Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте.
Взрослые в лице родителей, воспитателей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка другие «агенты социализации» (сверстники, СМИ и т.д.).
В то же время, результаты последних исследований показали, что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников со сверстниками [Усова А.П., Эльконин Д.Б., Лисина М.И. и др].
При общедоступности средств массовой информации, в том числе и для детей, обилии компьютерных игр, мультфильмов, есть смысл серьезно рассматривать влияние этих новых агентов социализации на развитие подрастающего поколения.
Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, то именно в игре отчетливее всего проявляется подражание персонажам игр, фильмов и мультфильмов, как новым агентам социализации, а также закрепляется соответствующее социально-ролевое поведение.
Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у современных дошкольников под влиянием новых «агентов социализации» специфика подражания наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить исследования игровой деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психологические особенности социализации современных дошкольников.
3. Рассмотреть специфику проявления подражания дошкольников в игровой деятельности.
4. Провести
эмпирическое исследование
Теоретические основы исследования: В своей работе мы опираемся на работы педагогов и психологов, изучающих процесс социализации детей, роль игры как деятельности, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности: П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Л.С Выготский, Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург и другие.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
Практическая значимость: материалы
работы могут быть использованы педагогами
ДОУ и психологами для
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и списка литературы, также представлены диаграммы с результатами исследования. Дипломная работа состоит из 52 страниц.
Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. В то время как, К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется па труд и поэтому выражается в игровых действиях. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности[1].
Хотя приведенные теории игры на первый взгляд неоднозначны, однако все они сводятся к тому, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается. Из данных теорий следует, что педагог не может способствовать возникновению детской игры и не может использовать ее для развития самих играющих детей.
Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и отечественные ученые. Уже в дореволюционное время А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности [3]. Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи (Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург, А..А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Существуют
разные виды игр: подвижные (с правилами),
дидактические, игры-драматизации, конструктивные.
Особое значение в развитии детей от 2
до 7 лет имеют творческие, или ролевые,
игры.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец
называют ролевую игру ведущей деятельностью
ребенка дошкольного возраста. Ролевая
игра возникает и существует в связи с
другими видами детской практики: в первую
очередь с наблюдениями окружающей жизни,
слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Меньшая импульсивность детей в сюжетно-ролевой
игре, когда потребности и желания приобретают
большую по сравнению с обыденной жизнью
силу [1]. Л.С. Выготский предположил, что
ролевая игра возникает в результате сильных,
напряженных потребностей, удовлетворение
которых невозможно для ребенка в его
обычной жизни, но возможно в условиях
игры. Именно поэтому в ролевой игре старших
дошкольников практически отсутствует
импульсивное поведение, так как вся игровая
деятельность направлена на удовлетворение
конкретной сильной потребности (желания).
Понятие творческая игра в отечественной психологии рассматривали: М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин [48].
Творческая игра – это игра, которая создается самими детьми. В них игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план [48].
Творческие игры классифицируются на: режиссёрские игры; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры со строительным материалом; с природным материалом; с подсобным материалом.
Творческие игры разнообразны, но в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, определяют правила, распределяют между собой роли, подбирают необходимые игрушки и маркеры игрового пространства. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
Творческие (ролевые) игры детей, характеризуются следующими особенностями:
1.Игра
представляет собой форму
Так, в игре ребенок отражает жизнь взрослых. Таким образом, происходит научение (процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленного или стихийного) деятельности взрослых. И чем больше возможностей для активного действия, тем интереснее игра. Поэтому врачом быть интереснее, чем больным, артистом лучше, чем зрителем, а шофером, конечно, увлекательнее, чем пассажиром.
2.Отличительной
особенностью игры является и
сам способ, которым ребенок пользуется
в этой деятельности. Игра осуществляется
комплексными действиями, а не
отдельными движениями (как, например,
в труде, письме, рисовании). В эти
действия включается речь: старшие
дети называют замысел игры, ее
сюжет, действующих лиц, задают характерные
для каждого из них вопросы,
высказывают критические
3. Игра,
как и всякая другая
Так, например, на первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1912 г.) докладчики рассказывали о том, как деревенские ребятишки играли «в барина». «Крестьяне» приходили к нему с просьбами снизить налоги, а «барин» важно сидел в кресле, «ел говядину» и пил чай. Он кричал на крестьян и отправлял их па конюшню пороть...[5] Совершенно невозможно представить себе, где бы то ни было сейчас, хоть что-нибудь похожее на подобную игру. Ей неоткуда взяться, она просто невозможна.
4.Игра
является формой творческого
отражения ребенком
В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности («так бывает» или «так не бывает») с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.
5.Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей ребенка. Для того чтобы ребенок начал играть «в магазин», «библиотеку» или «железную дорогу», необходимо, чтобы он уже кое-что знал о том, как работают продавцы и что делают покупатели, что де лают люди на вокзале, кто и как там работает. Поэтому игре предшествуют обычно наблюдения детей за жизнью и трудом взрослых.
6. В развернутой
форме игра представляет собой
коллективную деятельность. Все
участники игры находятся в
отношениях сотрудничества. Развернутая
игра старших детей объединяет
всех ее участников единым
замыслом. Каждый из играющих
вносит свою долю фантазии, опыта,
активности в развитие
7. Разносторонне
развивая детей, сама игра тоже
изменяется и развивается. При
систематическом руководстве
а) От начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры. У младших детей этот замысел либо вообще не существует, либо не определяет всю игру. Часто лишь в процессе совместной деятельности игра развертывается в широкую коллективную деятельность.
б) От первой игры к последующим играм той же группы детей. Повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по- новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта обработка выбранного сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и фантазией детей. Когда же сюжет исчерпан, т. е. сами дети больше не могут вносить в игру новые варианты, игра застопоривается и глохнет.
в) Наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Эту перестройку можно проследить и в содержании игр, и в их структуре, т. е. в способах отражения действительности, и в расстановке сил самих играющих.