Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Проблема успешности обучения 6

1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20

1.2.1. Самооценка младшего школьника 20

1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего

школьника 25

Глава II. Практическая часть

2.1. Программа исследования 34

2.2. Методы исследования методики 34

2.3. Результаты исследования 36

Заключение 49

Литература 52

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ ДИПЛОМWordPad.doc

— 334.98 Кб (Скачать файл)

|15.|Ляхов Б.             |4             |4             |Адекватная    | 
 

                                                                  Таблица 5.

                       Самооценка учеников 3-го класса 

|№  |Фамилия, 3-в класс   |Оценка учителя|Выбор оценки  |Самооценка    |

|п/п|                     |              |учеником      |              |

|1. |Беженарь А.          |2             |3             |Завышенная    |

|2. |Бутук Т.             |3             |3             |Адекватная    |

|3. |Даренских С.         |3             |4             |Завышенная    |

|4. |Завязкин Ж.          |3             |3             |Адекватная    |

|5. |Минапов И.           |4             |4             |Адекватная    |

|6. |Михальская Л.        |3             |3             |Адекватная    |

|7. |Михальская Я.        |4             |3             |Заниженная    |

|8. |Майер В.             |3             |3             |Адекватная    |

|9. |Машталер В.          |5             |4             |Заниженная    |

|10.|Островская К.        |4             |3             |Заниженная    |

|11.|Печерский В.         |5             |4             |Заниженная    |

|12.|Родованов Д.         |3             |3             |Адекватная    |

|13.|Светличный Э.        |3             |3             |Адекватная    |

|14.|Тишков А.            |3             |4             |Завышенная    |

|15.|Крыско Ж.            |4             |4             |Адекватная    | 

                                                                  Таблица 6.

                       Самооценка учеников 4-го класса 

|№  |Фамилия, 4-б класс   |Оценка учителя|Выбор оценки  |Самооценка    |

|п/п|                     |              |учеником      |              |

|1. |Водомирский И.       |4             |4             |Адекватная    |

|2. |Вуйков Н.            |4             |4             |Адекватная    |

|3. |Голубева Т.          |5             |5             |Адекватная    |

|4. |Дорошенко Д.         |5             |5             |Адекватная    |

|5. |Кондарар Н.          |4             |3             |Заниженная    |

|6. |Каракаш В.           |5             |4             |Заниженная    |

|7. |Ларчук А.            |4             |5             |Завышенная    |

|8. |Лупан А.             |4             |4             |Адекватная    |

|9. |Маковей Е.           |5             |4             |Заниженная    |

|10.|Мельник А.           |5             |4             |Заниженная    |

|11.|Нечипорук Д.         |4             |4             |Адекватная    |

|12.|Портас О.            |4             |3             |Заниженная    |

|13.|Руснак Л.            |3             |3             |Адекватная    |

|14.|Шадурская Е.         |4             |3             |Заниженная    |

|15.|Чеботарь И.          |4             |3             |Заниженная    | 

      Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы  выявили,

что, 13% детей имеют  адекватную  самооценку,  а  86,7%  имеют  неадекватную

самооценку.  Из  них  66,7%  -  завышенную  самооценку,  20%  -   заниженную

самооценку.

      Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса  имеют

завышенную самооценку.

      Исследуя самооценки  у  детей  третьего  класса  выявлено,  что  53,3%

учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную  самооценку,  из

них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.

      Анализируя результаты полученные при исследовании учеников  четвертого

класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку  и  53,3%  -

неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную  самооценку,  46,7%  -

заниженную.

      Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного

возраста происходит динамика развития самооценка:  увеличивается  процентное

соотношение детей имеющих  адекватную  самооценку  и  изменяется  количество

детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем,  что  увеличивается

процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе  их  было

20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе - 46,7%.

      Сравнивая  успешность  обучения  с  результатами  полученными  в  ходе

исследования  самооценки  мы  видим,  что  большинство  неуспевающих   детей

второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они  еще

не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем,  что  они

в состоянии выполнить. На начальном  этапе  отставания  расхождение  это  не

достаточно осознается, а главное не принимается школьником.

      Сравнивая успешность обучения детей  третьего  класса  с  результатами

полученными  в  ходе  исследования  самооценки,  мы  видим,  что  успешность

обучения  влияет  на  характер  самооценки:  у  хорошо  успевающих  учеников

самооценка становится адекватной, либо  завышенной,  и  только  в  некоторых

случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-

низкой, только у одного неуспевающего  ученика  была  завышенная  самооценка

(очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).

      Анализируя результаты исследования детей четвертого класса  мы  видим,

что уже самооценка влияет на  успешность  обучения.  У  детей  с  заниженной

самооценкой отмечается низкий уровень притязаний,  что  отрицательно  влияет

на успешность обучения.

      Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя

считаешь?», они затруднялись дать ответ, не  понимая  какого  ученика  можно

назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.

      Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос,  они

уже давали  адекватный  ответ,  то  есть  они  уже  были  способны  выделять

слабого, среднего и сильного ученика.

      Большинство детей второго  класса  радовала  отметка  пять,  некоторых

четыре, огорчались дети при получении  в  основном  двоек,  троек  и  иногда

четверок. Большинство же  детей  третьего  и  четвертого  класса  радовались

пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.

      На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки  три,  а  учитель  поставил

тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго  класса  ответило

«нет», а 73,3% - «да», то есть большинство детей обрадовалось  незаслуженной

пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет»  и  46,7%  -

«да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».

      Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность  обучения,

отсюда следует,  что  в  нашей   экспериментальной  работе  выдвинутая  нами

гипотеза полностью подтвердилась. 

                                 Ответ «ДА»

                                    [pic] 
 
 

                                 Ответ «НЕТ» 

                                                                       [pic] 
 
 

                                 Заключение 

    У младших школьников обнаруживаются  все  виды  самооценок:  адекватная

устойчивая, завышенная  устойчивая,  неустойчивая  в  сторону  неадекватного

завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в  то  же

время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем  во  внутреннюю

позицию  личности,  становится  мотивом  поведения.  Устойчивая   заниженная

самооценка проявляется крайне редко.

      Влияние успеваемости младших школьников на их  самооценку  несомненно.

Дети, которые испытывают значительные затруднения  в  усвоении  программного

материала,  получают  чаще  всего  отрицательные   оценки.   Слабоуспевающим

школьник  становится  на  каком-то  этапе   учения,   когда   обнаруживается

определенное расхождение между тем, что от него требуют, и  тем,  что  он  в

состоянии  выполнить.  На  начальном  этапе   отставания   расхождение   это

недостаточно осознается,  а  главное,  не  принимается  младшим  школьником:

большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты  своей

учебной деятельности. K 4  классу  уже  выявляется  значительный  контингент

отстающих  детей  о  пониженной  самооценкой.  Тот,  который  часто   терпит

неудачу, ожидает и  дальше  неудачу,  и  наоборот,  успех  в  предшествующей

учебной  деятельности  предрасполагает  к  ожиданию  успеха  в   дальнейшем.

Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над  успехом,

постоянно  подкрепляемое  низкими  оценками  их  работы  учителем,  ведет  к

нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

      Организуя учебно-воспитательную работу учитель  должен  сознательно  и

целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

      Анализируя литературу по изучаемой проблеме  мы составили рекомендации

для учителей по формированию самооценки младших школьников:

      1) Оценка должна служить главной целью -  стимулировать  и  направлять

учебно-познавательную  деятельность   школьника.   Учитель   должен   давать

содержательную  оценку   работе   ученика.   Совершенным   процесс   учебно-

познавательной деятельности будет только тогда, когда  оценка  не  завершает

его, а сопровождает на всех ступенях.

      2)  В  учебной  деятельности  необходимо  сравнивать  детей,   которые

обладают приблизительно одинаковыми способностями, но  достигают  в  учебной

деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте