Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_nakonets_to.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем распределения внимания 3 ученика (27,3%), со средним уровнем 8 учеников (78%)

Таблица №8

Результаты  определения уровня объема внимания.

 

9

10

11

12

Общие баллы

Уровень

1

2

2

1

2

7

низкий

2

2

2

2

1

7

низкий

3

3

3

2

3

11

высокий

5

2

3

2

3

10

средний

7

3

3

2

2

10

средний

10

2

2

1

2

7

низкий

11

3

2

2

2

9

средний

13

2

3

3

2

10

средний

14

2

2

3

2

9

средний

15

2

1

3

2

8

средний

17

3

2

3

2

10

средний

18

2

3

3

2

10

средний

20

1

2

3

1

7

низкий

21

3

3

2

2

10

средний

25

2

3

3

3

10

средний

26

2

3

3

3

11

высокий

27

2

2

3

2

9

средний


 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем объема внимания 2 ученика (12%), со средним уровнем 11 учеников (64,7%), с низким уровнем 4 ученика ( 23%).         

                                                                                          Таблица № 9

Результаты  определения уровня переключения внимания.

 

Кол-во баллов

Уровень

1

2

средний

2

3

высокий

3

3

высокий

5

3

высокий

7

2

средний

10

3

высокий

11

2

средний

13

2

высокий

14

3

высокий

15

3

средний

18

2

средний

20

2

средний

22

3

высокий

25

2

средний

27

3

высокий


 

Как видно из таблицы: с высоким уровнем переключения внимания 8 учеников (54%), со средним уровнем 7 ученика (46%).

Для наглядности соберем  все полученные данные в одну таблицу  и сверим результаты обоих срезов.

Таблица №10

Сравнительный анализ

устойчивость

распределение

объем

переключение

список

I

срез

II

срез

I

срез

II

срез

I

срез

II

срез

I

срез

II

срез

1

Абдрашитова Камилла

н

с

н

в

н

н

н

с

2

Авдеюк Данил

н

с

н

с

н

н

н

в

3

Аминева Анастасия

с

в

с

в

с

в

с

в

4

Бушин Никита

в

 

в

 

в

 

в

 

5

Васильева Ксения

с

в

в

 

с

с

с

в

6

Герасимова Полина

в

 

в

 

в

 

в

 

7

Ермилов Артем

с

с

с

с

с

с

с

с

8

Землянскова Влада

в

 

в

 

в

 

в

 

9

Зулькарнаева Элина

в

 

в

 

в

 

в

 

10

Калькина Анна

н

с

н

с

н

н

н

в

11

Клоков Михаил

н

в

н

с

н

с

н

с

12

Крыгина Кристина

в

 

в

 

в

 

в

 

13

Анастасия Ложкина

с

с

с

с

с

с

с

в

14

Ляпустин Константин

с

в

в

 

с

с

с

в

15

Пикалов Рем

с

с

с

в

н

с

с

с

16

Подвязкина Юлия

в

 

в

 

в

 

в

 

17

Сайфутдинов Ирик

в

 

в

 

с

с

в

 

18

Семенова Елизавета

с

с

с

с

с

с

с

с

19

Симакова Ангелина

в

 

в

 

в

 

в

 

20

Смирнова Ольга

н

с

н

с

н

н

н

с

21

Стерликова Анна

в

 

в

 

с

с

в

 

22

Стрижкова Мария

с

в

в

 

в

 

с

в

23

Тарасов Илья

в

 

в

 

в

 

в

 

24

Хасанова Диана

в

 

в

 

в

 

в

 

25

Хисматуллин Ильдар

с

с

в

 

с

с

с

с

26

Шарапова Алина

в

 

в

 

в

 

в

 

27

Янгиров Аскар

с

с

с

с

с

 

с

в


 

Где н - низкий, с - средний, в - высокие уровни.

В таблице № 10 весьма наглядно представлены результаты двух срезов, на основе которых мы можем  сказать, что уровень устойчивости и концентрация внимания повысился  у Камиллы А., Данила А., Анны К., Ольги  С. (был низкий, стал средний), у Михаила К. (был низкий, стал высокий); уровень распределения внимания повысился  у Михаила К., Данила А., Анны К., Ольги С.(был низкий, стал средний), у Камиллы А.,(был низкий, стал высокий); уровень объема внимания повысился только у Михаила К.(был низкий, стал средний); уровень переключения внимания повысился у Анны К., Данила А.(был низкий, стал высокий), у Камиллы А., Ольги С., Михаила К(был низкий, стал средний).

Данные констатирующего  эксперимента и повторного исследования представлены на сравнительных диаграммах.

 

Устойчивость и концентрация внимания

Рис. 1

 

Распределение внимания

Рис.2

 

 

 

 

 

Объем внимания

Рис.3

Переключение внимания

Рис.4

В конце эксперимента мы снова проверили успеваемость учащихся по тем же дисциплинам. Результаты успеваемости детей мы представили  в таблице №12.

Таблица №12

Результаты успеваемости учащихся по трем дисциплинам на конец эксперимента.

Дисциплина

Рус. яз

Литер. чтение

математика

1

Абдрашитова Камилла

4

5

3

2

Авдеюк Данил

4

5

3

3

Аминева Анастасия

5

5

4

4

Бушин Никита

5

4

4

5

Васильева Ксения

4

5

4

6

Герасимова Полина

5

5

4

7

Ермилов Артем

4

5

4

8

Землянскова Влада

5

5

5

9

Зулькарнаева Элина

5

5

5

10

Калькина Анна

4

5

3

11

Клоков Михаил

4

5

4

12

Крыгина Кристина

5

5

4

13

Анастасия Ложкина

4

5

4

14

Ляпустин Константин

4

5

4

15

Пикалов Рем

4

5

4

16

Подвязкина Юлия

5

5

5

17

Сайфутдинов Ирик

4

5

4

18

Семенова Елизавета

5

5

4

19

Симакова Ангелина

4

5

4

20

Смирнова Ольга

4

5

3

21

Стерликова Анна

5

5

5

22

Стрижкова Мария

5

5

4

23

Тарасов Илья

5

5

4

24

Хасанова Диана

5

5

5

25

Хисматуллин Ильдар

4

4

4

26

Шарапова Алина

5

5

5

27

Янгиров Аскар

4

4

4


 

Для наглядности представлены в таблице №13 результаты успеваемости к начале эксперимента и к концу эксперимента и сравним общие результаты.

Таблица №13

Результаты успеваемости учащихся к начале эксперимента и к концу эксперимента

 

список

Рус. яз

Литер. чтение

Математика

в начале

в конце

в начале

в конце

в начале

в конце

1

Абдрашитова Камилла

3

4

4

5

3

3

2

Авдеюк Данил

3

4

4

5

3

3

3

Аминева Анастасия

4

5

5

5

4

4

4

Бушин Никита

4

5

4

4

4

4

5

Васильева Ксения

4

4

4

5

4

4

6

Герасимова Полина

4

5

5

5

4

4

7

Ермилов Артем

3

4

4

5

4

4

8

Землянскова Влада

5

5

5

5

5

5

9

Зулькарнаева Элина

5

5

5

5

5

5

10

Калькина Анна

3

4

4

5

3

3

11

Клоков Михаил

3

4

4

5

4

4

12

Крыгина Кристина

4

5

5

5

4

4

13

Анастасия Ложкина

4

4

5

5

4

4

14

Ляпустин Константин

4

4

4

5

3

4

15

Пикалов Рем

4

4

5

5

4

4

16

Подвязкина Юлия

4

5

5

5

5

5

17

Сайфутдинов Ирик

4

4

5

5

4

4

18

Семенова Елизавета

4

5

5

5

3

4

19

Симакова Ангелина

4

4

5

5

4

4

20

Смирнова Ольга

3

4

4

5

3

3

21

Стерликова Анна

4

5

5

5

5

5

22

Стрижкова Мария

4

5

5

5

4

4

23

Тарасов Илья

4

5

4

5

4

4

24

Хасанова Диана

4

5

5

5

5

5

25

Хисматуллин Ильдар

4

4

4

4

4

4

26

Шарапова Алина

5

5

5

5

4

5

27

Янгиров Аскар

4

4

4

4

4

4


 

До начала исследования по русскому языку отличников было 3 ученика (11,1%), хорошистов – 18 (66,6%), неуспевающих – 6 (22,2%); по чтению было: отличников – 15 (55,5%), хорошистов – 12 (44,4%); по математике было: отличников – 5 (18,5%), хорошистов – 16 (59,2%), неуспевающих – 6 (22,2%).

В конце эксперимента по русскому языку число отличников стало 13 (48%), хорошистов  - 14 (51,8%); по литературному  чтению число отличников стало 24 (88,8%), хорошистов – 3 (11%); по математике число  отличников стало 6 (22,2%), хорошистов – 16 (59,2%), неуспевающих – 5 (18,5%).

Результаты успеваемости представим в виде диаграммы 

по русскому языку

 

Рис. 5

 

По литературному чтению

Рис. 6

 

По математике

Рис. 7

Сравнивая результаты, мы можем сделать следующие выводы по этим трем дисциплинам: «5» в конце стало больше на 25%, «4» меньше на 14%, «3» меньше на 8,5%. В основном повысились результаты по русскому языку и чтению, меньше изменилось оценки по математике.

Для наглядности представлены в рис.8 результаты успеваемости к начале эксперимента и к концу эксперимента и сравним общие результаты.

Результаты успеваемости по трем дисциплинам представим в виде диаграммы.

Рис.8

 

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Выводы по главе II

Анализ экспериментальных  данных позволил нам сформировать следующие  выводы:

  1. Хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
  2. Наше исследование показывает, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой , ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с прочностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
  3. Разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.
  4. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется индивидуально - типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности.

Информация о работе Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности