Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:56, контрольная работа
Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТАВ СЕМЬИ
2. СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
3. ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ СЕМЬИ
4. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
5. КРУГ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья.… Для любого взрослого человека, прожившего изрядную часть жизни, с этим словом связано множество неповторимых воспоминаний. Бережно хранит наша память воспоминания о родительском доме, в котором прошло детство, отрочество и юность. Романтику первых увлечений, полных робкой, но крепнущей надежды дни и месяцы предбрачного ухаживания. Праздничность свадьбы, счастье рождения первенца и все связанные с ним радости и заботы. Ежедневный прекрасный и вдохновенный труд воспитания. Тревоги и хлопоты, пришедшие в дом вместе с повзрослевшими детьми. И наконец, как бы замыкающий круг, нет, не круг – ещё один виток бесконечной спирали человеческой жизни – появление у них собственной семьи, а затем и первого ребёнка, сразу ставящее старшее поколение в непривычное, но почётное положение бабушек и дедушек.
Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.
Что же такое - «семья»?
Если говорить языком социолога или демографа, то семьёй называется небольшая группа людей объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и, как правило, общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, его экономикой, политикой, культурой, ориентацией и настроениями людей. Хотят того члены семьи или не хотят, их образ жизни в определённой мере является отражением образа жизни общества. Несмотря на кажущуюся замкнутостью семьи в домашнем круге, жизнь «большого мира» непременно сказывается на характере внутрисемейных отношений. В том-то и дело, что ни при одном строе семья не была «личным делом каждого». Ибо всегда и везде она выполняла для каждого из обществ, по крайней мере, две важнейшие функции – репродуктивную и воспитательную. И именно семья всегда и везде обеспечивала воспроизведение населения, являлась эстафетной палочкой поколений.
Не меньшее, а, пожалуй, и большее значение имеет для общества и вторая важнейшая функция семьи – воспитательная. Ибо именно через семью дети входят в общество. Именно в семье ребёнок совершает свои первые, столь важные шаги в осмыслении и освоении окружающего мира. Именно в семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он понесёт дальше, чтобы передать её своим детям и тем самым будущим поколениям. И именно в семье закладываются основы нравственного опыта ребёнка – его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом.
Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянства, долговременность семейного влияния. Вторая – её разносторонность. Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. Оно начинается ещё тогда, когда на формирование потребностей, установок, вкусов, нравственных качеств личности ещё не влияют ни общественная система воспитания, ни средства массовых коммуникаций, ни какая-либо иная социальная группа, и продолжается до старости. Поэтому воспитательная функция семьи – один из самых значимых социальных показателей при характеристике её современного облика. Более того, удовлетворение потребности людей в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связанно с этой функцией.
В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит сталкивание ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что в близких людях, ради которых он живёт, работает, в чём-то себе отказывает, в трудную минуту он найдёт поддержку и опору.
Но не только в трудной, а и в повседневной жизни человек также нуждается в одобрении его взглядов, суждений, поступков. Наиболее естественно он удовлетворяет эту потребность в семье.
Воспитать настоящего Человека – непростое дело; оно требует и времени, и сил, и знаний, и определённых навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе. Важно помнить справедливые слова о том, что «воспитатель сам должен быть воспитан». Родителям надлежит вести своего ребёнка нелёгкой и длинной дорогой в большой и сложный мир знаний, чувств.
О воспитании детей в семье писали великий русский педагог
В.Д. Ушинский, революционные демократы В.Г. Белинский и А. И. Герцен, знаменитый хирург Н.И. Пирогов, Л. Н. Толстой и А. М. Горький,
А. С. Макаренко и многие другие. В их высказываниях по различным вопросам воспитания получили отражение лучшие традиции народной педагогики, передовые взгляды своего времени.
Как справедливо заметил А. И. Герцен, «семья начинается с детей».
Именно появление ребёнка по-настоящему скрепляет брачный союз мужчины и женщины, объединяет их общими заботами и радостями, одухотворяет великой и благородной целью воспитания нового гражданина. Но это обстоятельство возлагает и большую ответственность на родителей, так как воспитание, по словам В. Г. Белинского, - великое дело: им решается участь человека. А. С.Макаренко считал, что «воспитание детей - самая важная область нашей жизни».
«Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребёнка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно, в сущности, требует, чтобы сила воспитания была силою отца, оживлённою присутствием всей совокупности семейных отношений», - писал известный швейцарский педагог Г. Песталоцци. [3;12-13].
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, - но может и ссориться, злобствовать, проявлять чёрствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь.
Восточная мудрость гласит: «Обращайся с ребёнком до пяти лет – как с царём, с пяти до пятнадцати – как со слугой, а с пятнадцати – как с другом». Учитывая акселерацию, как с другом – нужно, наверное, начинать, пораньше?
Цель воспитания, наверное, всё-таки не в том, чтобы добиться бездумного или безвольного послушания, а в том, чтобы привести человека к сознательному выбору поведения, которое мы считаем нравственным.
В жёстком диктате, в боязни самостоятельности своего взрослеющего ребёнка, в страхе перед плохим влиянием – во всём этом видно и недоверие к себе, к своему опыту, и недооценка тех моральных устоев, которые мы закладываем в ребёнке с ранних лет.
«…Юноша не может повзрослеть, не разорвав пуповину эмоциональной зависимости от родителей и не включив своих отношений с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам», - писал в одной из своих книг доктор философских наук профессор И. С. Кон.
Атмосфера семьи… Как много она значит для ребёнка. Если он уверен, что дома его ждёт любовь и понимание, его влечёт туда даже тогда, когда он в чём-то виноват; он знает, что строгость сменится лаской, и готов сделать всё, чтобы исправиться. Семья формирует его взгляды и потребности, понимание мира и своего места в этом мире.
Со времени появления «Книги для родителей » А. С. Макаренко стало привычным представление о некой неполноценности ребёнка, выросшего в однодетной семье. Он или эгоист, или излишне заласкан, или несамостоятелен, привык «держаться за мамину юбку».
В мире человек никогда не одинок. Мир – это сообщество единомыслящих. Малыш – существо активное. Его идеи и впечатления ищут выхода в действиях, и в первую очередь в игре. Но кто, же будет соучастником твоих семейных, детских игр, когда нет, ни сестры, ни брата, а папе и маме просто некогда. Однодетная семья лишает малыша какой-то большой существенной части духовной жизни. Обедняет её. Уносит частицу романтической окрылённости, рождённой миром добрых сказочных героев, неизменную веру сказки в победу добра над злом. Она неизменно возвращает в мир взрослого, в мир прагматических расчётов и будничных забот.
В единственном ребёнке порой удивительно сочетаются, на первый взгляд, противоположные качества: затянувшийся сверх обычных возрастных границ инфантилизм – родители всегда видят в одном, даже достаточно сыне мальчика – и вполне естественная интеллектуальная взрослость, потому, что основной средой и эталоном его поведения становятся родители, их друзья и знакомые, - одним словом, те, с кем ему приходится постоянно встречаться, разговаривать, быть свидетелем поведения и образа жизни.
Столкновение ранней интеллектуальной взрослости и далеко отстоящей от неё нравственности и гражданской зрелости нередко приводит к достаточно острым и неприятным конфликтам, в которых личные претензии, заявки на самостоятельное мнение, на радикальные выводы, категоричные суждения часто не подкреплены ни глубокими знаниями, ни собственным опытом, ни умением взвесить и оценить пропорции, сравнить и сопоставить, подчеркнуть, необходимые аналоги в прошлом.
Как правило, чем больше семья, тем меньше влияет каждый новый ребёнок на ранее установившиеся в доме отношения, на порядок и весь стиль жизни. В большой семье внимание разумных родителей рассредоточивается одинаково между детьми, которым предоставляется большая возможность развиваться в соответствии со своими природными данными.
Если у ребёнка развилось чувство разумного соперничества, утвердилось стремление не отставать от своих старших братьев и сестёр, такое сочетание может помочь формированию целенаправленного и трудолюбивого человека.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны и больше проявляют тревожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, выросших в таких семьях, мало чем отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях. Дефекты неполноценного воспитания мужского характера возникают чаще всего в неполных семьях – в отсутствие отца или в семьях, в которых воспитательная роль отца ограничена. Мать, горячо любя своего сына, тревожась за него, стремится привить ему осмотрительность, осторожность, усидчивость, при этом ограничивая его в движениях, в играх, инициативе, пресекает драчливость, запрещает ввязываться в стычки и потасовки со сверстниками. Но в результате получается обратное – к моменту переходного возраста подростки-мальчики (особенно сверхактивные по складу характера) совершенно отбиваются от рук. Они пытаются реализовать свою потребность в самостоятельности и инициативе с помощью глупых и подчас уродливых по своему нравственному смыслу поступков: испытывая страх перед сильными и старшими, они обнаруживают свою агрессивность перед малышами и зависимыми от них людьми – и, конечно, прежде всего, перед самими матерями, с которыми начинают резко и остро конфликтовать.
Для всех членов семьи и, особенно для детей развод является сильным потрясением, нарушающим стабильность атмосферы. Последствия развода обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
Не меньшее значение в воспитании имеют и дяди и тёти – братья и сёстры отца или матери. Ребёнку, например, очень приятно гулять с дядей, почти таким же сильным и высоким, как папа. Ребёнок должен приучаться с первых лет своей жизни искать индивидуальный подход к людям, ценить в них их индивидуальные достоинства: в одном – веселье и изобретательность, в другом - заботливость, сострадательность и предусмотрительность, а в третьем – силу и выдержку, в четвёртом – жизненный опыт.
И ещё об одном - бабушках и дедушках. Они нужны детям, так как расширяют диапазон их эмоционального контакта с миром людей.
У большинства дедушек и бабушек с годами система интересов всё в большей степени обращается к семье, и прежде всего к внукам – новому поколению продолжателей их жизни. Контакт с внуками жизненно важен и для них самих – он наглядно и эмоционально подтверждает плодотворность их жизни, предоставляет возможность передать багаж накопленных знаний и эмоциональное тепло, которого внукам нередко достаётся больше, чем собственным детям. Вместе с тем именно дедушки и бабушки обычно балуют детей сверх всякой меры. При этом сказывается та самая отдаленность от реальной жизни, которая отличает детство и старость. Родители, включённые в массу всевозможных жизненных проблем, не могу не чувствовать необходимость того, что называется «подготовкой детей к жизни». Для дедушек и бабушек характернее позиция сиюминутного благополучия внуков, а там «вырастет - выправится». Отсюда проистекает несовпадение требований со стороны родителей и прародителей, которое нередко вредит делу воспитания. Бабушка и дедушка могут многое, но они не могут заменить ребёнку отца и мать. Это следует помнить. Между прочим, многие бабушки и дедушки своей титанической активностью вокруг внуков парализуют активность непосредственных родителей, послушное сознание которых охотно идёт на принятие такого «удобства», что ведёт, чуть ли не к полному самоустранению из процесса воспитания.
Интересно, но факт: многие познают всю меру радостей материнства и отцовства не по отношению к собственным детям, а к внукам. Всё замечательно и прекрасно, но реальность того, что ребёнок рядом и слушает тебя, растёт, а не уже взрослый, занимает очень маленький промежуток нашей быстро текущей или даже ускоренной жизни. Драгоценность момента в том, что я, ты, мы и наш ребёнок в будущем сможет скопировать, дублировать правила воспитания и общения в семье.
Рациональное ведение семейного бюджета является необходимым условием нормального бытия семьи. Более того, оно необходимо для нормального воспитания и развития детей. Причём дело не только в том, что разумность распределения средств определяет степень экономичности семьи и, естественно, обеспечивает экономические условия для здорового, полноценного, счастливого детства, а, скорее, в том, что в семьях с налаженной домашней экономикой, как правило, царит благоприятный психологический климат, поскольку удовлетворение потребностей семьи происходит без ссор и размолвок, а также планирование и распределение семейного бюджета формируют у детей начала экономического мышления и поведения.
Информация о работе Влияние семьи на становление личности человека