Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа
ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;
- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7
1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18
1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49
Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.[31]
Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел и Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в определённой ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе).
Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированным на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях.
Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, то есть явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.[32]
Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов.
Итак, исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение её границ, состава, композиции.
Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.
Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах.
Организация создается как инструмент решения общественных задач и средство достижения цели. Она складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С этих позиций организация представляет собой совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности-конфликтности.
Организация может выступать как процесс целенаправленного воздействия на объект, в таком случае понятие организации совпадает с понятием управления. Организация может означать упорядоченность какого-либо объекта в плане структуры, строения, типа связей.
Стержень любой организации - работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Система управления персоналом очень разносторонняя и многогранная. Она включает в себя все аспекты взаимодействия работников с организацией.
Управление персоналом организации является целенаправленной деятельностью руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом. Она включает в себя разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.[33]
Социально-психологические методы управления направлены на обеспечение социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы обслуживания; на улучшение жилищных условий; на укрепление здоровья, возрастание значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье.
К социологическим методам управления относятся:
1. Методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий).
2. Методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (социальное планирование развитие коллектива, методы повышения социальной и групповой активности, преемственность славных традиций).
Благоприятный социально-психологический климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество.
3. Методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников: оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде; формирование оптимальной системы управления: организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций; надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе).[34]
Психологические методы управления. Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путём создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.
Трудовая деятельность осуществляется на основе функционирования психики человека, то есть мышления, воображения, внимания и иных психических свойств. Совершенно очевидно, что психическое состояние человека прямо и непосредственно оказывает воздействие как на его личные результаты труда, так и на трудовые достижения коллектива, в котором он работает.
К психологическим методам управления относятся: методы комплектования малых групп и коллективов; методы гуманизации труда; методы психологического побуждения (мотивации); методы профессионального отбора и обучения.[35]
Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные соотношения между работниками в малых группах и коллективах.
Посредством социологических исследований выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.
Существуют два вида совместимости: психологическая и социально-психологическая.
Первая совместимость подразумевает соответствие психологических свойств работника процессам управления. Вторая совместимость формируется в результате оптимального сочетания типов поведения работников и основывается на общих интересах, ценностных ориентациях.[36]
Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки.
Методы психологического побуждения (мотивации). Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления - работника (работников). Методы психологического побуждения многообразны. К их числу относятся:
убеждение - воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;
внушение - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления путём влияния руководителя на психику подчиненного. Наибольшую эффективность даёт применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника.
Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода;
подражание - воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом.
Руководитель, прежде всего, сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматриваются, его действия обсуждаются и оцениваются. Руководитель, как правило, служит в качестве эталона поведения для руководимых, для всех тех, кто постоянно контактирует с ним;
вовлечение - побудительный приём, посредством которого работник-исполнитель становится участником процесса подготовки и реализации решений, принятых руководителем;
оказание доверия - психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации, в выражении уверенности в его возможностях, что повышает моральную значимость поручаемого задания;
принуждение - психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.[37]
Методы профессионального отбора и обучения. К таким методам относятся: отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе (занимаемой должности); развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.
Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах.
Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.[38]
Изучение коллектива производится с помощью сбора и анализа социальной информации, которая представляет собой совокупность сведений о составе, потребностях и интересах работников, характере взаимоотношений, восприимчивости форм и методов стимулирования активности в коллективе органа (подразделения). Сбор информации производится с помощью социологических исследований.
При проведении социологических исследований используется определённый набор технических средств и приёмов, форм сбора и обработки социальной информации о том или ином коллективе - объекте управления.
Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем и предложений граждан, периодической печати), наблюдения; самонаблюдения, эксперименты и некоторые другие.
Информация, полученная в ходе социологического исследования, может быть использована для выявления степени влияния того или иного социального фактора на деятельность коллектива органа или его различных подразделений и групп. На основе информации могут быть сделаны выводы и внесены предложения об изменении практики управления.
На основе результатов социологических исследований разрабатываются и применяются также методы социального регулирования, нормирования и морального стимулирования. Методы социального регулирования используются для упорядочения отношений в коллективе.[39]
Таким образом, социально - психологическими именуются такие методы воздействия субъекта управления на объект управления - трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учётом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.
Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. ПРОГРАММА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: информационно – вычислительный центр штабной части г. Североморска.
Выборка состояла из 25 человек – кадровый потенциал информационно – вычислительной службы. Средний возраст: 32 года. Стаж работы не менее 5 лет. Образование – высшее.
Стиль управления определялся у руководителя информационно – вычислительной службы штабной части. Возраст руководителя: 37 лет. Пол – мужской. Стаж работы – 15 лет. Образование – высшее.
ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства;
- проанализировать полученные результаты исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: трудовой коллектив инженеров – операторов информационно – вычислительного центра.
Информация о работе Влияние стиля руководства на СПК в коллективе