Влияние стиля руководства на СПК в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;
- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7
1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18
1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49

Вложенные файлы: 1 файл

стильупр. СПК.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

 

 

5. Индекс изолированности.

По результатам исследования группа имеет низкий показатель по данному фактору: 7,4%, то есть данную группу можно считать благополучной.

Итак, анализ полученных результатов по методике «Социометрия» позволил сделать следующие выводы:

- благоприятный уровень по сравнению с неблагоприятной зоной межличностных отношений составляет наибольшее количество членов коллектива: 12 человек и 10 человек соответственно;

- выявлена средняя групповая сплочённость в коллективе;

- уровень благополучия взаимоотношений в исследуемом коллективе имеет показатель выше среднего;

- по фактору изолированности группа имеет низкий показатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Отечественные психологи рассматривают группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчёркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний.

Социально-психологический климат - наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» (рядовые члены коллектива) и «по вертикали» (руководитель и рядовые члены коллектива), содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности.

Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.

Говоря о влиянии стиля руководства на социально-психологический климат, нужно подчеркнуть, что нет и не может быть заведомо лучших и худших стилей руководства коллективом. Все зависит от множества объективных факторов существования коллектива, определяющих его жизнедеятельность.

Стиль руководства – один из субъективных факторов, способный в определённых условиях определять формирование социально-психологического климата.

Многие исследователи (Т.С. Кабаченко, Н.Г. Яновский, А.М. Омаров, А.В. Быков) подчёркивают, что в реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Предпочтение того или иного стиля управления обусловлено личностными особенностями руководителя.

В нашем исследовании был определён смешанный тип руководства (авторитарно – демократический), информационно – вычислительного центра, который может быть обусловлен особенностями профессиональной деятельности в условиях воинской части.

Социально-психологический климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Социально-психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений  в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.

В ходе нашего исследования выяснилось, что при наличии авторитарно – демократического стиля управления  коллектив испытуемых имеет следующие показатели:

- определён общий средний уровень социально – психологического климата в коллективе;

- благоприятный уровень по сравнению с неблагоприятной зоной межличностных отношений составляет наибольшее количество членов коллектива;

- выявлена средняя групповая сплочённость в коллективе;

- уровень благополучия взаимоотношений в исследуемом коллективе имеет показатель выше среднего;

- по фактору изолированности группа имеет низкий показатель.

Таким образом, гипотеза: эффективность деятельности трудового коллектива (в частности, особенности социально – психологического климата) обусловлена  особенностями стиля руководства, наша своё подтверждение в ходе нашего исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Агеев B.C. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии /В.С. Агеев, А.А. Сыродеева //Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. – 2004. - № 2. – С. 11 – 20.

2.      Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С. Агеев. – М.: Мысль, 2003. – С. 290.

3.      Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 342.

4.      Андреева, Г.М. Современная социальная психология /Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 372.

5.      Антонюк, В.И. Проблема социально-психологического климата /В.И.  Антонюк, О.И. Зотова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2005. – С. 182.

6.      Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалёв. – М.: Наука, 2002. – С. 192.

7.      Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности /Л.П. Буева. – М.: Знание, 2005. – С. 93.

8.      Головаха, Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ /Е.И. Головаха. – Киев: Научная мысль, 2003. – С. 213.

9.      Донцов, А.И. Психология коллектива /А.И. Донцов. – М.: Аспект Пресс,  - С. 267.

10. Ермаков, П.Н. Прогнозирование эффективности совместной деятельности членов группы /П.Н. Ермаков, В.А. Терёхин //Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - 2005. - № 2. – С. 128-135.

11. Журавлёв А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования /А.Л. Журавлёв //Совместная деятельность: методология, теория, практика. – М.: Наука, 2008. – С. 19-36.

12. Журавлёв, А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива /А.Л. Журавлёв //Психол. журн. – 2008. - Т. 9. - № 6. – С. 53-64.

13. Коломинская, О.Я. Психологии малых групп /О.Я. Коломинская  //Современная психология: справочное руководство /Отв. ред. В.Н. Дружинин. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 524-532.

14. Кричевский, Р.Л. Проблема межличностной совместимости в социальной психологии /Р.Л. Кричевский //Вопросы психологии. – 2005. - № 5. – С. 41 – 48.

15. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты /Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 78.

16. Куликов, В. Приборы в социально-психологическом исследовании /В.  Куликов, Р. Гительмайер. – СПб.: Форум, 2005. – С. 112.

17. Майерс, Д. Социальная психология /Д. Майерс. – М.: Наука, 2000. – С. 345.

18. Мансуров, Н.С. Морально-психологический климат и его изучение /Н.С. Мансуров. – М.: Академия, 2004. – С. 279.

19. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп /Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.В. Журавлёва. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 135.

20. Методы социальной психологии /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёнова. – СПб.: Форум, 2004. – С. 251.

21. Немов, Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива /Р.С. Немов. – М.: Академия, 2003. – С. 237.

22. Никольская, Н. Анализ социально-психологического климата /Н. Никольская. – СПб.: Питер, 2004. – С. 176.

23. Обозов, Н.Н. Исследование психологической совместимости в малых группах /Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. – С. 91 – 101.

24. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев: Лебедь, 2003. – С. 245.

25. Пайке, Э. Практикум по социальной психологии /Э. Пайке, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – С. 324.

26. Немов, Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива /Р.С. Немов. – М.: Академия, 2003. – С. 237.

27. Никольская, Н. Анализ социально-психологического климата /Н. Никольская. – СПб.: Питер, 2004. – С. 176.

28. Обозов, Н.Н. Исследование психологической совместимости в малых группах /Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. – С. 91 – 101.

29. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев: Лебедь, 2003. – С. 245.

30. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения /Б.Д. Парыгин. – М.: Наука, 2003. – С. 249.

31. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 2002. – С. 327.

32. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Академия, 2006. – С. 376.

33. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 313.

34. Позняков, В.П. Психологические отношения субъектов деятельности /В.П. Позняков. – М.: ИП РАН, 2000. – С. 34 – 48.

35. Позняков, В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе /В.П. Позняков //Совместная деятельность: методы исследования и управления. – М.: ИП РАН, 2002. – С. 140-165.

36. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций /Отв. ред. А.Л. Журавлёв. Е.В. Шорохова. – М.: Социум, 2001. – С. 249.

37. Ронгинский, М.Ю. Психология управления /М.Ю. Ронгинский, Е.М. Соколова Е.М. – СПб.: Академия, 2002. – С. 341.

38. Совместная деятельность: методология, теория, практика /Отв. ред. А.Л. Журавлёв, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2002. – С. 290.

39. Социальная психология /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёнова. – СПб.: Просвещение, 2005. – С. 312.

40. Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2003. – С. 214.

41. Социально-психологический климат коллектива и личность /Под ред. В.В. Бойко, А.Г. Ковалева, В.Н. Панферова. – М.: Речь, 2003. – С. 294.

42. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения /Отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. – М.: Наука, 2004. – С. 275.

43. Спасенников, В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях /В.В. Спасенников. – М.: Академия, 2006. – С. 192.

44. Столяренко, А.М. Об управленческом психологическом климате /А.М. Столяренко, Н.М. Фатеев. – СПб.: Питер, 2003. – С. 156.

45. Уманский, Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива /Л.И. Уманский //Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива. - Ярославль, 2005. – С. 212 - 245.

46. Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов /Л.И. Уманский //Методология и методы социальной психологии. – 2007. - № 2. – С. 77-86.

47. Фатеев, Н.М. Влияние особенностей управления на социально – психологический климат коллектива /Н.М. Фатеев. – СПб.: Аспект Пресс, 2004. – С. 267.

48. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология /П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 2005. – С. 422.

 

Приложение № 1

Опросник «Стили руководства» В.П. Захарова

 

1.

а.Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах
докладывали именно ему.

б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2.

а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

3.

а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4.

а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.

а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

6.

а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.

а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8.

а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

Информация о работе Влияние стиля руководства на СПК в коллективе