Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58
Как видно из таблицы:
с высоким уровнем распределени
Таблица №8
Результаты определения уровня объема внимания.
№ |
9 |
10 |
11 |
12 |
Общие баллы |
Уровень |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
низкий |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
низкий |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
высокий |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
10 |
средний |
7 |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
средний |
10 |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
низкий |
11 |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
средний |
13 |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
средний |
14 |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
15 |
2 |
1 |
3 |
2 |
8 |
средний |
17 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
средний |
18 |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
средний |
20 |
1 |
2 |
3 |
1 |
7 |
низкий |
21 |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
средний |
25 |
2 |
3 |
3 |
3 |
10 |
средний |
26 |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
высокий |
27 |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
Как видно из таблицы: с высоким уровнем объема внимания 2 ученика (12%), со средним уровнем 11 учеников (64,7%), с низким уровнем 4 ученика ( 23%).
Результаты определения уровня переключения внимания.
№ |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
2 |
средний |
2 |
3 |
высокий |
3 |
3 |
высокий |
5 |
3 |
высокий |
7 |
2 |
средний |
10 |
3 |
высокий |
11 |
2 |
средний |
13 |
2 |
высокий |
14 |
3 |
высокий |
15 |
3 |
средний |
18 |
2 |
средний |
20 |
2 |
средний |
22 |
3 |
высокий |
25 |
2 |
средний |
27 |
3 |
высокий |
Как видно из таблицы: с высоким уровнем переключения внимания 8 учеников (54%), со средним уровнем 7 ученика (46%).
Для наглядности соберем все полученные данные в одну таблицу и сверим результаты обоих срезов.
Таблица №10
Сравнительный анализ
устойчивость |
распределение |
объем |
переключение | ||||||
№ |
список |
I срез |
II срез |
I срез |
II срез |
I срез |
II срез |
I срез |
II срез |
1 |
Абдрашитова Камилла |
н |
с |
н |
в |
н |
н |
н |
с |
2 |
Авдеюк Данил |
н |
с |
н |
с |
н |
н |
н |
в |
3 |
Аминева Анастасия |
с |
в |
с |
в |
с |
в |
с |
в |
4 |
Бушин Никита |
в |
в |
в |
в |
||||
5 |
Васильева Ксения |
с |
в |
в |
с |
с |
с |
в | |
6 |
Герасимова Полина |
в |
в |
в |
в |
||||
7 |
Ермилов Артем |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
8 |
Землянскова Влада |
в |
в |
в |
в |
||||
9 |
Зулькарнаева Элина |
в |
в |
в |
в |
||||
10 |
Калькина Анна |
н |
с |
н |
с |
н |
н |
н |
в |
11 |
Клоков Михаил |
н |
в |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
12 |
Крыгина Кристина |
в |
в |
в |
в |
||||
13 |
Анастасия Ложкина |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
14 |
Ляпустин Константин |
с |
в |
в |
с |
с |
с |
в | |
15 |
Пикалов Рем |
с |
с |
с |
в |
н |
с |
с |
с |
16 |
Подвязкина Юлия |
в |
в |
в |
в |
||||
17 |
Сайфутдинов Ирик |
в |
в |
с |
с |
в |
|||
18 |
Семенова Елизавета |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
19 |
Симакова Ангелина |
в |
в |
в |
в |
||||
20 |
Смирнова Ольга |
н |
с |
н |
с |
н |
н |
н |
с |
21 |
Стерликова Анна |
в |
в |
с |
с |
в |
|||
22 |
Стрижкова Мария |
с |
в |
в |
в |
с |
в | ||
23 |
Тарасов Илья |
в |
в |
в |
в |
||||
24 |
Хасанова Диана |
в |
в |
в |
в |
||||
25 |
Хисматуллин Ильдар |
с |
с |
в |
с |
с |
с |
с | |
26 |
Шарапова Алина |
в |
в |
в |
в |
||||
27 |
Янгиров Аскар |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
Где н - низкий, с - средний, в - высокие уровни.
В таблице № 10 весьма наглядно представлены результаты двух срезов, на основе которых мы можем сказать, что уровень устойчивости и концентрация внимания повысился у Камиллы А., Данила А., Анны К., Ольги С. (был низкий, стал средний), у Михаила К. (был низкий, стал высокий); уровень распределения внимания повысился у Михаила К., Данила А., Анны К., Ольги С.(был низкий, стал средний), у Камиллы А.,(был низкий, стал высокий); уровень объема внимания повысился только у Михаила К.(был низкий, стал средний); уровень переключения внимания повысился у Анны К., Данила А.(был низкий, стал высокий), у Камиллы А., Ольги С., Михаила К(был низкий, стал средний).
Данные констатирующего эксперимента и повторного исследования представлены на сравнительных диаграммах.
Устойчивость и концентрация внимания
Рис. 1
Распределение внимания
Рис.2
Объем внимания
Рис.3
Переключение внимания
Рис.4
В конце эксперимента мы снова проверили успеваемость учащихся по тем же дисциплинам. Результаты успеваемости детей мы представили в таблице №12.
Таблица №12
Результаты успеваемости учащихся по трем дисциплинам на конец эксперимента.
№ |
Дисциплина |
Рус. яз |
Литер. чтение |
математика |
1 |
Абдрашитова Камилла |
4 |
5 |
3 |
2 |
Авдеюк Данил |
4 |
5 |
3 |
3 |
Аминева Анастасия |
5 |
5 |
4 |
4 |
Бушин Никита |
5 |
4 |
4 |
5 |
Васильева Ксения |
4 |
5 |
4 |
6 |
Герасимова Полина |
5 |
5 |
4 |
7 |
Ермилов Артем |
4 |
5 |
4 |
8 |
Землянскова Влада |
5 |
5 |
5 |
9 |
Зулькарнаева Элина |
5 |
5 |
5 |
10 |
Калькина Анна |
4 |
5 |
3 |
11 |
Клоков Михаил |
4 |
5 |
4 |
12 |
Крыгина Кристина |
5 |
5 |
4 |
13 |
Анастасия Ложкина |
4 |
5 |
4 |
14 |
Ляпустин Константин |
4 |
5 |
4 |
15 |
Пикалов Рем |
4 |
5 |
4 |
16 |
Подвязкина Юлия |
5 |
5 |
5 |
17 |
Сайфутдинов Ирик |
4 |
5 |
4 |
18 |
Семенова Елизавета |
5 |
5 |
4 |
19 |
Симакова Ангелина |
4 |
5 |
4 |
20 |
Смирнова Ольга |
4 |
5 |
3 |
21 |
Стерликова Анна |
5 |
5 |
5 |
22 |
Стрижкова Мария |
5 |
5 |
4 |
23 |
Тарасов Илья |
5 |
5 |
4 |
24 |
Хасанова Диана |
5 |
5 |
5 |
25 |
Хисматуллин Ильдар |
4 |
4 |
4 |
26 |
Шарапова Алина |
5 |
5 |
5 |
27 |
Янгиров Аскар |
4 |
4 |
4 |
Для наглядности представлены в таблице №13 результаты успеваемости к начале эксперимента и к концу эксперимента и сравним общие результаты.
Таблица №13
Результаты успеваемости учащихся к начале эксперимента и к концу эксперимента
№ список |
Рус. яз |
Литер. чтение |
Математика | ||||
в начале |
в конце |
в начале |
в конце |
в начале |
в конце | ||
1 |
Абдрашитова Камилла |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
2 |
Авдеюк Данил |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
Аминева Анастасия |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Бушин Никита |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Васильева Ксения |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
6 |
Герасимова Полина |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
7 |
Ермилов Артем |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
8 |
Землянскова Влада |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
9 |
Зулькарнаева Элина |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Калькина Анна |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
11 |
Клоков Михаил |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
12 |
Крыгина Кристина |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
13 |
Анастасия Ложкина |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
14 |
Ляпустин Константин |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
15 |
Пикалов Рем |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
16 |
Подвязкина Юлия |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
17 |
Сайфутдинов Ирик |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
18 |
Семенова Елизавета |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
19 |
Симакова Ангелина |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
20 |
Смирнова Ольга |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
21 |
Стерликова Анна |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
22 |
Стрижкова Мария |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
23 |
Тарасов Илья |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
24 |
Хасанова Диана |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Хисматуллин Ильдар |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
26 |
Шарапова Алина |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
27 |
Янгиров Аскар |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
До начала исследования по русскому языку отличников было 3 ученика (11,1%), хорошистов – 18 (66,6%), неуспевающих – 6 (22,2%); по чтению было: отличников – 15 (55,5%), хорошистов – 12 (44,4%); по математике было: отличников – 5 (18,5%), хорошистов – 16 (59,2%), неуспевающих – 6 (22,2%).
В конце эксперимента по русскому языку число отличников стало 13 (48%), хорошистов - 14 (51,8%); по литературному чтению число отличников стало 24 (88,8%), хорошистов – 3 (11%); по математике число отличников стало 6 (22,2%), хорошистов – 16 (59,2%), неуспевающих – 5 (18,5%).
Результаты успеваемости представим в виде диаграммы
по русскому языку
Рис. 5
По литературному чтению
Рис. 6
По математике
Рис. 7
Сравнивая результаты, мы можем сделать следующие выводы по этим трем дисциплинам: «5» в конце стало больше на 25%, «4» меньше на 14%, «3» меньше на 8,5%. В основном повысились результаты по русскому языку и чтению, меньше изменилось оценки по математике.
Для наглядности представлены в рис.8 результаты успеваемости к начале эксперимента и к концу эксперимента и сравним общие результаты.
Результаты успеваемости по трем дисциплинам представим в виде диаграммы.
Рис.8
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Выводы по главе II
Анализ экспериментальных данных позволил нам сформировать следующие выводы: