Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 11:13, курсовая работа
Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела проблема самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов всё более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки 5
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Развитие самооценки в дошкольный период 15
Глава 2. Семейные взаимоотношения 22
2.1 Роль родителей в формировании самооценки ребёнка дошкольного возраста 22
2.2 Супружеские отношения и уровень самооценки ребёнка 25
Заключение 36
Список литературы 38
напряжённость, отсутствие у ребёнка чувства безопасности чрезмерно нагружают его – ведь он, ребёнок, во-первых, постоянно чувствует тревогу и
смятение, боязнь, что он делает что-то не так. Во-вторых, он часто начинает испытывать постоянный подсознательный страх, что его ждёт кара за плохое поведение. Другое обстоятельство, имеющее негативное влияние на развитие
личности ребёнка, - это искажённое осмысление ребёнком роли мужчины или женщины. Ситуация, когда ребёнок
втягивается в борьбу родителей, становится членом «военного союза», пагубно
влияет на будущие отношения с лицами другого пола.
Механизм «ребёнок – объединяющее родителей звено».
Трения между родителями, очевидные или менее заметные, когда ссора, конфликт, негодование прямо не касаются ребёнка, а возникают и существуют
между супругами, но вызывают у него негативные эмоциональные переживания. Ребёнок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чём его причина, не знает средств, как избежать этих негативных переживаний. Изменения эмоциональной атмосферы в семье он связывает либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением. Таким образом, даже не понимая, что делает, ребёнок «ощупью» находит способы (объединение родителей посредством его болезни; выполнения их нереализованных желаний), обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения [35, с.128-146].
31
Однако, очевидно, что влияние родителей на ребёнка не исчерпывается эффектами, возникающими в диаде «родитель-ребёнок». Личность в семье формируется под воздействием более широкого круга явлений, не сводимых лишь к традиционно обозначаемым как «родительско-детские отношения».
Анализ литературы [4, 8, 9] позволяет назвать следующие причины особой конфликтогенности сферы семейного воспитания.
Во-первых, это несовпадение воспитательного опыта, вынесенного из собственных семей. Поскольку другого опыта воспитания детей у супругов нет, то свой опыт воспринимается ими как наиболее адекватный. Под словом «воспитание» родители имеют в виду систему сознательно реализуемых по отношению к ребёнку воздействий, в которых отражаются цели, ценности, смыслы самих родителей. Устойчивость этих элементов воспитательной позиции при отсутствии механизмов их согласования может приводить к тому, что конфликт между супругами по поводу того «как воспитывать детей» будет постоянно воспроизводиться, особенно тогда, когда родители будут испытывать во взаимодействии с детьми какие-либо затруднения.
Во-вторых, это потребность
каждого из супругов в
В-третьих, поскольку воспитательная функция имеет максимальную по сравнению с другими функциями семьи представленность во внутрисемейном взаимодействии супругов с ребёнком, то воспитание детей оказывается той сферой, в которую легко переносится напряжение из других сфер жизнедеятельности семьи. Примером такого переноса может быть фраза типа: «не нужно вести себя, как папа. Папа не правильно поступает… Его уже не исправишь – он взрослый, а ты так не делай…»
Конфликты между родителями, возникающие на почве воспитания, чаще всего возникают в процессе реализации воспитательной функции, то есть в
32
присутствии ребёнка. Отражаясь в психике ребёнка, ситуация конфликта между родителями превращается в его внутриличностный конфликт, со всем набором характерных для этой ситуации состояний.
Можно выделить и другие возможные причины конфликтов: борьба за лидерство; отрицание отдельных черт характера; непринятие и отвержение привычек и каких-либо склонностей; сексуальная неудовлетворённость; низкая привлекательность супруга; неудовлетворённость материально-бытовыми условиями и другие[38, с.185].
Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищённости среди близких
людей – фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании детской психики. Скрытая напряжённая, конфликтная, враждебная обстановка в семье – для ребёнка зло не меньшее, чем открытые скандалы супругов, сопровождаемые взаимными оскорблениями. Эмоциональная нестабильность супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и
солидарности родителей в
воспитании и формировании
– всё это часто приводит к постоянному чувству страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости и нелюдимости, неумению
общаться со сверстниками, уходу в себя, недоверию к родителям и окружающим людям. В итоге, ребёнок может стать душевным инвалидом, человеком, не решающимся совершить хоть какой-нибудь самостоятельный
поступок. Это может сказаться впоследствии и на их собственных семьях, и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребёнок, даёт образец той семьи, которую он создаёт, став взрослым.
Дети очень наблюдательны и чувствительны к малейшим изменениям в настроении и поведении взрослых, хотя сами взрослые обычно этого не замечают. А.С. Макаренко отмечал, что поведение родителей – самая решающая вещь, и не надо думать, будто воспитание происходит только тогда, когда с ребёнком разговаривают, поучают его, приказывают ему: родители воспитывают ребёнка в каждый момент своей жизни; как они одеваются, как
33
разговаривают с другими людьми, как относятся к друзьям, - всё это имеет большое значение[36, с.38, с.44, с.208].
Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. На основе своего жизненного опыта и обобщения его
доступными интеллектуальными
средствами ребёнок может
воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе
[35, с.69].
Потребность понимать отношение к себе человека, с которым общаешься, имеется у человека любого возраста. Так и ребёнку это необходимо, чтобы чувствовать себя уверенным, в безопасности, общаясь с другими. Если ребёнок начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то – за
успехи, похвалу окружающих, что сам он никакой ценности не представляет, возникает неуверенность, самоотрицание, пессимистическое отношение к жизни. Для ребёнка могут быть также характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. Таким образом, у него формируется предубеждённость против самого себя, возникает чувство собственной малоценности, слабости и зависимости [36, с.207].
Можно выделить четыре обобщённые установки по отношению к родителям и к себе (по Г.Т. Хоментаускасу) [18, с.148]:
Тип внутренней позиции |
Особенности типа семейного воспитания |
Особенности личностного развития ребёнка |
1. «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже» |
Эмоциональное принятие сотрудничество и кооперация; взаимное уважение и демократический стиль общения; авторитетный тип воспитания |
Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая самооценка и самопринятие; социальная компетентность; надёжная привязанность |
2. «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня» |
Воспитание по типу кумира семьи; потворствующая гиперпротекция; культ ребёнка и его желаний |
Эмоционально-личностный эгоцентризм; неадекватно завышенная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбивалентная привязанность |
3. «Я нелюбим, но всей душой стремлюсь приблизиться к вам» |
Низкое эмоциональное принятие ребёнка, амбивалентность, явное или скрытое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной ответственности; доминирующая гиперпротекция; феномен делегирования и перфекционизма |
Низкая самооценка и самопринятие; искажение развития Я-концепции; чувство вины и неполноценности; тревожность и фрустрированность; перфекционизм; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегающий или амбивалентный тип привязанности |
4. «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» |
Амбивалентность принятия, явное или скрытое отвержение; гипопротекция, безнадзорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обращение; авторитарно-директивный стиль общения; отстранённость родителей |
Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и самооценка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру |
35
Уверенность в постоянстве отношений, в «безоговорочной» любви
создаёт у ребёнка чувство, что он принимается другим человеком таким, каков он есть, со всеми чудачествами, недостатками и достоинствами.
Это чувство – ценнейшее достояние, основа для принятия человеком самого себя, формирования чувства идентичности с самим собой и, кроме того, фундамент для роста человека. «Ты мне нравишься, ты мне дорог такой, какой ты есть»- эти слова бесценны и для большого, и для маленького.
Это не значит, что всё, что делает другой, нравится, одобряется. Оценка отдельных поступков может и должна быть очень критичной. Любовь к ребёнку, постоянное положительное отношение к нему, вера в него, принятие его таким, какой он есть, означает признание его права на ошибку, а также возможность её исправления, приобретения более приемлемых форм поведения [35, с.113].
Таким образом, ребёнок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер супружеских отношений, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности обеспечивает наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребёнка, а также формированию правильной позитивной самооценки.
36
Заключение
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка, в значительной мере определяющий всё его последующее развитие.
В процессе развития ребёнка происходит накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта, что выражается в возрастании адекватности самооценки. На основе развития эмоциональной сферы психической деятельности у ребёнка формируется и эмоционально-ценностное отношение к своей личности.
Первым важным источником необходимого жизненного опыта для развития личности ребёнка является личность самих родителей. Душевное состояние и поведение ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Он впитывает в себя всё: и хорошее, и плохое; и полезное, и вредное, становясь своеобразным зеркалом, отражающим происходящее в семье и во взаимоотношениях родителей.
Мир любой семьи довольно многолик и разнообразен: в ней переживаются радости и огорчения, чувства глубокой любви и разочарования, искренней привязанности друг к другу и эмоционального отчуждения. Ребёнок в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Он приносит радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой.
Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств, одним из которых является самооценка.
Ощущение самоценности может сформироваться только в такой семейной атмосфере, где уважаются чувства и стремления, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение открыто и доверительно, а
37
семейные правила не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого – неотъемлемая часть взаимоотношений.
Ребёнок в такой семье чувствует себя нужным и любимым, вырастает здоровым и умным.
В данной работе мы описали очень важный компонент индивидуальности - самооценку ребёнка дошкольного возраста, которая находится в стадии становления. Рассмотрели взаимоотношения в семье, супружеские отношения, а также сделали попытку проанализировать их влияние на уровень самооценки ребёнка. Необходимо продолжать изучение проблемы отношений в супружеской паре, для понимания их влияния на отношения родителей и ребёнка, и процесса развития самооценки последнего.
38
Список литературы
1. Болотовский Г.В., Царегородцев А.Д. Три главных года.- М., 2006.-320с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986.- 421с.
3. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2003.- с.358.
4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Пер. с англ. – СПб.: Братство, 1992.- с. 406.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды.- М., 1995.- с.289.
6. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Академия,1997.-493с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979.- 288с.
8. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.- М.: Класс, 1998.- с.234.
9. Витакер К. Символическая
10. Горбачёва В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей // АПН РСФСР, 1952.- №18
11. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача.- Л.: Медицина, 1990.-176с.
12. Детская психология: Учеб. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.: Университетское, 1988.- 399с.
Информация о работе Влияние супружеских отношений на самооценку ребёнка