Влияние ценностных ориентаций на отцовство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.

Содержание

Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Ценностно-ориентационая сфера отцов.docx

— 446.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также  степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для  него наиболее важным и обладает для  него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.

В то же время ряд авторов  полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный  и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает  личностные ценности и смыслы через  понятие «убеждение». Убеждение, являясь  интегрирующим элементом механизма  регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной  деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка». При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе  ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

  • истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
  • влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
  • общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
  • все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  • ценности организованы в системы.

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

  • ценности – это понятия или убеждения;
  • ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;
  • ценности имеют надситуативный характер;
  • ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
  • ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические  образования, всегда представляющие иерархическую  систему и существующие в структуре  личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как  некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Регулятивная функция  ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей  активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта».

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют  человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную  и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание  для выбора из имеющихся альтернатив  целей и средств, для порядка  предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

 

2.2  Ценностные  ориентации личности

 при формировании  отцовства

В формировании родительского отношения и стиля воспитательной деятельности у мужчины Р.В. Овчарова,  выделяет три уровня:

1. Уровень общества: сюда  относится влияние общественных  факторов на представление об  отцовской роли.

2. Уровень собственной  семьи: включает влияние семейных  условий на представление об  отцовской роли.

3. Индивидуальный (личностный) уровень: влияние личностного  фактора на представления об  отцовской роли.

Ю.В. Борисенко, в свою очередь, все многообразие факторов, влияющих на становление отцовской роли, классифицирует на четыре большие группы. К первой группе автор относит факторы, связанные  с взаимоотношениями в супружеской  диаде. Ко второй группе относятся факторы, связанные с влиянием матери ребенка (супруги мужчины) на становление  мужчины в роли отца. Третья группа включает в себя средовые факторы. К  четвертой группе относятся факторы, связанные с личностью самого ребенка — полом, возрастом, индивидуально-психологическими особенностями.

Таким образом, успешное поведение  мужчины в роли отца во многом обусловлено  системой ценностей отцовства, характерных  для данной культуры и общества, личным опытом детско-родительских отношений, качеством супружеских отношений, личностной зрелостью мужчины и  психолого-возрастными особенностями  ребёнка.

В онтогенезе отцовства Ю.В.Борисенко выделяет три этапа: первый этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены (партнерши). Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Второй этап - период беременности партнерши — начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Третий этап — период после рождения ребенка — практический период, когда отец включается во взаимодействие с ребёнком.

На каждом из этапов формируются  значимые новообразования личности, отвечающие за психологическую готовность к отцовству.

На любом переходном этапе  развития, связанном с освоением  новой деятельности, большое значение имеют ценностные ориентации личности, которые выступают в роли адаптационных  механизмов. Ценности являются мощным регулятором поведения человека, направляют, корректируют и могут  побуждать к определённым действиям. Ценностные ориентации определяют не только динамику отцовства и материнства, но и конечном итоге динамику семьи. В то же время, ценности являются хорошим  индикатором для отслеживания процессов  социального и индивидуального  изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий.

Ценностные ориентации, соответствующие  высшим социальным потребностям отвечают за отношение человека к жизненным  целям и средствам их удовлетворения. При этом, ценностные ориентации личности полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

 

Выводы по 1 главе

Таким образов в теоритическом  анализе исследуемой проблемы мы рассмотрели особенности детско – родительских отношение, феномен отцовства и ценностно – ориентационную сферу личности.

В своем,  исследовании мы будем придерживаться подхода направленного на изучение детско-родительских отношений через призму личности родителя. Мы рассмотрели родительство с точки зрения трех подходов: системный (когда детско-родительские отношения являются подсистемой семейных отношений),  феноменологический поход (раскрытия сущности явлений), комплексный (наличие определенной структуры взаимодействия, причем под структурой здесь понимается совокупность межкомпонентных функциональных связей).

За основу в своей работе мы берем определение детско – родительских отношений предложенную М.В. Сапоровской «Детско-родительские отношения - это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживания родителей и детей в их совместной деятельности». Детско-родительские отношения связаны с реальным взаимодействием родителей и детей, в них ярко проявляются социально-психологические закономерности.

Детско-родительские отношения - это сложное многофакторное явление, имеющее свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы  детско-родительские отношения рассматриваются  как фактор, оказывающий влияние  на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его личностных особенностей, социальное развитие и психическое – благополучие. Мы рассматривает роль отца в структуре  детско – родительских отношений. Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а значит и отца претерпевает серьезные изменения. От отца сейчас требуется ответственность, верность, надежность, успешность. Одна из значимых ролей отца в структуре детско – родительских отношение – это источник уверенности и авторитета, и формирование у ребенка целей и идеалов в будущем, во многом образ отца предопределяет социальное поведение ребенка (по А.С. Спиваковскай, 1999). Именно поэтому личности отца в последнее время уделяется все больше и больше внимания.

В нашей работе мы сфокусировали  внимание на проблеме ценностных ориентаций отцов. Ценностные ориентации выполняют  функцию регуляторов поведения  и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Как соотносятся ценностные ориентации с детско – родительскими отношениями нам и предстоит выяснить в эмпирической части работы.

 

 

2.Программа эмпирического исследования

Выполненный нами анализ литературы, посвященной детско- родительским отношениям и влиянию ценностных ориентаций на сферы жизнедеятельности человека, позволяет выдвинуть цель нашего исследования.

Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям

Задачи исследования:

  1. Изучение ценностно - ориентационной  сферы личности отцов;
  2. Изучение особенностей детско  – родительских отношений между отцами и детьми;
  3. Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство