.  Согласно  имеющимся  в

науке данным в состав содержательных представлений  субъекта  о  том,  каков

он,  не  входят  ценностно-нейтральные  качества,  лишенные   для   субъекта

личностного смысла. Эти качества  наделяются  субъектом  высокой  позитивной

или негативной ценностью.

    Проведенное Элькониным и  его  группой  экспериментальное  исследование

опиралось на следующие гипотезы:

    1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет»  поскольку

к этому возрасту вызревают когнитивные  предпосылки  для  его  формирования.

Именно  в  этом  возрасте  ребенок  отходит  от  непосредственного  слитного

ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

    2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий  и

вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

    В течении учебного года у  детей  происходит  формирование  самооценки.

Некоторая   ситуативная   самооценка,   не   связанная   с    содержательным

представлением  о  себе,  появляется  раньше,  чем  «Я-концепция».   Однако,

самооценка становится значительно более устойчивой и  внеситуативной  именно

тогда, когда она связывается  с  «Я-концепцией»,  при  этом  содеражательные

расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года  «Образ  Я»

увеличивается в два раза.

    Младшему школьнику в учебной  деятельности  необходимо  умение  ставить

цели и контролировать  свое  поведение,  управлять  собой.  Чтобы  управлять

собой,  необходимы  знания  о  себе,  оценка  себя.   Процесс   формирования

самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники  могут

осуществлять самоконтроль только под руководством  взрослого  и  с  участием

сверстников. Представления о  себе  основа  самооценки  младших  школьников.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

    Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя  путями:

) путем сопоставления уровня своих притязаний  с  объективными  результатами

своей деятельности и 2) путем сравнения себя  с  другими  людьми.  Чем  выше

уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в,  какой-

либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих  способностей

в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а  успех

повышает их. Не менее важен  и  момент  сравнения:  оценивая  себя,  индивид

вольно или невольно сравнивает себя  с  другими,  учитывая  не  только  свои

собственные достижения, но и всю  социальную  ситуацию  в  целом.  На  общую

самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и  то,

насколько важно для  нее  оцениваемое  качество  или  деятельность.  Частных

самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная  системы  его

личных  ценностей,  того,  какие  именно  качества  или  сферы  деятельности

являются для него основными, невозможно [41].

    Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило,  что

особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям,  оценка

этих возможностей другими его всегда очень  беспокоит.  Так,  в  проведенном

исследовании ни один из учеников  (в  том  числе  неуспевающие),  перечисляя

причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не  сослался

на  затруднения  в  понимании  учебного  материала,  в  овладении  навыками,

приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать  себя

(и считаться) ленивыми, недисциплинированными,  но  никто  не  относил  свой

неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

     Дети, имеющие адекватную  самооценку,  активны,  находчивы,  бодры,  с

интересом и самостоятельно  ищут  свои  ошибки  в  своих  работах,  выбирают

задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха  в  решении  задачи

выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или  берут

задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением  к

достижению успеха в  учебной  деятельности.  Их  характеризует  максимальная

самостоятельность. Они уверены  в  том,  что  собственными  усилиями  смогут

добиться успеха в  учебной  деятельности.  Это  основывается  на  правильной

Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте