Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа
Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.
Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
По результатам факторного анализа можно выделить следующие специфические модели детско-родительских отношений выявленные в исследуемой выборке:
1. Ребенку уделяется внимание и время отца. Отец интересуется жизнью ребенка и в курсе его дел, поскольку общаются с ребенком, налажен эмоциональный контакт. Требования к ребенку соответствуют его возрасту и возможностям, определен и уровень свободы ребенка, отцы стимулируют проявление самостоятельности у ребенка.
2. Отец требует от ребенка дисциплины. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами, уделяя при этом ребенку много времени и сил. У ребенка в семье с таким отцом минимальное количество обязательств, поскольку большую часть дел и обязанностей отец старается выполнять совместно с ребенком (для дополнительного контроли и уверенности в качестве выполнения). Не используются наказание, количество санкций минимально поскольку отец как правило рядом и вовремя может направить ребенка избежав при этом неправильного решения и как следствие – наказания.
3. Отец старается на равных общаться с ребенком, уважает желание ребенка. Ждет от него самостоятельности. Возможно, переоценивает его возрастные возможности приписывая чрезмерную взрослость ребенку (взвешенные поступки и решения, самостоятельное решение проблемы).
4. Отец
заинтересован в делах и
5. Отец низко оценивает возможности и способности ребенка. Но стирает не вмешиваться и не наставлять ребенка. Ребенку, как правило «все можно» поскольку в глазах отца он еще маленький и глупый.
6. Отец
считает, что ребенок мало
Мы рассмотрели основные модели детско-родительских отношений отцов в исследуемой выборке.
Что бы
изучить влияние ценностно-
Таблица 2
Различия в особенностях взаимодействия с ребенком и отцов с отличиями ценностро-ориентационной сферы.
Манна-Уитни U критерий (Таблица1) По перем. ценностро-ориентационная сфера Отмеченные критерии значимы на уровне p <,05000 | ||||||||||
Сум.ран 1 группа |
Сум.ран 2 группа |
U |
Z |
p-уров. |
Z |
p-уров. |
N набл. |
N набл. |
2-х стор | |
кооперация |
58,00000 |
8,00000 |
2,00000 |
2,04124 |
0,041228 |
2,08432 |
0,037132 |
8 |
3 |
0,048485 |
Различия на уровне достоверном уровне значимости обнаружены только между группами 1 и 2 (1 группа – отцы довольные своей жизнью, 2 – отцы фаталисты). Различия выявлены по показателю - «кооперация». Содержательно эта шкала раскрывается так: отец заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Этот показатель выше у отцов первой группы. Отцы второй группы меньше испытывают к ребенку чувства расположения, не всегда стараются помочь ребенку. У отцов второй группы не всегда получается принимать участие в жизни ребенка (скорее всего они объясняют это внешними обстоятельствами). Реже жалеют своего ребенка (мне все тяжело достается и тебе ни кто не должен помогать; привыкай, жизнь тяжела и не справедлива). Считают, что это ребенок должен приспосабливаться к родителям, а не родители менять свою жизнь «под ребенка». В конфликтах с ребенком не учитывают мнение и позицию ребенка.
Другие различия между тремя группами не выявлены. Возможно, это связано с изначальным подбором в исследование отцов, условно благоволучшых (имеют высшее образование, не злаупотребляют алкоголем, имеют стабильную работу).
ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений.
Следующим блоком анализа и интерпретации полученных данных мы рассмотрим результаты корреляций между показателями ценностно-ориентационной сферой отцов и особенностями детско-родительских отношений.
Таблица № 3
Корреляционный анализ показателей опросника родительского отношения (ОРО) и теста смысложизненных ориентаций (СЖО)
Ранговые корреляции Спирмена (Таблица1) ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05000 | ||||
Число |
Спирмена |
t(N-2) |
p-уров. | |
принятие &субшкала 2(процесс) |
20 |
0,588615 |
3,08912 |
0,006328 |
принятие &субшкала 3(результат) |
20 |
0,472128 |
2,27227 |
0,035566 |
принятие &субшкала 4(локус контроля - Я) |
20 |
0,576690 |
2,99486 |
0,007772 |
принятие & субшкала5 (локус контроля жизни) |
20 |
0,456547 |
2,17710 |
0,043024 |
Данные корреляционного анализа показывают, что эмоциональное принятие ребенка положительно коррелирует со шкалой «Процесс» - удовлетворенностью своей жизнью в настоящем, то есть, чем выше отцы довольны своей жизнью, если их все устраивает в собственном «настоящем», следовательно они довольны и собственной семьей и собственным ребенком. (R=0, 588, при p<0,006). И наоборот, чем ниже их удовлетворенность собственной жизнью, там скорее он будут недовольны ребенком. Таким отцам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Так же шкала «Принятие» положительно коррелирует с такими показателями ценносто-ориентационной сферы личности как:
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (R=0, 472, при p<0,03). Таким образом, ценностно-ориентационная сфера отцов довольных своими детьми, принимающие их «такими как есть» отличается удовлетворенностью прожитой части жизни. Чем выше принятие отцом собственной жизни, там выше и принятие ребенка. Если отец не считает свою жизнь, свои достижения – продуктивнми, он по большей части не доволен и ребенком.
Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) (R=0, 576, при p<0,007).Отцы, у которых складывается представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролирующие события собственной жизни, также принимают своих детей и довольны своим ребенком. Отцы, не верящие в свои силы. Отцы не способные контролировать события собственной жизни, недовольны своим ребенком. В своем отношении с ним проявляют недовольство и досаду по поводу достижений и возможностей самого ребенка. Зачастую типичным высказываниями становятся: «Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось».
Локус контроля - жизнь или управляемость жизни (R=0, 456, при p<0,04). Чем выше у отцов убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь тем выше его принятие ребенка. У отцов, чем выше чувство, что они лишены возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств тем ниже их принятие ребенка.
Таблица №4
Корреляционный анализ показателей опросника родительского отношения (ОРО) и теста «Морфологический тест жизненных ценностей»
Ранговые корреляции Спирмена (Таблица1) ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05000 | ||||
Число |
Спирмена |
t(N-2) |
p-уров. | |
принятие & достижения |
20 |
0,527057 |
2,63125 |
0,016947 |
принятие & сохранение индивидуальности |
20 |
0,528137 |
2,63872 |
0,016682 |
Данные корреляционного анализа показывают, что эмоциональное принятие ребенка положительно коррелирует также и с такими жизненными ценностями как достижение (R=0, 527, при p<0,016) и сохранение индивидуальности (R=0,528, при р<0,01).
Чем выше у отцов стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов. Чем выше умение тщательно планируют свою жизнь, ставить конкретные цели на каждом ее этапе и главное - добиться этих целей, тем выше и принятие собственного ребенка. Часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки. Поэтому мы можем косвенно утверждать, что у отцов с адекватной собственной самооценкой, адекватное принятие собственного ребенка, такие отцы видят в большей степени положительные стороны ребенка, тогда, как низкая самооценка отца транслируется на его восприятие ребенка. Причем отношения между отцом и ребенком искажаются: отец замечает чаще негативные проявления личности ребенка и усиливает их собственной критической оценкой, а положительные достижения ребенка объясняет внешним стечением обстоятельств.
Отцы с высокими показателями по шкале «достижения» стремятся и в семье добиваться каких-либо реальных результатов например как можно раньше научить ребенка писать, стимулируют спортивные достижения ребенка. Они сравнивают своего ребенка с другими детьми, но поскольку эта шкала положительно коррелирует со шкалой «принятие ребенка», мы можем утверждать, что сравнение в этом случае происходит в пользу собственного ребенка и сравниваются и развиваются те способности ребенка, в которых он действительно моет быть успешен. Отцы, ориентированные на достижения стимулируют достижения и собственных детей, причем действительно прикладывают много сил и времени на занятия с ребенком и на развитие его способностей. Такие отцы всегда найдут время отвезти ребенка на секцию, или проследить за качеством выполненного школьного задания, не перекладывая эти обязанности на других членов семьи. Им нравиться проводить время вместе с ребенком, поскольку для таких отцов это не просто общение, а и передача собственного опыта и осуществление наставничества, у таких отцов возможно совместное с ребенком хобби (рыбалка, шахматы, футбол). Ребенок воспринимается как полноправный партнер, его чувства ценятся и учитываются, отец уважает своего ребенка. Такие отцы стараются доминировать в вопросах воспитания, именно его слово всегда «последнее», и с его мнением считаются. Такие отцы не редко считают себя экспертом особенно при воспитании мальчика, но в любом случае эти отцы принимают своих детей такими, какие есть, любят, и гордится ими.
Эмоциональное принятие ребенка положительно коррелирует и с такой жизненной ценностью как сохранение индивидуальности. Сохранение индивидуальности - стремление человека к независимости от других людей. Такие отцы считают, что самое важное в жизни - это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни. Это относится и с его отношению к ребенку, такими отцами признается право ребенка на собственные желания, взгляды, мысли и суждения. Именно поэтому высокие показатели по шкале «сохранение индивидуальности» объясняют корреляционную связь с таким критерием детско-родительских отношений - как принятие. Напротив если отец не желает выделяться, стремиться к конформности, он сравнивая своего ребенка с другими детьми при обнаружении отличий разочаровывается в возможностях ребенка. Такой родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
Таблица №5
Корреляционный анализ показателей шкал опросника для родителей детей в возрасте 3-10 лет и теста смысложизненных ориентаций (СЖО)
Ранговые корреляции Спирмена (Таблица1) ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05000 | ||||
Число |
Спирмена |
t(N-2) |
p-уров. | |
Потворствование & субшкала 3(результат) |
20 |
0,444001 |
2,10232 |
0,049863 |
Обнаружена положительная корреляционная связь между результативностью жизни и потворствованию (R=0,444, при р<0,04). Чем выше у отцов оценка и удовлетворенность собственной прожитой жизнью, тем выше и удовлетворение любых потребностей ребенка. Такие отцы считаю, что много добились и «плодами» этих достижений должны в первую очередь пользоваться их дети. Они «балуют» своих детей, как правило любое желание ребенка для таких отцов – закон. Чем отец удовлетворен собственной самореализацией тем больше получает ребенок. Такие отцы могут рассуждать по принципу: «У меня ни чего не было – зато у моего ребенка все будет». Родитель бессознательно проецируют на ребенка свои ранее не удовлетворенные потребности и стремиться собственного ребенка ни в чем не ограничивать: дорогие и разнообразные игрушки, регулярные посещения цирка, домашние любимцы.
В случае же когда отцы недовольны прожитой жизнью, они не замечают потребностей ребенка, могут даже ограничивать собственное общение с ребенком, считая это лишним и потерей времени. Чем ниже удовлетворение самореализацией отца, там меньше они удовлетворяют потребности ребенка.
Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство