Влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Kukhta2!_docx.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Научная и практическая актуальность проблемы социально-психологической адаптации в юношеском возрасте заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Данная  работа призвана рассмотреть влияние  социометрического статуса личности на социально-психологическую адаптацию в группе. Эта тема первостепенной важности в психологии,  так как ее актуальность для современников велика. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Из  отечественных психологов вопросами  статуса занимались Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова.

В период всей жизни человека – с  момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс  адаптации. Каждый год детства - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и «вызревании» интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Адаптация личности на социально-психологическом  уровне в отечественной психологии рассматривается со следующих методологических позиций.

Во-первых, социально-психологическая адаптация  личности является продуктом исторического  развития, и не может быть понята вне общественных отношений и  в практической деятельности людей.

Во-вторых, сама структура социально-психологической  адаптации личности полностью определяется многогранной практической деятельностью  и типам общественных отношений, которые обусловливают различные  виды адаптации.

В рамках социально-психологического подхода  социально-психологическая адаптация  рассматривается не как аспект во всех ситуациях адаптации, а как  самостоятельный процесс уравновешивания  внутренней среды человека как личности и социума, способствующий качественным изменениям взаимодействующих сторон.

Теоретическое изучение проблемы адаптации представлено как в отечественной (Ж.Г. Сенокосов, В.Н. Безносиков, Н.А. Свиридов, Б.М.Петров, В.А.Самойлова, Л.И.Ларионова и др.), так и зарубежной психологии (К.Роджерс, Р. Даймонд, Г. Айзенг, Г.Гартманн, А. Маслоу, Л.Филипс). 

Прикладные  аспекты проблемы социально-психологической  адаптации разрабатываются многими  учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных  группах и коллективах (И.А. Георгиева, Н. А. Свиридов,    Е.В. Таранов, А. И. Ходаков, А. П. Хохлова).

Цель  – изучить влияние социометрического  статуса на социально-психологическую  адаптацию в юношестве

Задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;

2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;

3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.

Объект  – социально-психологическая адаптация

Предмет – влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте

Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы эмпирические методы «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд), «Методика для выявления социометрического статуса» (Дж. Морено).

Гипотеза  – социометрический статус влияет на социально–психологическую адаптацию в юношеском возрасте.

 

ГЛАВА 1

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

 

1.1 Представления о социометрическом статусе в психологии

 

Психология  и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Последнее, представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами [9].

Группа  – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.

Одни  и те же члены группы в различных  характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе  внутренних отношений психологи  пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Основным из этих понятий является статус.

Статус  как положение субъекта в системе  межличностных или общественных отношений включает в себя два  понятия: "социальный статус" и "социометрический". Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус рассматривается как положение  личности в системе межличностных  отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые  получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации в учебной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей. В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений [16].

Внешним фактором, определяющим социометрический статус учащихся, являются групповые  нормы и требования. Цели индивида и особенности их осуществления  в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые  ценности могут оказать влияние  на развитие личности членов группы.

  Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение  индивида, определяет характер его  социализации в группе. Социализация  связана со статусом личности  в системе социальных и межличностных отношений. Таким образом, можно предположить, что ценности и требования группы к отдельным ее членам оказывают влияние на развитие их личностных качеств, которые в свою очередь являются фактором социализации подростков в группе [3].

Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним не только положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования отечественных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, Б.А.Ядова, И.П.Волкова и др [16].

       Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться.

Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения, и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. В каждом конкретном случае возникает уникальная сеть взаимоотношений [6].

Между участниками группы может возникать  взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, человек привлекателен  для одних и неприятен для  других; он может быть привлекателен  или неприятен для одних или  безразличен для других; возможно взаимное безразличие [4].

Социометрический  статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена  группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического  опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы.

Лидеры  – это люди или социальные роли, способные оказывать большее  чем другие влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное  место в коммуникационной структуре  группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят  членами своей группы, которые  следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в  выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями  лидеров являются функция специалиста  в конкретной области, длительно  инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и  функция специалиста в области  межличностных отношений, который  регулирует психологический микроклимат в группе [22].

Негативный  социометрический статус характеризует  дезорганизующие тенденции в  поведении члена группы. Самый  простой прием определения социометрического  статуса – процедура тайного  голосования за того или иного  кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения  социометрического статуса является социометрия. В процессе выбора могут  обнаруживаться такие внутригрупповые  образования, как диады (возникают  всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать, когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует  их). Также могут быть образования, звезд, которые состоят из естественного  лидера и его последователей [28].

Значение  статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные  кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям  тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они  приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть.

Один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности [2].

Из  этого можно сделать вывод, что  каждый человек обладает целым рядом  различных социальных позиций, что  составляет его «статусный набор».

 

 

 

1.2 Понятие социально-психологической адаптации

 

Термин адаптация был  заимствован из биологической науки с несколько видоизмененным содержанием. Он стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации [14].

Адаптация является свойством  любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а  прежде всего сложнейшая биосоциальная  система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно  выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и  социальный. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений  в системе "индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая  адаптация [29].

Психическую адаптацию  рассматривают как результат  деятельности целостной самоуправляемой  системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную  организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие  потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды [15].

Исследования феномена социально-психологической адаптации  проводилось с точки зрения психоаналитических теорий и необихевиористических  теорий. Исследованием данного феномена занимались такие ученые, как  Ф.Б. Березин, З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Гартман, А. А. Налчаджян и др.

Информация о работе Влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве